газета «Центр Азии» №34 (30 августа — 5 сентября 2013)
Люди Центра Азии

Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк. Полный дом детей

30 августа 2013 г.

(Продолжение. Начало в №33 от 23 августа 2013 г.)

В поисках сыновей и дочек

Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк. Полный дом детей«Счастье не в том, чтобы только самому быть счастливым, а в том, чтобы сделать счастливыми других», – придя к этой мысли, Аяс с Ириной решили взять в семью мальчика, чтобы у двух сестричек появился брат. А в результате вместо одного сына получили сразу трех и еще двух дочек.

Дело было так. В феврале 2012 года супруги Ангырбан-Чебенюк отравились в управление по опеке и попечительству Кызыла. Начальник управления Лариса Сереновна Андалаева, увидев молодую пару, заулыбалась: «А мы вас ждали».

Оказывается, сами того не зная, Ирина и Аяс были на хорошем счету в управлении, где их считали очень подходящими кандидатами для создания приемной семьи.

Состоялся серьезный разговор, им разъяснили тонкости приемной семьи, в которой, по законодательству Российской Федерации, общее число детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек. Минимальное количество детей в приемной семье регионы России вправе устанавливать сами. К примеру, в соседнем Красноярском крае достаточно, чтобы семья взяла на воспитание одного ребенка. А по договору, который заключается с приемными родителями в Туве, в такой семье должно быть не менее пяти и не более восьми детей.

Договор о передаче в семью детей, оставшихся без попечения родителей, заключается с тем из супругов, кто решил стать приемным родителем. С этого момента воспитание детей становится его основной работой: приемный родитель получает от государства заработную плату, отдельно на каждого ребенка. Плюс к этому на каждого ребенка начисляются опекунские выплаты. Второй из супругов обязательно должен иметь постоянное место работы.

«Мы с Ирой очень серьезно все обдумали, взвесили и решили, что приемная семья – это самый лучший для нас вариант сделать хорошее в жизни, оставить после себя добрый след, – рассказывает Аяс. – Мы ведь хотели, чтобы в нашем доме было много детей. И вот он – шанс».

Решили, что договор будет подписывать Ирина. Но до его подписания предстояло пройти еще много процедур: кандидаты в приемные родители проверяются очень строго. Нужно принести множество документов и справок, в том числе – о состоянии здоровья и отсутствии судимости, пройти проверку на соответствие жилищно-бытовых условий. И только после этого орган опеки и попечительства составляет заключение: может или нет семья принять детей на воспитание.

Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк. Полный дом детейПри этом учитываются и личные качества кандидатов в приемные родители, взаимоотношения, сложившиеся в семье.

Чета Ангырбан-Чебенюк без проволочек получила положительное заключение. Но это было лишь началом дела. Предстояло еще найти детей, ведь не каждый ребенок, живущий в детском доме, может быть отдан на воспитание в приемную семью.

Начался активный поиск. Сначала – в Туве. Нашли мальчика. Но администрация детского дома категорически отказалась отдавать его. К приемной семье отнеслись с недоверием, как к чему-то временному и ненадежному, заявив, что лучше отдадут ребенка на усыновление.

Тогда супругам предложили познакомиться с девочкой, которая подходила для приемной семьи. Но и здесь неудача: своего согласия не дала родная старшая сестра, которая уже перешла в школу-интернат. По правилам создания приемной семьи у старшего ребенка, если ему больше десяти лет, спрашивают разрешения, и он решает судьбу младшего. Если же ребенок достиг десяти лет, то передача его в приемную семью может произойти только с его согласия.

Огорченным супругам так и не удалось найти в Туве ребятишек для приемной семьи. А время шло. Начали искать по федеральной базе данных детей-сирот. Там они нашли Алину – девочку с удивительными глазами. Увидев ее фотографию, Аяс сразу сказал: «Она – наша!»

Прощай, моё прошлое!

ВАяс Ангырбан и Ирина Чебенюк. Полный дом детей детский дом «Радуга» шахтерского города Киселёвска Кемеровской области, где их ждала десятилетняя Алина, супруги отправились вместе.

По дороге заехали в Красноярск, где тоже были дети, которых они нашли в федеральной базе данных. Но им их не отдали. «Яркий пример того, как маленькая бюрократическая проволочка может вершить судьбы людей: в нужный момент куда-то подевалась печать, которую должны были поставить на постановление о передаче в приемную семью», – с грустной иронией вспоминает Ирина.

Зато в Киселёвске ждала удача. С Алиной подружились сразу. При первой встрече супруги подарили девочке фломастеры, карандаши и альбом для рисования. Когда пришли во второй раз, уже окончательно оформлять все документы, увидели, что девочка разрисовала весь альбом: на каждом листе они – мама, папа и красивый родной дом, о котором она так долго мечтала.

Бумаги были оформлены без проволочек, и 25 марта Алина покинула детский дом вместе с родителями, которые решили сделать для дочки праздник: путешествие в большой город Новосибирск, за обновками. Купили ей все новое и на семейном совете решили провести здесь церемонию прощания с прошлой жизнью. Символом церемонии стали старые сапоги, не по размеру большие. Нашли подходящее место у обрыва, и Алина с размаху бросила туда сапоги, крикнув: «Прощай, мое прошлое!»

Так началась ее новая жизнь. Эта новая жизнь ждала еще четырех юных жителей Киселёвска, о которых супруги узнали уже по приезду туда.

Когда в «Радуге» оформляли документы на Алину, в кабинет вошла социальный педагог соседнего детского дома №1 и начала рассказывать своим коллегам историю родных братьев и сестры по фамилии Пархоменко. Услышав фамилию Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк. Полный дом детейдетей, Ирина не поверила своим ушам: Алина ведь тоже Пархоменко. Удивительное совпадение – однофамильцы! Знак судьбы? Супруги решили поближе познакомиться с десятилетним Егором, семилетним Ромой и пятилетней Настей. А познакомившись, оформили документы и на них.

Но четырьмя детьми поездка в Киселёвск не ограничилась. По дороге в детский дом №1 социальный педагог завела разговор о пятнадцатилетнем Гене: положительный парень, без хулиганистых замашек и вредных привычек, которые к подростковому периоду, как правило, уже есть у большинства воспитанников казенных учреждения. И очень хочет в семью.

Долго уговаривать супругов не пришлось, вернулись в детский дом «Радуга», где жил Гена. Встретились, поговорили, присмотрелись друг к другу. И забрали Гену в семью – старшим сыном.

Сбылось второе из желаний Гены, загаданное им в преддверии 2012 года. Первое – попроще – спортивный костюм, его на новогоднем утреннике подарила предпринимательница, шефствующая над детским домом. Второе – посложнее – сбылось чуть позже: за ним приехали родители.

Так у Аяса и Ирины одновременно появились сразу пять сыновей и дочек. Младшие – Алина, Егор, Рома и Настя – начали называть приемных родителей мамой и папой в первый же день, а старший Гена чуть позже – на третьи сутки.

Уроки семейной жизни

Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк. Полный дом детейНа первых порах детей, привыкших находиться на государственном обеспечении, нужно было учить обыденным вещам. Даже тому, сколько ложек сахара класть в чашку чая.

«В первые дни, моя посуду, постоянно обнаруживала в чашках очень много нерастворенного сахара, – вспоминает Ирина.– Оказалось, дети не имели понятия, что сахар нужно дозировать, ведь в столовых детских домов вазочки с сахаром на столы не ставят, из кухни приносят уже сладкий чай».

В представлении младших детей все продукты каким-то чудесным образом производились прямо на кухне, в том числе, и молоко. О том, как выращивают овощи и фрукты, они и понятия не имели.

В связи с этим курьезный случай вышел. В один из весенних дней 2012 года Ирина перекопала в огороде все грядки, землю просеяла, смешала с перегноем, выровняла и высадила семена. А рядом Алина крутилась: играла с младшими девочками, одновременно за манипуляциями мамы наблюдая. Завершив работу, Ирина отлучилась в дом. А когда вышла, увидела развороченные тяпкой грядки.

Сейчас-то мама улыбается, вспоминая об этом казусе, а тогда ей было не до смеха: «Меня чуть кондрашка не хватила: вся работа насмарку. Оказалось, Алина думала, что мама так играет, и это очень весело. И решила тоже попробовать. Я ей все спокойно объяснила, но пришлось снова покупать семена и заново их высаживать».

Даже старший Гена с улыбкой признался маме, что до четырнадцати лет был абсолютно уверен: курица несет два вида яиц – вареные и сырые, а хлеб растет на деревьях.

Сегодня Гена в курсе всех огородных дел. Он, главный ответственный за поливку, встает рано, чтобы успеть до высокого солнца. Гене нравится возиться на участке, наблюдать, как растут огурцы, помидоры, морковка, подсолнухи. За советом бегает к дедушке Владимиру Леонтьевичу – опытному овощеводу, благо дом родителей Ирины находится в пяти минутах ходьбы от дома дочери и зятя.

Гена не перестает восхищаться сельскохозяйственными успехами деда. Урожай огурцов в своей теплице Владимир Леонтьевич собирает уже к началу июня, у него даже астраханские арбузы вырастают – большие и сладкие. Как-то сын прибежал домой с криком: «Мама, купи мне «Фитоспорин» я им полью огурцы, и они вырастут такими, как у дедушки». Подсмотрел, чем дед колдует на огороде. Читает книжки по овощеводству и садоводству – увлекся.

А ведь первое время, признается Гена, он отлынивал от работы, протестовал против того, что на него, самого старшего из детей, возложено чуть больше обязанностей. Однако поучительные беседы мамы и главное – пример отца, никогда не сидящего без дела, дали результат.

«Гена начал понимать: делая что-нибудь по дому, он трудиться для себя, получая нужные в будущем навыки, и одновременно приносит пользу своим близким. И, что самое важное, он понял, что человека уважают за его дела», – делится успехами сына глава семейства. Сегодня Гена – главный помощник отца по хозяйству. И пример для младших.

Ирина согласна с мужем: «Наша задача – приучить сыновей и дочек к труду, иначе получается не семья, а тот же детский дом, где все делает персонал, и ребятишки, вырастая, оказываются беспомощными во взрослой жизни».

Своими руками

Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк. Полный дом детейУчить приходится постепенно и очень терпеливо: сначала объяснить, почему это нужно сделать и только потом – как.

Папа предпочитает учить детей, указывая на их ошибки. Когда пришло время заготавливать дрова на зиму, он доверил Гене обрезку поленьев на станке. Чурки получились очень длинными, и Аяс сказал, что они не пойдут. Привел в кочегарку, предложил посмотреть на печь. Но и после этого сын, который столкнулся с вопросом отопления впервые в жизни, не мог уразуметь, почему его поленья не годятся. «Пришлось объяснять, что дрова просто не влезут в печку», – рассказывает Аяс.

Все обязанности по дому строго распределены. Готовит мама. Иногда ее сменяет бабушка Татьяна Оржаковна, которая недавно переехала в семью сына и только учится рассчитывать норму для такой большой семьи. Поначалу никак не могла привыкнуть к десятилитровой кастрюле для супа, и сваренного бабушкой на всех не хватало. Смеется: свекрови и невестке пришлось поменяться местами, приходилось брать уроки у Иры и варить во вторую смену.

ЗАяс Ангырбан и Ирина Чебенюк. Полный дом детейа столом едят сначала младшие дети, потом – старшие, которые помогают им и заодно приучаются правильно сервировать стол. За чистотой на кухне следит Алина как старшая среди девочек. За ней же – обязанность приглядывать за младшими.

Дети – всегда опрятны, в доме – чистота. Стиральная машинка-автомат работает бесперебойно – большую часть дня. Стиркой занимается мама, а девочки развешивают белье. Общая обязанность для всех – в конце дня обязательно принимать душ.

Порядок в своих комнатах дети наводят сами: прибираются, моют полы. Зимой – после школьных занятий, летом – утром, сразу после того, как умоются и позавтракают.

«На самом деле дети могут заняться уборкой в любое время, просто перед ними выбор: если хочешь подольше играть во дворе или у речки, пораньше управляйся со своими обязанностями. Решать им. Сделал дело – гуляй смело!» – поясняет мама.

«Мало объяснять, нужно еще показать на личном примере, – уверен Аяс. – И если ты сам не умеешь хорошо делать то, чему хочешь научить, то пользы от обучения не будет».

К тяжелой мужской работе Аясу не привыкать. Уроки, которые дал ему отец, профессиональный строитель, очень пригодились при возведении своего дома.

Дом в Кызыле, на правом берегу Енисея, Аяс начал строить в 2009 году. Строил быстро, но основательно, с заделом на большую семью: двухэтажный, окнами на реку, с просторными комнатами, встроенным гаражом.

Приняв в семью детей, родители первым делом показали ребятам комнаты, в которых все уже было готово к их приезду. Отдельной комнаты для каждого не получилось, но для раздельных просторных комнат для мальчиков и девочек места хватило. У каждого – своя кровать, шкафчик для вещей, личная полка с книгами и игрушками.

Дети долго не могли поверить, что этот большой дом папа построил сам, своими руками. Аяс внушает сыновьям: ничего удивительного нет, мужчине это вполне по плечу, и они когда-нибудь построят себе такой же, но для этого нужно постоянно учиться делать все своими руками. А еще – заниматься спортом.

 

Окончание – в №36 от 6 августа 2013 года.

 

Фото:

 

 1. Вот какие огурцы, все ребята – молодцы! В огороде у своего дома – приемная семья:

родители Ирина Чебенюк и Аяс Ангырбан с детьми: слева направо в первом ряду – Аня, Настя, Егор, Роман, Геннадий, во втором ряду – Дарина и Алина. Республика Тыва, Кызыл, 11 августа 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

2. Папа Аяс объясняет Егору, почему у сына сломался велосипед и как его починить. Настя и Геннадий тоже вникают в суть дела. Республика Тыва, Кызыл, 11 августа 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

3. Девочки в своей комнате за любимым занятием – рисованием. Слева направо Анечка, Дарина, Алина, Настя. Республика Тыва, Кызыл, 11 августа 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

4. На консультации по огородным вопросам Гена идет к авторитетному овощеводу – дедушке Владимиру Леонтьевичу Чебенюку. У его дома даже астраханские арбузы вырастают! Республика Тыва, Кызыл, 11 августа 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

5. Свекровь с удовольствием берет уроки у невестки: как готовить на одиннадцать человек.

На семейной кухне Ирина Чебенюк и Татьяна Оржаковна Ангырбан. Республика Тыва, Кызыл, 11 августа 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

6. Отец учит сыновей все делать своими руками. Слева направо: Егор, Геннадий, Аяс Демирович,

Роман. Республика Тыва, Кызыл, 11 августа 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

7. Чтобы дома всегда было чисто, обувь снимаем и одеваем у крылечка. Мама и дети вышли провожать бабушку. Слева направо: Настя, Нина Ивановна Чебенюк, Ирина с Арсланчиком на руках, Анечка, Алина. Сидит – Дарина. Республика Тыва, Кызыл, 11 августа 2013 года. Фото Ай-кыс Маспык-оол.

 

 

Очерк Надежды Антуфьевой и Аяны Биче-оол о семье Аяса Ангырбана и Ирины Чебенюк «Полный дом детей» войдет сорок восьмым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который уже верстает редакция газеты «Центр Азии».

Пятый том выйдет в свет в 2014 году – к столетию единения России и Тувы, столетию города Кызыла.

Надежда АНТУФЬЕВА, Аяна БИЧЕ-ООЛ
http://www.centerasia.ru/issue/2013/34/4696-ayas-angirban-i-irina-chebenyuk.-polniy.html