–
Ошибка,
которая особенно раздражает вас в устной
и письменной речи, Константин Николаевич?
–
Очень
раздражает, когда неправильно употребляют
«тся» и «ться» в глаголах. Кто хорошо
учился в школе, помнит, что мягкий знак
пишется в неопределенной форме глагола,
которая отвечает на вопросы: что делать,
что сделать? Например: «На небе начали
появляться первые звёзды». Не пишется
мягкий знак в формах глагола, которые
отвечают на вопросы: что делает, что
сделает? Например: «На небе скоро появятся
первые звёзды».
Еще
режет слух и глаз, когда пишут и говорят:
охото, завтро, моё восьмое марто, моё
день рождение, хотя правильно только
так: охота, завтра, моё восьмое
марта, мой день рождения.
Часто
ошибаются в корне с чередующимися
гласными, например: «гор-гар», «кос-кас»,
«лаг-лож» и другими, их целый ряд. Здесь,
правописание слов нельзя проверить
подбором однокоренных. Применять нужно
другие правила, которые нужно учить.
Это я помню еще со школы.
Как-то
заметил, что слово «предыстория» написали
так: «предъистория». Это же ужас просто.
А как коверкают слово «будущее»! Некоторые
упорно добавляют букву «ю», чтобы
получилось непонятное «будующее».
Еще
пример: «намажьте», «нарежьте» употребляют
на письме без мягкого знака, а в слово
«ключ», наоборот, вставляют мягкий знак.
Порой, бывает стыдно за таких носителей
русского языка, который, между прочим,
для многих является родным.
–
Ошибка,
которую вы сами постоянно делаете и
пытаетесь исправить.
–
Вот
эти самые «тся», «ться». Сам могу
ошибиться, если приходится писать что-то
очень быстро. Но перед тем как употребить
такой глагол на письме, обычно задаю
вопросы: что делает, что сделать? Многие
люди, особенно филологи, эти окончания
пишут правильно автоматически, а я так
не могу, поэтому вынужден задавать
вопрос перед написанием.
–
Ваше
любимое правило русского языка?
–
Суффиксы
«чк», «чн», которые писать нужно без
мягкого знака, например: «Нянчат два
сверчка жучка». Еще одно правило – это
склонение имен существительных.
Именительный падеж: кто, что? Родительный:
кого, чего? Дательный: кому, чему?
Винительный: кого, что? Творительный:
кем, чем? Предложный: о ком, о чем?
–
Какого
писателя вы считаете эталоном русской
словесности?
–
Эталона
нет. Но очень люблю читать сибирского
писателя Владимира Анисимовича
Колыхалова. Он очень полно описывает
то время, в котором живут его герои,
мастерски передает атмосферу. У Колыхалова
– своеобразный стиль: в свои произведения
писатель вкладывает душу, что прекрасно
чувствуется читателем. Владимир
Анисимович – настоящий русский писатель.
–
По
какому бы произведению вам было бы
интересно написать диктант?
–
По
произведениям Максима Горького. Тексты
его творений достаточно сложны, поэтому
считаю, это будет настоящая проверка
пунктуации и орфографии любого человека,
в том числе и филолога.
–
Ваш
главный учитель русского языка?
–
Уверен,
самый главный мой учитель – это книги.
Когда читаю какое-либо произведение,
обращаю внимание на сложноподчиненные
и сложносочиненные предложения.
А
если встречаю какое-то незнакомое слово,
то обязательно останавливаюсь на нем:
открываю словарь, узнаю, что оно означает.
Так я узнал, что слова «наверно» и
«наверное» имеют разные значения.
«Наверное» – это вероятно, можно
предположить. А «наверно» – это точно,
определенно, несомненно.
Вот
поэтому читать нужно обязательно. Раньше
наша страна была самой читающей в мире,
сейчас же я в этом не уверен.
–
Какие
орфографические и стилистические
оплошности вы замечали в тувинских
газетах, журналах, телевизионных и
радиопрограммах?
–
В
тувинских газетах ошибок замечаю мало,
разве что не всегда раскрывают полностью
тему. А вот, что касается телевидения и
радио, то здесь журналисты ошибаются
очень часто, что считаю недопустимым,
так как их эфиры смотрит и слушает весь
Кызыл, вся республика.
Сейчас
я живу в поселке Шушенском Красноярского
края, но родился и вырос именно в столице
Тувы. Когда приезжал в последний раз в
Кызыл по делам, заметил ошибку в «бегущей
строке» одного из местных телеканалов.
Слово «бегущая» было написано через
«ш», получилось: «бегушая строка». Это
элементарная невнимательность. Еще на
этом же канале неправильно написали
слово «агентство», без первой буквы
«т».
Немало
ошибок и в устной речи журналистов,
например, когда говорят: «возбУ́ждено»
вместо «возбужденО́».
Я понимаю, если правоохранители так
выражаются, это уже их профессиональный
сленг. Но когда так говорят в своих
сюжетах радио и телевизионные
корреспонденты, это недопустимо.
Ощущение, что некоторые представители
средств массовой информации профессионально
развиваться не хотят.
Я
считаю, что на литературном русском
языке людям общаться не обязательно,
но элементарные нормы русского языка
каждый гражданин Российской Федерации
знать обязан. Человек должен совершенствовать
знания великого и могучего и учить этому
своих детей, а не сваливать эти обязанности
только на учителей русского языка и
литературы.
У
меня в кызыльской школе № 1 по русскому
была тройка, многие правила не учил.
Потом, уже после окончания одиннадцати
классов, мне стало интересно изучать
язык, и я многого добился. Бывает, что в
компании друзей и знакомых блесну
знаниями родного языка, но многих это
начинает раздражать, говорят: «Ты что,
Костя, самый умный? Кого ты из себя
строишь? Будь, как все».
А
я не хочу быть безграмотным, хочу писать
и говорить без ошибок.
–
Монофон
– это рассказ, все слова в котором
начинаются на одну букву. Составьте по
этому принципу хотя бы одно предложение.
Ваша буква – «О».
–
Осень
очаровала Ольгу ожившими облаками.
–
Романтично,
Константин Николаевич. А как пишется и
что означает слово ярыга?
–
Как
писать это слово догадываюсь: ярыга. А
вот, что оно означает – не знаю.
–
Согласно
«Большому толковому словарю русского
языка» под редакцией Кузнецова, ярыга
имеет три близких друг к другу значения.
В России 16-18 веков – представитель
некоторых групп беднейшего населения,
занимавшихся наемным физическим трудом.
Низший служитель в приказах, исполнявший
полицейские функции. Пьяница, беспутный
человек.
Теперь
ваша очередь: называйте слово, а я
попытаюсь правильно написать его и
объяснить, что оно значит.
Константин
Николаевич дал мне слово аккомпанемент.
Написал его правильно и значение знаю:
аккомпанемент – это музыкальное
сопровождение солирующей партии –
вокальной или инструментальной. Например:
«Петь под аккомпанемент рояля».
Вывод
один: не только филологи могут знать и
любить русский язык, и пример этому –
Константин Неволин.
Фото:
Константин Неволин в огороде своего
дома с самой любимой буквой
«С». Красноярский
край, поселок
Шушенское. 15 мая
2014 года. Фото
Константина
Неволина.
Следующая
встреча в газете «Центр Азии» – с
учителем русского
языка и литературы школы села Сукпак
Кызылского
района,
победителем республиканского конкурса
«Учитель года-2014» Анжеликой Чадамбаевной
Доржу.
О русском языке беседовал Константин КУЦЕВАЛОВ, kos-85@list.ru Автор проекта, который будет продолжаться весь 2014 год, объявленный в Туве Годом русского языка, Надежда Антуфьева.