газета «Центр Азии» №20 (30 мая — 5 июня 2014)
Культурная жизнь

Тувинский актер Уран-оол Стал-оол за исполнение женской роли получил монгольского театрального «Оскара» – Святую музу

31 мая 2014 г.

Тувинский актер Уран-оол Стал-оол за исполнение женской роли получил монгольского театрального «Оскара» – Святую музуМолодой актер Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола Уран-оол Стал-оол с 12 по 20 мая принимал участие в XI Международном театральном фестивале «Гэгээн Муза» («Saint Muse» – «Святая Муза») в столице Монголии Улан-Баторе и вернулся в Кызыл с шикарной золоченой статуэткой Святой музы – специальным призом жюри за актерское мастерство.

Тувинский театр открыл конкурс моноспектаклей на сцене кукольного театра Монголии 13 мая спектаклем на русском языке «Человеческий голос», по-монгольски «Хуний дуу хоолой», по пьесе французского драматурга Жана Кокто и вызвал большой интерес у зрителей и членов жюри фестиваля.

Зрителей удивила смелость режиссера Сюзанны Ооржак, дерзнувшей занять в главной роли, предназначенной для женщины, актера-мужчину, тем более такого молодого: актеру всего двадцать четыре года, на сцене он играет два года после окончания Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств у мастера Джеммы Баторовой.

Эксперимент удался. Уран-оолу Стал-оолу удалось донести до публики, не владеющей русским языком, страдания человека, глубоко любящего и возносящего свою любовь выше жизни и всех человеческих ценностей. Кроме того, был прочитан и скрытый смысл, вложенный в спектакль режиссером – обожествление искусства театра, который захватывает нас, простых смертных, заставляя превращать простые предметы обихода в нечто ритуальное. Так, например, у Сюзанны Ооржак в телефонную трубку, последнюю надежду героя, превращаются, орба – инструмент шамана, кроссовка и даже носки героя.

Известная актриса, драматург, режиссер и продюсер Элизабет Хэсс, приглашенная на фестиваль из Нью-Йорка в качестве члена жюри, отметила интересное режиссерское решение спектакля, хорошую пластику и отличные вокальные данные Уран-оола Стал-оола. Хорошую актерскую технику оценили также и другие члены жюри, в том числе президент фестиваля госпожа Сарантуяа.

По результатам конкурса главный приз за лучшую мужскую роль в моноспектакле достался актеру частного постмодернистского театра абсурда «Black box» Г. Мөнхжаргалу за спектакль «Последняя лента Краппа» Самюэля Беккета. Приз за лучшую женскую роль достался актрисе этого же театра Л. Эрдэнэ-Оч за спектакль «Солиорол 4, 48» – «Психоз 4. 48» по пьесе Сары Кейн.

Режиссер театра Сюзанна Ооржак приняла участие в «Гэгээн муза» как член жюри на спектаклях большой формы. Поработав на пяти спектаклях, она высоко оценила харизму и органичность монгольских актеров в спектакле «Дон-Кихот» – «Кихот ноён» Монгольского государственного академического драматического театра имени Д. Нацагдоржа и мощные голоса певцов, а также сценографию в мюзикле «Шахматы» – «Монгол шатрын домог» Ордос театра Внутренней Монголии.

После просмотра, всех спектаклей-участников, Сюзанна Ооржак сделала вывод: многие театры начали пренебрегать главным – живой игрой актера: «В современном театре наблюдается опасная тенденция – замена игры актера техникой. Я прихожу в театр для того, чтобы насладиться живым искусством, а не посмотреть кинофильм или послушать голос, записанный на магнитофоне. Считаю, что это мертвый театр. И меня очень удивило то, что членами жюри некоторые такие постановки были высоко оценены. Актер должен играть, даже если вдруг погаснет свет».

Проводимый в одиннадцатый раз и приуроченный к 375-летию Улан-Батора, фестиваль «Гэгээн Муза» в Монголии является самым престижным негосударственным театральным фестивалем, который в России можно сравнить с Национальной премией «Золотая маска». Присуждались премии лучшему драматургу, лучшему художнику, за лучшую главную мужскую роль, за лучшую главную женскую роль, за лучшую мужскую роль второго плана, за лучшую женскую роль второго плана в разных жанрах.

ПТувинский актер Уран-оол Стал-оол за исполнение женской роли получил монгольского театрального «Оскара» – Святую музураздничная часть фестиваля – чествование участников на церемонии красного ковра на площади Чингисхана и вручение статуэток Святой музы победителям в Государственном академическом театре оперы и балета Монголии – была похожа на церемонию вручения «Оскара».

Почетные гости выходили на сцену, раскрывали конверт с именем победителя и вручали ему цветы и статуэтку Святой музы. Нарядные и счастливые обладатели премии, некоторые из которых плакали от счастья, произносили речь под вспышки многочисленных фотокамер.

Фестиваль «Святая муза» с самого основания возглавляет его президент госпожа Сарантуяа, народная артистка Монголии, преподающая актерское мастерство в местном вузе, вырастившая не одно поколение актеров, а также учредитель – актер Государственного академического драматического театра Монголии им. Д. Нацагдоржа Отгонбат Батор. Им помогают десять членов фестиваля, в числе которых выдающиеся деятели искусства Монголии. В последние два гола фестиваль приобрел статус международного. В 2014 году в нем приняли участие 20 театров из Монголии, Внутренней Монголии, Сербии и России. Должен был приехать еще театр из Египта, но в связи со здоровьем актера не смог.

Россия в этом году впервые участвовала в фестивале «Гэгээн Муза», благодаря стараниям и инициативе Доржи Сультимова – заслуженного артиста РФ, народного артиста Бурятской АССР, заслуженного работника культуры Монголии, театрального и общественного деятеля, представителя Союза театральных деятелей Монголии в России.

Российскими первопроходцами на фестивале «Гэгээн Муза» стали тувинский Национальный музыкально-драматический театр имени В. Кок-оола и Брянский областной драматический театр им. А. К. Толстого. Наши соотечественники из Брянска показали монгольской публике моноспектакль «Валентина, брависсимо!» по пьесе Татьяны Коровушкиной.

Режиссер этого спектакля Татьяна Горбачева оказалась хорошо знакома с Тувой – десять лет назад она гастролировала в республике и целый месяц жила здесь – и передала ее жителям огромный привет. Игру молодой актрисы Олеси Македонской члены жюри также хорошо оценили: актрисе удалось тронуть тонкие душевные струны зрителей. «Она играла искренне и от души. В этом спектакле чувствовалась душевная теплота, что мне очень понравилось» – отметила Элизабет Хэсс.

С моноспектаклем «Человеческий голос», поставленным специально для фестиваля «Гэгээн Муза», премьера которого состоялась в Улан-Баторе, тувинские зрители, ознакомятся в будущем 79-м театральном сезоне на сцене Национального театра.


Фото автора.


Фото: 1. Уран-оол Стал-оол в моноспектакле «Человеческий голос» – репетиция перед поездкой на фестиваль в Монголию. Республика Тыва, Кызыл. Репетиционный зал Национального театра. 5 мая 2014 года.

2. Сюзанна Ооржак и Уран-оол Стал-оол на церемонии красного ковра. Улан-Батор, площадь Чингисхана, фестиваль «Гэгээн Муза» («Saint Muse» – «Святая Муза»). 19 мая 2014 года.

Виктория ХОМУШКУ
http://www.centerasia.ru/issue/2014/20/5006-tuvinskiy-akter-uran-ool-stal-ool-za.html