Количество
любителей внедорожного спорта в Туве
увеличилось. К ним присоединился глава республики
Тувы Шолбан Кара-оол, принявший участие
в соревнованиях по джип-спринту, организованных
Кызылским клубом любителей внедорожников
«Адыг» в честь Дня Победы.
И
не в качестве почетного гостя, а в ранге
участника гонок по бездорожью в категории
ATV – мощных квадроциклов, специально
созданных для экстремальной езды.
Соревнования прошли 10-11 мая в местечке
Кок-Тей близ Кызыла, на трассе,
приспособленной энтузиастами
автомотоспорта под турниры и шоу
машин-вездеходов.
Клуб
«Адыг» – «Медведь» – с 2010 года проводит
подобные соревнования, и с каждым годом
они становятся все популярнее не только
в республике, но и в Сибири. Если на
первых гонках участников можно было
пересчитать по пальцам, то на «Кок-Тей
– 2014» прибыли уже 46 экипажей из Тувы,
Хакасии и Красноярского края. По словам
основателя джиперского клуба Юрия
Пищикова, количество участников от Тувы
увеличилось за счет вовлечения в
автоспорт любителей из районов республики:
Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского,
Пий-Хемского, Улуг-Хемского, Тандинского,
Тоджинского. Большинство из них
дебютировали в гонках по бездорожью.
Впервые
испытал себя на экстремальной трассе
за рулем мощного внедорожника и Шолбан
Кара-оол. Премьер Тувы провел гонку на
82-сильном квадроцикле высокой проходимости.
В заезде с ним конкурировали девять
спортсменов на машинах примерно того
же класса. К финишу Кара-оол пришел
пятым, однако, как считает один из самых
опытных гонщиков тувинского джип-спринта
Алексей Добров, неоднократно побеждавший
в подобных турнирах, по качеству
пилотирования дебютант вполне мог бы
претендовать и на победу, если бы не
зрители. Пытаясь запечатлеть статусного
гонщика на камеры своих телефонов,
многие из них, несмотря на предупреждения
судей, выбегали прямо на трассу.
«Я
не раз сталкивался с похожей помехой и
прекрасно знаю, насколько сильно это
выбивает гонщика из равновесия, – так
прокомментировал Алексей Добров заезд
Шолбана Кара-оола. – В таких условиях
думаешь не столько о гонке, сколько о
том, как бы кто из самых любопытных не
залез под колеса. Были несколько эпизодов,
когда по вине таких зевак Шолбану
Валерьевичу приходилось выбирать не
самую лучшую колею и закапываться в
грязь. В этих моментах и было потеряно
победное время. Но в остальном глава
наш показал на удивление грамотное
пилотирование. В команду мы бы его
взяли».
«Адыговцы»,
действительно, приняли главу республики
в свои ряды: на церемонии награждения
ему была вручена футболка с символикой
первого джип-клуба Тувы. «Как организация
мы будем зарегистрированы только в этом
году, пока документы проходят согласование,
поэтому клубная футболка – это наш
единственный документ о принадлежности
к джиперскому сообществу», – пояснил
один из основателей клуба и организаторов
джип-спринта Виктор Гулик.
Сам
Кара-оол тоже не считает себя проигравшим:
«Это особый драйв – победить свои страхи
и сомнения. Мужчина обязан быть с техникой
на ты, чувствовать ее мощь и уметь ее
обуздать». Глава Тувы не исключил, что
попытается взять реванш у соперников
на будущих гонках, тем более, что членство
в клубе обязывает его к участию в делах
«Адыга».
В
беседе с подвижниками джиперского
движения Шолбан
Кара-оол посоветовал им настойчивее
привлекать к организации соревнований
наподобие «Кок-Тея-2014» власти города и
республики, в лице мэрии Кызыла, профильных
министерств и ведомств вроде Минтранса,
Тувавтодора, ГИБДД. По его мнению, они
и сами должны быть заинтересованы в
поддержке движения любителей автоспорта
как общественного института, через
который можно и нужно формировать в
водительской среде нетерпимость к
автохулиганству, высокую культуру
вождения, с которой на дорогах Тувы дела
обстоят плохо. И свидетельством тому –
многочисленные автоаварии с человеческими
жертвами.
Заезды
джип-спринта были организованы по пяти
зачетным категориям, разделенным в
соответствии с подготовленностью
полноприводных автомобилей к экстремальному
бездорожью.
К
категории автомобилей серийной
комплектации «стандарт» победу одержал
экипаж из Кызыла – Анатолий Просвиркин
и Сергей Тырышкин. В зачете ТР-1 первое
место занял семейный экипаж из Саяногорска
– Валерия и Владимира Городецких, ТР-2
– туранцы Илья Шагарин и Вячеслав
Данишвар, ТР-3 – абаканские гонщики
Анатолий Симаков и Павел Ерин.
Гонки
в зачете ATV, в которых участвовал Шолбан
Кара-оол, проводились в два заезда – на
первенство клуба и на специальный приз
Председателя Правительства Республики
Тыва, учрежденный впервые. Оба приза
достались кызыльчанам – Байыр-оолу
Байыскылану и Алексею Ондару.
В
ближайших планах тувинских джиперов –
участие в Большом Сибирском трофи-рейде
«Грязные игры», который организован
при содействии администрации губернатора
Красноярского края и стартует уже
6
июня, а также в IX Международном внедорожном
фестивале, намеченном на 25 – 31 июля в
Саянах,
ориентировочно под селом Ермаковским.
Фото
Виталия Шайфулина.
Фото:
Шолбан
Кара-оол
с
энтузиастами
гонок
по
бездорожью.
Республика
Тыва,
местечко
Кок-Тей
близ
Кызыла.
Соревнования
по
джип-спринту,
организованные
Кызылским
клубом
любителей
внедорожников
«Адыг». 11 мая 2014 года.
2.
Джиперы грязи не боятся. Шолбан Кара-оол
на финише гонок в зачете ATV. Республика
Тыва, местечко Кок-Тей близ Кызыла. 11
мая 2014 года.
3.
На трассе гонок
внедорожников. Республика Тыва, местечко
Кок-Тей близ Кызыла.
11
мая 2014 года.