газета «Центр Азии» №18 (16 — 21 мая 2014)
Здоровый образ жизни

К энтузиастам гонок по бездорожью присоединился Шолбан Кара-оол: победить свои страхи и сомнения – особый драйв

15 мая 2014 г.

К энтузиастам гонок по бездорожью присоединился Шолбан Кара-оол: победить свои страхи и сомнения – особый драйвКоличество любителей внедорожного спорта в Туве увеличилось. К ним присоединился глава республики Тувы Шолбан Кара-оол, принявший участие в соревнованиях по джип-спринту, организованных Кызылским клубом любителей внедорожников «Адыг» в честь Дня Победы.

И не в качестве почетного гостя, а в ранге участника гонок по бездорожью в категории ATV – мощных квадроциклов, специально созданных для экстремальной езды. Соревнования прошли 10-11 мая в местечке Кок-Тей близ Кызыла, на трассе, приспособленной энтузиастами автомотоспорта под турниры и шоу машин-вездеходов.

Клуб «Адыг» – «Медведь» – с 2010 года проводит подобные соревнования, и с каждым годом они становятся все популярнее не только в республике, но и в Сибири. Если на первых гонках участников можно было пересчитать по пальцам, то на «Кок-Тей – 2014» прибыли уже 46 экипажей из Тувы, Хакасии и Красноярского края. По словам основателя джиперского клуба Юрия Пищикова, количество участников от Тувы увеличилось за счет вовлечения в автоспорт любителей из районов республики: Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского, Пий-Хемского, Улуг-Хемского, Тандинского, Тоджинского. Большинство из них дебютировали в гонках по бездорожью.

Впервые испытал себя на экстремальной трассе за рулем мощного внедорожника и Шолбан Кара-оол. Премьер Тувы провел гонку на 82-сильном квадроцикле высокой проходимости. В заезде с ним конкурировали девять спортсменов на машинах примерно того же класса. К финишу Кара-оол пришел пятым, однако, как считает один из самых опытных гонщиков тувинского джип-спринта Алексей Добров, неоднократно побеждавший в подобных турнирах, по качеству пилотирования дебютант вполне мог бы претендовать и на победу, если бы не зрители. Пытаясь запечатлеть статусного гонщика на камеры своих телефонов, многие из них, несмотря на предупреждения судей, выбегали прямо на трассу.

К энтузиастам гонок по бездорожью присоединился Шолбан Кара-оол: победить свои страхи и сомнения – особый драйв«Я не раз сталкивался с похожей помехой и прекрасно знаю, насколько сильно это выбивает гонщика из равновесия, – так прокомментировал Алексей Добров заезд Шолбана Кара-оола. – В таких условиях думаешь не столько о гонке, сколько о том, как бы кто из самых любопытных не залез под колеса. Были несколько эпизодов, когда по вине таких зевак Шолбану Валерьевичу приходилось выбирать не самую лучшую колею и закапываться в грязь. В этих моментах и было потеряно победное время. Но в остальном глава наш показал на удивление грамотное пилотирование. В команду мы бы его взяли».

«Адыговцы», действительно, приняли главу республики в свои ряды: на церемонии награждения ему была вручена футболка с символикой первого джип-клуба Тувы. «Как организация мы будем зарегистрированы только в этом году, пока документы проходят согласование, поэтому клубная футболка – это наш единственный документ о принадлежности к джиперскому сообществу», – пояснил один из основателей клуба и организаторов джип-спринта Виктор Гулик.

Сам Кара-оол тоже не считает себя проигравшим: «Это особый драйв – победить свои страхи и сомнения. Мужчина обязан быть с техникой на ты, чувствовать ее мощь и уметь ее обуздать». Глава Тувы не исключил, что попытается взять реванш у соперников на будущих гонках, тем более, что членство в клубе обязывает его к участию в делах «Адыга».

В беседе с подвижниками джиперского движения Шолбан Кара-оол посоветовал им настойчивее привлекать к организации соревнований наподобие «Кок-Тея-2014» власти города и республики, в лице мэрии Кызыла, профильных министерств и ведомств вроде Минтранса, Тувавтодора, ГИБДД. По его мнению, они и сами должны быть заинтересованы в поддержке К энтузиастам гонок по бездорожью присоединился Шолбан Кара-оол: победить свои страхи и сомнения – особый драйвдвижения любителей автоспорта как общественного института, через который можно и нужно формировать в водительской среде нетерпимость к автохулиганству, высокую культуру вождения, с которой на дорогах Тувы дела обстоят плохо. И свидетельством тому – многочисленные автоаварии с человеческими жертвами.

Заезды джип-спринта были организованы по пяти зачетным категориям, разделенным в соответствии с подготовленностью полноприводных автомобилей к экстремальному бездорожью.

К категории автомобилей серийной комплектации «стандарт» победу одержал экипаж из Кызыла – Анатолий Просвиркин и Сергей Тырышкин. В зачете ТР-1 первое место занял семейный экипаж из Саяногорска – Валерия и Владимира Городецких, ТР-2 – туранцы Илья Шагарин и Вячеслав Данишвар, ТР-3 – абаканские гонщики Анатолий Симаков и Павел Ерин.

Гонки в зачете ATV, в которых участвовал Шолбан Кара-оол, проводились в два заезда – на первенство клуба и на специальный приз Председателя Правительства Республики Тыва, учрежденный впервые. Оба приза достались кызыльчанам – Байыр-оолу Байыскылану и Алексею Ондару.

В ближайших планах тувинских джиперов – участие в Большом Сибирском трофи-рейде «Грязные игры», который организован при содействии администрации губернатора Красноярского края и стартует уже 6 июня, а также в IX Международном внедорожном фестивале, намеченном на 25 – 31 июля в Саянах, ориентировочно под селом Ермаковским.


Фото Виталия Шайфулина.

Фото: Шолбан Кара-оол с энтузиастами гонок по бездорожью. Республика Тыва, местечко Кок-Тей близ Кызыла. Соревнования по джип-спринту, организованные Кызылским клубом любителей

внедорожников «Адыг». 11 мая 2014 года.

2. Джиперы грязи не боятся. Шолбан Кара-оол на финише гонок в зачете ATV. Республика Тыва, местечко Кок-Тей близ Кызыла. 11 мая 2014 года.

3. На трассе гонок внедорожников. Республика Тыва, местечко Кок-Тей близ Кызыла.

11 мая 2014 года.

Юрий Тас-оол
http://www.centerasia.ru/issue/2014/18/4995-k-entuziastam-gonok-po-bezdorozhyu.html