Мои дети: какие они?
Моему сыну Артему тринадцатого августа исполнилось четыре года. У него задатки лидера. Очень любит командовать и все делать по-своему. Если берусь за пылесос, Артем тут же отбирает шланг и пылесосит сам с твердой уверенностью, что у него получается лучше. После окончания уборки говорит: «Папа, вот так правильно».
Артем любит изучать цифры. Если по телевизору показывают какие-то числа, начинает громко кричать: «Папа, смотри, нарисовано восемь». Увлечение цифрами началось у Артема в трехлетнем возрасте, когда я ему купил обучающий детский компьютер как раз по изучению чисел.
Еще сын очень любит ездить со мной на машине. Часто отправляюсь по делам в Абакан и беру его с собой. Артем стойко выдерживает дальние поездки, ни разу в дороге не хныкал.
Дети – это только проблема или только радость?
Сложности, конечно, есть. Например, каждый вечер у нас с супругой Эльвирой проблема: как уложить ребенка спать. Вечером, когда уже устает, Артем начинает капризничать: «Хочу пить, хочу есть, хочу смотреть мультики». Что угодно, лишь бы не ложиться спать. Приходится сидеть с ним рядом, пока не заснет.
Но это, конечно, мелочи по сравнению с той радостью, которую дает сын. Когда он уезжает в село Ермаковское в гости к бабушке Ольге Владимировне, сильно скучаю по нему. Дома становится пусто и скучно: недостает смеха сынишки.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Идеального образца у меня нет. Мой отец, Валерий Сергеевич Крыж, воспитывал меня по-армейски, потому что всю жизнь был военным. Он родом из Белоруссии. Окончил Ленинградское высшее артиллерийское училище, после чего три года служил в сто двадцать восьмом гвардейском артиллерийском полку в германском городе Цейце. В 1981 году приехал в Туву, проходил службу в седьмом артиллерийском полку, позже перешел в мотострелковый полк. После полученной во время учений травмы устроился работать в республиканский военный комиссариат. На пенсию ушел в звании подполковника.
Отец меня воспитывал в строгости, что мне не нравилось. Он считал, что я все детство должен посвятить только учебе. А мне, помимо получения знаний в школе, были интересны и другие вещи, например, брейк-данс. Но на танцы времени в по-военному строгом режиме дня не было. Вот и пришлось про это увлечение забыть. Здесь я с папой не согласен и воспитываю сына по-своему: у Артема, помимо учебы, обязательно должны быть серьезные мужские увлечения, тогда он вырастет разносторонним человеком.
Зато папа привил мне очень полезное качество – целеустремленность, приучил к дисциплине. У Артема тоже есть в характере основы дисциплины, он уже контролирует нас: никуда не отпускает, пока точно не узнает, куда и зачем папа или мама пошли и во сколько вернутся.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Я в семье кормилец. Работаю в Федеральном казенном учреждении «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Тыва» начальником группы информации и связям с общественностью. В свободное время от основной работы, занимаюсь съемками для программы «Под прицелом видеокамер», которая выходит на телеканале «Новый век», где до ухода в МЧС работал видеооператором. А начинал осваивать эту профессию в Гостелерадиокомпании «Тыва». Обожаю свою любимую видеокамеру. Часто беру на съемки Артема.
Супруга Эльвира – домохозяйка. Очень умелая: успевает и по дому все делать, и заниматься ребенком. Я совсем не готовлю, а Эля – прекрасный кулинар. Ее фирменное куриное филе в сливочном соусе – это самое вкусное, что я когда-либо ел. Да и все ее блюда – пальчики оближешь, потому что готовит с душой. Правильно говорят: «Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок».
Мое главное достижение в воспитании.
Артем проявляет интерес к экстремальным видам спорта. Это я ему привил. Часто беру сына смотреть гонки джип-триал, которые ежегодно проходят в местечке Кок-Тей. Также Артем любит наблюдать, как я с друзьями играю в пейнтбол. А когда мы взрываем пейнтбольную гранату с краской, эмоции его просто переполняют. Артем растет очень смелым, и я этим горжусь.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Позволил Артему в трехлетнем возрасте сесть за компьютер. С этого момента он только и знал, что играть в различные игры. Даже перестал выходить во двор и общаться со сверстниками. Виртуальный мир стал ему интереснее реального.
Почувствовал свою вину, ведь сам пристрастил сына к нереальному миру, и начал его отучать. Это было непросто. Сначала удалял игры из компьютера, но сын умудрялся их скачивать из Интернета заново. И это в его-то возрасте! Но я не отступился: стал отключать Интернет и удалять игры снова и снова.
В итоге моя взяла, отучил сына от этой виртуальной зависимости. Теперь Артем играет на улице с реальными друзьями и так тянется к общению со сверстниками, что домой не загонишь.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Не могу победить тягу к никотину, курю уже лет пять. Бросить пытался, но безуспешно. Очень сложно избавиться от этой вредной привычки. Все мои друзья, знакомые и коллеги курят, поэтому и я не могу забыть про сигарету. Конечно, понимаю, что все зависит от меня, но очень сложно бросать, когда все окружающие дымят.
Что касается спиртного, то крепкие алкогольные напитки не употребляю совсем. Могу выпить пива, и то, если очень серьезный повод.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Читаю Артему сказки, но редко. Сам читать не очень люблю, этим у нас в семье занимается супруга. И что в будущем буду советовать читать сыну, не знаю, пусть самостоятельно выбирает.
Наказание ребенка – это обязательно?
Балуется ребенок или нет – это в большей степени зависит от родителей. Нужно просто вовремя объяснить, к каким последствиям может привести тот или иной поступок. Как-то Артем расшалился и полез к горячей плите, я тут же убрал с нее сковороду и сказал: «Если хочешь, притронься». Сын с опаской потянул палец к конфорке, а когда почувствовал, что от нее исходит жар, тут же убрал руку. С тех пор Артем больше к плите не подходит.
С ребенком всегда можно договориться. Но если сын не хочет понимать и специально продолжает пакостить, могу и наказать, но без рукоприкладства: запрещаю гулять или не покупаю понравившуюся игрушку. Но, в основном, Артем все прекрасно понимает.
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Учу сына тому, что в окружающем его мире есть много интересных и захватывающих увлечений и мест, где нужно побывать. Показываю Артему на своем примере, какие здоровые интересы могут быть у мужчины. Сын видит, как папа катается на сноуборде, как прыгает с парашютом, играет в пейнтбол.
И не обязательно, чтобы сын занимался тем же, чем и отец. Важно, чтобы он сам выбрал для себя полезное мужское увлечение, и, желательно, не одно. Тогда он станет многогранным человеком, интересным собеседником, ему будет, что рассказать сверстникам. И, что особенно важно, будет смелым и физически развитым.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Сложных вопросов не было, ведь сын еще маленький. Все, что он спрашивает, ограничивается простым: «Куда побежала эта собака?», «Почему садится солнце?» На эти вопросы легко даю понятные ответы.
Отцовский долг: в чем он для меня.
Главное, чтобы Артем умел делать правильный выбор, самостоятельно нашел свои интересы в жизни. Научить его этому и есть мой долг.
Фото: Маленький Артем изучает папину видеокамеру. Дмитрий Крыж с сыном возле обелиска «Центр Азии». Кызыл, 7 июля 2013 года. Фото Константина Куцевалова.