газета «Центр Азии» №48 (6 — 12 декабря 2013)

Уникальный шанс: аргументированные предложения Шолбана Кара-оола поддержаны в правительстве России

7 декабря 2013 г.

Уникальный шанс: аргументированные предложения Шолбана Кара-оола поддержаны в правительстве РоссииЧеткий комплексный план инвестиционного развития Тувы до 2018 года должен быть подготовлен на федеральном уровне уже к 1 апреля 2014 года – таков итог состоявшегося 28 ноября 2013 года в Москве важнейшего для республики заседания правительства России, в повестку дня которого по поручению Дмитрия Медведева был внесен вопрос о социально-экономическом развитии Республики Тыва.

Предложения по преодолению транспортной изолированности и энергодефицита, высказанные Главой республики Шолбаном Кара-оолом в правительственном докладе, были поддержаны руководством страны. Поручение подготовить план, в котором должно быть предусмотрено решение актуальнейших для Республики Тыва проблем, дано Дмитрием Медведевым Министерству регионального развития Российской Федерации.

«Очень удачно выступил глава региона Шолбан Валерьевич Кара-оол. Много было цифр, много фактов. Он лишний раз подтвердил то, что региональная власть сегодня работает, и все что необходимо – это усердие и, конечно, финансы. Потому что без финансов никакой экономики не построить, – прокомментировал итоги заседания министр регионального развития Российской Федерации Игорь Слюняев. До 1 марта 2014 года мы будем работать с властями Тувы, а затем представим план Правительству России. Он будет широко обсуждаться, в том числе, в Туве».


Одно из самых значимых и капиталоемких решений заседания Правительства 28 ноября – реализация проекта «Кызыл – Курагино».

«Проекты освоения угольных и золотоносных месторождений, месторождений полиметаллических руд, расположенных на территории Тувы включены в Стратегию развития Сибири, – подчеркнул Шолбан Кара-оол в своем докладе. – Ресурсный потенциал только одного топливно-энергетического комплекса оценен экспертами в объеме 16,5 миллиарда тонн коксующихся каменных углей. Самых ценных жирных марок, столь нужных металлургии».

Федеральный центр большие надежды возлагает на Элегестинское угольное месторождение республики.

«Для того, чтобы Элегестинское месторождение заработало на полную мощность, необходимо провести железную дорогу, – отметил Игорь Слюняев. – Это достаточно большой участок – 407 километров. А самое главное – обеспечить транзит в порт перегрузки энергоуглей за пределы Российской Федерации. Есть соответствующий проект, он капиталоемкий, на 158 миллиардов рублей. И мы вернулись к реализации этого проекта. Были сложности с поиском инвестора, с софинансированием. Хотя необходимые средства были заложены даже в инвестиционный фонд Российской Федерации, чтобы этот проект состоялся. И по этому проекту было дано поручение Дмитрием Анатольевичем Медведевым».


Важное стратегическое преимущество Тувы – выгодное геополитическое положение, позволяющее ей стать воротами России на перспективные рынки стран АТР.

Шолбан Кара-оол предлагает использовать уникальные транзитные возможности республики:

«При перенаправлении трассы М-54 на Хандагайты Российская Федерация получает дополнительный выход на новый транспортный коридор в страны Тихоокеанского региона. Мы просто обязаны воспользоваться тем, что завершается строительство транснациональной автомобильной магистрали Урумчи (Китай) – Ховд (Монголия) – Улангом (Монголия) – Хандагайты (Россия). Тогда как нынешнее направление М-54 на Цагаан-Тологой тупиковое, уходит в монгольскую степь и транспортно с другой стороны ничем не подкреплено».

Игорь Слюняев отметил, что работу по изменению маршрута федеральной трассы Тува провела совместно с Министерством транспорта РФ: «Дмитрием Анатольевичем дано поручение эту работу продолжить и выйти на решение, уточняя сеть федеральных и региональных дорог общего пользования».

Проект предусматривает, что дорога пройдет по отрезку региональной дороги А-162 Кызыл – Ак-Довурак до Чадана и от него повернет на дорогу А-163 Чадан – Хандагайты, ведущую к государственной границе с Монголией. Там будет создан пропускной пункт Хандагайты – Боршо, который будет работать в многостороннем режиме.

На участке от Кызыла до села Хандагайты дорога удлинится на 36,1 км. Ее общая протяженность оставит 311,105 км. Изменение направления дороги благоприятно повлияет на развитие экономики Тувы. Новый маршрут соединит двенадцать из семнадцати районов, в которых проживает почти семьдесят процентов населения республики.


Для Тувы при отсутствии железной дороги жизненно важно развитие авиационного сообщения – это особенно подчеркнул Шолбан Кара-оол на заедании в Москве.

Он поблагодарил федеральное правительство за субсидирование авиарейсов, благодаря которому население республики стало мобильнее, за поддержку аэропорта города Кызыла, который получил федеральный статус. Но серьезной проблемой остается нынешнее критическое состояние взлетно-посадочной полосы и всего аэропортового хозяйства.

И эта проблема признана актуальной. Реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта должна начаться в Кызыле в 2014 году.

Всего в модернизацию аэропорта «Кызыл» планируется вложить 3,277 миллиарда рублей, из которых 1,49 миллиарда должны поступить из федерального бюджета, 220 миллионов – из республиканского. Также предполагается привлечь 1,5 миллиарда рублей частных инвестиций.

Почти половина средств должна пойти на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, остальные – на модернизацию топливно-заправочного комплекса, грузового терминала и учебно-тренировочного центра, на строительство дополнительных инженерных коммуникаций.

Но при этом, как требует Миндор России, необходимо, чтобы были готовы все документы. Это – задача № 1, и ее Шолбан Кара-оол поставил перед кабинетом министров 3 декабря на расширенном заседании правительства Тувы с участием руководителей муниципальных образований.

Премьер отметил, что Министерство обороны России готово совместно с гражданскими властями использовать взлетно-посадочную полосу и аэропорт Кызыла, участвовать в их финансировании. Главе Миндортранса республики Олегу Косоротову поручено во взаимодействии с Минобороны подготовить необходимый пакет документов, позволяющий обеспечить это сотрудничество.


Имеется и резолюция Дмитрия Медведева, касающаяся судьбы недостроенного терапевтического корпуса республиканской больницы.

Вице-премьеру Ольге Голодец и министру здравоохранения России Веронике Скворцовой поручено подготовить предложения по завершению строительства объекта. В настоящее время прорабатываются возможности привлечения средств по линии Пенсионного фонда. Минздраву и Минстрою республики дано указание активно участвовать в данной работе.

Вопрос особой важности, решение которого Дмитрий Медведев возложил на вице-премьера России Аркадия Дворковича – подготовка и согласование с заинтересованными ведомствами предложений по модернизации действующих в районах Тувы устаревших котельных. Самым заинтересованным в этом вопросе, отметил Шолбан Кара-оол, должно быть министерство энергетики Тувы во главе с министром Романом Кажин-оолом.


28 ноября 2013 года, когда правительство России посвятило свое заседание вопросам комплексного развития Тувы – особая дата для республики.

«Это был уникальный шанс, так как подобного заслушивания регионов федеральное правительство уже давно не практикует» – так оценил значение этого заседания Шолбан Кара-оол.

Для взаимодействия с федеральными органами власти при разработке комплексного инвестиционного плана развития республики до 2018 года распоряжением главы республики создана рабочая группа, перед которой им поставлена задача:

«Под руководством вице-премьеров качественно и в самые краткие сроки подготовить все необходимые документы, проработать с федеральными ведомствами все узловые вопросы. Нужно сделать все возможное, чтобы поручение Председателя Правительства России, данное по итогам обсуждения, было воплощено в конкретные решения».

Инна ПРИНЦЕВА Использованы материалы gov.tuva.ru
http://www.centerasia.ru/issue/2013/48/4787-unikalniy-shans-argumentirovannie.html