газета «Центр Азии» №38 (27 сентября — 3 октября 2013)
Люди Центра Азии

Дженни Чамыян. Сила без слов

27 сентября 2013 г.

(Окончание. Начало в  №37 от 20 сентября 2013 г.)

Драматическое серебро


Дженни Чамыян. Сила без словСлегка хмурясь, Дженни объясняет: победе на соревнованиях мешает не глухота, а ситуация, когда рядом нет своего тренера, который способен поддержать, посоветовать или хотя бы подбодрить взглядом во время схватки.

В Болгарию на Сурдлимпиаду она должна была ехать одна – в министерстве по делам молодежи и спорта республики объяснили, что для поездки вместе с ней тренера нет средств. Конечно, в сборной России были свои тренеры, но Дженни хотела, чтобы поехал свой, из Тувы. Спортсменка очень волновалась: сможет ли без моральной поддержки выступить достойно.

«Хотела, чтобы тренер по дзюдо Вячеслав Карбыевич Монгуш со мной поехал, – переводит Чечена Очуровна речь Дженни. – Если даже он рядом не стоит, а сидит в зале, все равно могу найти его взглядом, и он может показать, что делать. Я знала, что без поддержки в Болгарии будет очень сложно».

И тогда, видя сильные переживания Дженни, на Сурдлимпиаду с ней поехала подруга Чаяна Ооржак – на свои собственные средства. Дженни рассказывает, что очень признательна ей, ведь Чаяна потратила на дорогу сто тысяч рублей, отдав за возможность поддержать подругу по спорту премию, которую глава Тувы Шолбан Кара-оол вручил ей за призовое третье место, завоеванное в сентябре 2012 года в городе Ла-Асунсьон на острове Маргарита в Венесуэле на чемпионате мира по боевым искусствам среди инвалидов по слуху.

Чаяна полетела на Сурдлимпиаду вместе с Дженни и сопровождала подругу в Софии везде. «Поддержка Чаяны, ее советы, духовная помощь очень повлияли на мой настрой», – светлея лицом, признает спортсменка, а затем хмурится. Это она вспоминает о возникшем в душе ощущении несправедливости, когда увидела, что тренеры спортсменов из других регионов прилетели вместе со своими подопечными, нашли средства.

Отсутствие опытного наставника сказалось во время финальной схватки. Тувинские тренеры Артыш Доржу и Вячеслав Монгуш, позднее анализируя решающую схватку, пришли к общему выводу: махни тренер отрицательно головой, и Дженни не сменила бы позицию, не допустила бы ошибки, результат которой – не золотая, а серебряная медаль Сурдлимпиады.

Соперница, кореянка Ёнми Хонг (Eunmi Hong), уже лежала на татами в цепком захвате тувинской спортсменки, когда Чамыян решила сменить захват. Пролежи Хонг меньше полминуты в захвате Дженни, и золото Сурдлимпиады в весе до семидесяти килограммов досталось бы Чамыян. Но, слегка ослабив хватку, чтобы сменить позицию и уложить соперницу на лопатки, тем самым одержав чистую победу, Дженни допустила роковую ошибку.

Почувствовав свободу, более опытная дзюдоистка Ёнми Хонг моментально оказалась сверху, прижав Дженни к полу и уже не отпуская до конца схватки. В результате на пьедестале почета на первом месте оказалась Ёнми Хонг, на втором – Дженни Чамыян, на третьем – Марина Погорелова с Украины.

Но хотя золотая медаль отошла Корее, Ёнми после этого драматического боя с уважением признала, что победа над сильной тувинской спортсменкой далась ей большим трудом.


Имена от Маркса и бога


Откуда у нее иностранное имя Дженни? Спортсменка в ответ улыбается и показывает на маму. Та смеется и поясняет:

«От Карла Маркса, вернее, от его жены. Мы с мужем Максимом Тувановичем с интересом смотрели многосерийный фильм «Карл Маркс. Молодые годы». Мужу очень понравилось имя супруги Маркса – Женни, и когда родилась дочка, он решил назвать ее так. Только когда свидетельство о рождении давали, написали не Женни, а Дженни. Так и осталось. А сыновей своих назвали вполне традиционными тувинскими именами – Чойган, Идегел и Чимит».

АДженни Чамыян. Сила без слов для сына Дженни имя подбирал уже лама – в кызыльском хурээ «Цеченлинг», куда девушка пришла вместе с родителями за советом. Лама выбрал тибетское имя Очурбад – Имя бога. Отец Очурбада оказался человеком безответственным и в семье не задержался. Дженни это приняла с философским спокойствием и взялась за воспитание сына сама.

«Очурбад маму очень любит, – рассказывает Чечена Очуровна. – Сейчас ему восемь лет, учится во втором классе школы №1 Кызыла. Когда Дженни уезжает на несколько месяцев на сборы, очень расстраивается, с большим трудом дожидается ее возвращения, а когда она приезжает домой, не отходит ни на шаг. Иногда на тренировки с ней ходит. Сам тоже мечтает заниматься единоборствами, но ему, как нам сказали, еще рано, а в следующем году отдадим в секцию».

Вместе с сыном Очурбадом, семьей старшего брата Чойгана и младшими братьями Идегелом и Чимитом Дженни сегодня живет в родительском четырехкомнатном доме. Особых приспособлений для неслышащего человека в доме нет: получили по программе реабилитации инвалидов телевизор и дверной звонок со световым сигналом, мигающий, когда пришедший нажимает на кнопку, но в своем частном доме сложный прибор установить так и не смогли.

«Главное приспособление Дженни к миру – это ее сын», – считает Чечена Очуровна.

Сынишка понимает Дженни лучше всех: им с матерью достаточно лишь переглянуться. Родные признают, что у мальчика жестовая речь развита лучше, чем у них, взрослых. Очурбад – слышащий, и для мамы сегодня он лучший переводчик. Они привыкли все делать вместе: готовить уроки, играть, заниматься домашними делами.

Из любой поездки Дженни обязательно привозит родным подарки, сынишке-школьнику прежде всего – развивающие игры, например, паззлы, которые они потом часами увлеченно собирают вдвоем. Когда Дженни стряпает, Очурбад на кухне рядом с ней следит за процессом готовки и подсказывает, что слышит, как кушанье закипает на плите и пора его солить.

Случаев, когда Дженни могла попасть в беду из-за того, что не слышит, Чечена Очуровна не припомнит: дочь всегда под присмотром родных. На тренировку или по делам ездит вместе с подругой Чаяной. Облегчил жизнь сотовый телефон: связь – смс-сообщениями.

«Дочь никогда не болтается на улицах попусту, потому что не любит терять время, – замечает Чечена Очуровна. – Конечно, тревожимся за нее, когда на тренировках допоздна задерживается. Но она обязательно сообщает, где находится, с кем и когда вернется».


Вредная привычка – характер


Если бы не поддержка родных, вряд ли Дженни достигла бы спортивных вершин, ведь серебряный призер Сурдлимпийских игр нигде не работает, а ее пенсия по инвалидности составляет 4393 рубля и 91 копейку.

Стажа работы у Дженни нет, но после завершения карьеры спортсменка хочет передавать набранный спортивный опыт неслышащим детям. Образование позволяет – в 2006 году Дженни окончила республиканское училище олимпийского резерва, получив диплом тренера – преподавателя по физической культуре. Статус тоже – после победы на Играх в Болгарии Чамыян там же, в Софии, присвоили звание Заслуженного мастера спорта России – это потолок для спортсменов.

Дженни Чамыян. Сила без словНо для того чтобы преподавать глухонемым детям, спортсменке вначале необходимо обучиться такой работе. Дженни планирует пройти учебу в одном из вузов Санкт-Петербурга или Москвы, специализирующихся на обучении неслышащих. Но сейчас времени на это нет: почти все дни уходят на тренировки.

Занятия для поддержания физической формы начинаются с утра, когда Дженни выходит на пробежку. Днем ее ждет тренажерный зал, с 17 часов и до позднего вечера – тренировки в зале дзюдо. Через день Дженни ходит в бассейн спорткомплекса имени Ивана Ярыгина – по обращению заместителя министра по делам молодежи и спорта Тувы Буяна Биче-оола, неслышащие спортсмены ходят сюда бесплатно.

Диеты у спортсменки особой нет, она только старается держать вес в норме – до семидесяти килограммов. В отличие от девушек ее возраста, мечтающих об анорексичной фигуре, с удовольствием ест мясные блюда, пьет белковые коктейли для поддержания мышечной массы. А лекарства, когда приболеет, принимает с осторожностью или вовсе отказывается от них перед важными соревнованиями – из-за боязни не пройти допинговый контроль.

На вопрос о вредных привычках отрицательно качает головой: не курит, не употребляет алкоголь, даже кофе не пьет. И тут же смеется вместе с мамой, называя вредной привычкой трудный характер.

«Если заупрямится, с Дженни договориться сложно, – пояснят Чечена Очуровна. – Особенно, когда уговариваем передохнуть, не загонять себя тренировками. Мы стараемся, чтобы она отдохнула, сменила городскую обстановку на свежий воздух природы: вместе выезжаем в тайгу, к аржаанам, озерам. Но с ней, когда чего-то не хочет, не сладить. Она упертая очень, долгой передышки себе не дает».


Талант схватки


После победы в Болгарии Дженни Чамыян, как и чемпион Паралимпиады Михаил Оюн, получила от главы республики Шолбана Кара-оола сертификат на приобретение жилья в Кызыле. Правительством Тувы три года назад было утверждено постановление, согласно которому победителям Олимпиады, Паралимпиады, Сурдлимпийских игр, чемпионата мира и Европы по олимпийским видам спорта из бюджета республики выделяются средства на приобретение жилья.

Сертификат в рамочке висит на стене в родительском доме. Деньги по нему еще не перечислены, но Дженни вместе с папой и мамой уже объезжает Кызыл, ищет приемлемые варианты. Хочет купить жилье поближе к любимому залу дзюдо и школе №1, в которую ходит сын Очурбад. Огорчается высокими ценами на жилье в Кызыле, из-за которых приобретение желанной двушки даже с помощью сертификата теряется в тумане неопределенности.

Дженни Чамыян. Сила без словПовлияла ли ее победа на Сурдлимпиаде популяризации спорта среди глухонемых в Туве? Дженни задумывается и признает, что пока не видит всплеска интереса.

«В зале дзюдо из неслышащих только мы, несколько девушек, занимаемся, – переводит Чечена Очуровна речь дочери. – Нет следующего поколения – молодых, которые придут на замену. Желающие заниматься дзюдо есть, но среди них мало подходящих кандидатов – физически крепких. Много слабых, даже среди мальчишек. И хотят заниматься, в основном, ребята младшего возраста, нет новых спортсменов постарше, которые бы заменили тех, кто уже добился чего-то».

Когда сама Дженни пришла в дзюдо, тренеры сразу оценили ее физическую крепость и признали в ней способности. Старший тренер отделения дзюдо Республиканской детской юношеской спортивной школы министерства образования и науки Тувы Вячеслав Монгуш, в первый раз посмотрев тактику Дженни на татами, отозвался о ней как о человеке, имеющем талант к единоборствам:

«Талант в дзюдо виден в том, как человек повторяет технические действия, показанные мастером. Бывает, покажешь, и спортсмен сразу схватывает, четко повторяет. А другому покажешь раз десять, и все равно коряво у него получается. И еще талантливый спортсмен не повторяет тупо только то, чему его научили, потому что во время схватки противник не будет придерживаться только учебной позиции. Надо подстраиваться, менять тактику на ходу, важно чувствовать нужные действия. И в этом Дженни – талантлива».


Нереализованная мечта


Сурдлимпиада в Болгарии была для Дженни первой. Но спортсменка не намерена останавливаться лишь на одном участии, заявляя с улыбкой, что большой спорт оставит не раньше сорока лет. Значит, сможет принять участие еще в двух Сурдлимпиадах.

Тем более что у Дженни осталась нереализованной мечта – получить поздравление за победу на Сурлимпийских играх от Президента России. Владимир Путин встречался с олимпийскими и паралимпийскими чемпионами и призерами, беседовал с ними за чаем, лично вручал государственные награды. А с сурдлимпийцами не встретился. Обидно.

Как у многих спортсменов, у Дженни есть определенные суеверия, традиции, которых она неукоснительно придерживается перед важными событиями.

Например, перед выездом на соревнования спортсменка отказывается от телевизионных съемок, так было и перед отъездом в Болгарию: она наотрез отказалась показываться в камеру.

Дженни Чамыян. Сила без словОтказывается она и от шумных проводов на важные соревнования. Родственники уже знают, что бесполезно пытаться организовывать подобные мероприятия, чтобы пожелать ей удачи. Дженни запрещает даже говорить о предстоящих соревнованиях и просит пожелать ей удачи про себя, не произнося слов вслух. Перед важными событиями она как верующий человек вместе с родными возносит молитвы в хурээ.

Отдыхать она предпочитает дома, не выезжая на людные гулянки. В выходные занимается домашними делами, скопившимися за неделю: стирает, убирает, готовит Очурбада к школе, разбирает с ним домашние задания. Очень любит готовить блюдо среднеазиатской кухни – плов. А еще шьет вещи себе или сыну, с удовольствием придумывает и создает для Очурбада одежду в национальном стиле.

В особых случаях, когда нет надобности в любимой спортивной форме, Дженни может позволить себе быть красивой – распустить волосы или сделать затейливую прическу, надеть платье. Тогда в сочетании с широкой белозубой улыбкой одна из сильнейших дзюдоисток Сурдлимпийских игр выглядит как обычная соседская симпатичная девчонка.

Но на вопрос о поклонниках Дженни слегка морщится и машет рукой: замуж в ближайшее время не собирается:

«Есть парни, которые предлагают жениться, но пока я этого не хочу. Мужчины могут обмануть, уже был опыт. Не знаю, как дальше будет, но сейчас считаю, что одной быть лучше. Спокойнее. Да я ведь и не одна: у меня есть сын!»


Дар судьбы


Ее дни распланированы наперед, но иногда в них врывается мечта, не связанная со спортом – повидать мир, путешествуя без спешки, без дела – просто в свое удовольствие.

В Венесуэле, на острове Маргарита, где Дженни пробыла всего три дня, она вместе с Чаяной облазили сувенирные магазинчики, с удовольствием набрали подарков родным. Маме, например, привезла ожерелье из жемчужин, собранных ловцами жемчуга на дне Атлантического океана. А себе – бутылку соленой океанской воды вместе с песком и ракушками, которые набрала у берега.

Она хочет побывать и в странах, где зарождались боевые искусства и появлялись известные мастера единоборств – в Японии, Китае, США. Может, даже удастся встретить любимого актера детства, фильмы с которым просматривала по нескольку раз – Джеки Чана.

Дженни Чамыян. Сила без словЗа границей, куда она выезжает на соревнования, Дженни очень привлекает культура людей: в Софии ее поразила чистота на улицах и вежливые, обходительные прохожие. Она не удержалась и сфотографировалась с болгарскими конными полицейскими, уж очень поразило, что европейские лошади намного больше тувинских лошадок.

В Дженни нет страха перед чем-то новым и неизвестным, она с легкостью может оседлать как лошадь на пастбище у родственников, так и гидроцикл на зарубежном пляже.

На острове Маргарита она вместе с Чаяной решили впервые в жизни прокатиться на гидроцикле. Чаяна устроилась сзади, а Дженни села за руль и сразу же набрала бешеную скорость. Люди на пляже испуганно замахали руками. Что кричали ей, Дженни, конечно, не слышала. К берегу вернулась, только описав широкий круг по океанским волнам, исхлестанная солеными брызгами и с виноватой улыбкой начала успокаивать плачущую от пережитого испуга подругу.

Что нужно делать, чтобы стать такой же сильной духом?

Дженни Чамыян улыбается и четко произносит слово: «Судьба». И прибавляет к ответу жесты.

И я, уже без перевода мамы, понимаю ее ответ: не жалуйся на жизнь, а пойми, к чему она предназначила тебя, а, поняв – не отступай: борись за свою судьбу.


Фото Ай-кыс Маспык-оол и из личного архива семьи Чамыян.



Фото: 

1. «Хорошо показала прием!» Надежные подруги Чаяна Ооржак – в белом кимоно и Дженни Чамыян – в темно-синем. Кызыл, зал дзюдо Республиканской детско-юношеской спортивной школы министерства образования и науки Республики Тува. 10 сентября 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

2. Драматическая схватка за золото Сурдлимпиады. В белом кимоно – корейская дзюдоистка Ёнми Хонг, в темном-синем – Дженни Чамыян. София, Болгария, 2 августа 2013 года.

3. Пазлы – серьезное занятие, увлекающее и сына, и маму. Очурбад собирает вертолет, а Дженни – лондонский Тауэр. Кызыл, 13 сентября 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

4. Дженни и Чечена Чамыяны: жемчужное ожерелье с венесуэльского острова Маргарита – в подарок маме. Кызыл, 13 сентября 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

5. Спорт дал друзей. Слева направо: Чаяна Ооржак, венесуэльская дзюдоистка Баррето Родригез, Дженни Чамыян. София, Болгария, закрытие Сурдлимпийских игр. 4 августа 2013 года.

6. Проводы российской сурдлимпийской сборной. Дженни Чамыян – вторая слева в первом ряду. Москва, музей на Поклонной горе, зал Полководцев. 24 июля 2013 года.


Очерк Айгуль Каюмовой «Сила без слов» о Дженни Чамыян войдет сорок девятым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который уже верстает редакция газеты «Центр Азии». Пятый том выйдет в свет в 2014 году – к столетию единения России и Тувы, столетию города Кызыла.

Айгуль КАЮМОВА
http://www.centerasia.ru/issue/2013/38/4717-dzhenni-chamiyan.-sila-bez-slov.html