газета «Центр Азии» №10 (21 — 27 марта 2014)
Проблема

Почему мы молчим, когда от насилия страдают наши дети

21 марта 2014 г.

Почему мы молчим, когда от насилия страдают наши детиПрочитав в №5 «Центра Азии» за 2014 год материал Айланы Монгуш «Интернат в Кызыле не стал для сирот родным домом», ужаснулась. Страшно даже читать, сколько фактов нарушений прав детей – и каких! – обнаружила прокуратура Кызыла: неполучение алиментов, самовольные уходы, один из которых закончился изнасилованием несовершеннолетней воспитанницы интерната чиновником.


Много странного и непонятного. Почему о преступлении, совершенном в ноябре 2013 года стало известно только сейчас? Почему не наказаны виновные? Что сделано для защиты детей, недопущения впредь таких происшествий министром образования и науки, руководителем Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, уполномоченным по правам ребенка?

Где совесть многочисленных чиновников сферы образования, и есть ли она, если даже такие происшествия не вынуждают их уходить с должности? Почему директора интерната, допустившего такие беззакония, привлекли только к административной ответственности?

Понятно, что работать с трудными детьми – сиротами, из неблагополучных семей, без поддержки родных – очень сложно. Однако каждый, кто идет на руководящую должность в образовательное или социальное учреждение, должен ясно понимать всю ответственность. Отсутствие реального строгого наказания за такие проступки плодит беззаконие дальше.

О каком отборе на государственную службу можно говорить, если те, кто по закону обязан защищать граждан, пользуясь их доверием, спаивают детей и совершают самые мерзкие преступления? Вопросов много, а ответов – нет.

Дело не только в произволе чиновников и круговой поруке как норме их жизни. Главная причина того, что такие злодеяния происходят – это равнодушие людей, отчужденность от чужой, на первый взгляд, беды.

Мы можем быть сплоченными, сопереживать бедам Приморья, Крыма, когда нас подталкивают власти. Но разве мы не можем проявить сознательность и самостоятельные действия, когда власти пытаются скрыть такие неприглядные факты и отмолчаться? Кто пожалеет и защитит наших детей от насилия и издевательств в семье, в госучреждениях, от самих чиновников? Не призывая к ответу виновных, не делая ровным счетом ничего, мы сами позволяем им раз за разом уходить от ответственности и допускаем повторение преступлений.


Еженедельно в криминальной хронике республики звучит информация о новых фактах насилия в отношении несовершеннолетних: в 2013 году – 462 преступления, рост на 4,5%.

Рост изнасилований детей такой, что давно пора бить во все колокола: 2012 год – 27, 2013 год – 40. А ведь за каждой единицей статистики стоит искалеченная судьба ребенка. Что будет с ним после этого?

По словам полицейских и психологов нераскрытых случаев насилия – во много раз больше. Совершают преступления чаще всего те, кому дети доверяют: близкие родственники, отчимы и даже родные отцы. Сами «матери» порой замалчивают их, боясь огласки и потери статуса замужней женщины. При этом не осознают, что от таких насильников, уверенных в своей безнаказанности, пострадать могут и другие дети. Ответ детей на насилие и равнодушие взрослых мы видим: рост агрессии, преступности, суицидов. И это происходит в обществе, в котором сто лет назад дети были самым главным богатством и ценностью.

Сколько еще детей должно пострадать, чтобы общество проснулось? Почему молчат духовные лидеры: известные педагоги, писатели, ученые, общественные деятели? Где мнение правозащитных и общественных организаций?

Не претендую на роль морального авторитета, но я четко понимаю, что у нас нет будущего пока дети под угрозой. Как человека, как мать меня очень беспокоит рост насилия. Не в последнюю очередь он вызван равнодушием: люди совсем перестали искренне реагировать на чужую боль, что-то предпринимать в ответ.


Считаю, что пора взять под народный контроль деятельность социальных учреждений – создать в каждом из них общественные советы с широкими полномочиями.

Очень важно организовать возможность обратной связи общественников с детьми из интернатов и детских домов, чтобы о нарушениях они могли сообщить им сами и знали, что их защитят. Всем детям надо раздать адрес электронной почты для обращений, номера телефонов доверия, регулярно проводить встречи с ними и проверки учреждений с участием общественности.

Надо расширить аппарат и полномочия Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва, вплоть до наложения административного наказания. Уполномоченный вправе инициировать внеплановые проверки всех образовательных и социальных учреждений республики. Я уверена, что интернат города Кызыла – не единственное место, где попираются права детей.

Крайне важно разобраться, почему в Туве идет такой рост насилия, от которого страдают дети – самые незащищенные члены общества. Это связано не только с кризисом семьи, пьянством, плохой работой чиновников, существует множество сопутствующих и скрытых причин, которые надо найти и устранить.

Результаты такого комплексного глубинного исследования надо положить в основу государственной политики в отношении семьи и детства, довести до сведения всего общества.

Мы не имеем права делать вид, что ничего не происходит.

Валерия КАН kan-tuva@mail.ru
http://www.centerasia.ru/issue/2014/10/4870-pochemu-mi-molchim-kogda-ot-nasiliya.html