газета «Центр Азии» №30 (2 — 8 августа 2013)
Отцы-молодцы

Артур Мергенович Ооржак, отец двух детей, 23 года, житель Кызыла

2 августа 2013 г.

Артур Мергенович Ооржак, отец двух детей, 23 года, житель КызылаМои дети: какие они?

Мы с Вероникой Чанзан вместе учимся на четвертом курсе юридического факультета Тувинского госуниверситета, там и познакомились. Но встречаться начали не сразу, чуть больше года назад. 1 мая 2013 года у нас родилась дочь Кира. Имя выбирал я. А сына Даню Вероника родила два года назад. Я считаю себя отцом обоих детей.

У Дани сейчас чудесный возраст, он познает окружающий мир, ко всему проявляет интерес. Его можно сравнить с глиной, мягким податливым материалом, который позднее приобретет окончательную форму и станет твердым. Но сейчас характер только формируется, и все еще впереди. Это не значит, что Даня сам по себе покорен и послушен, он шаловливый и порой проявляет упрямство.

Кира маленькая, но уже хорошо держит голову, пытается хватать руками бутылочку. Иногда она кажется мне слишком беззащитной. Кира внешне похожа на меня, у нее мои нос, щеки, глаза, телосложение. А характером она, наверное, пойдет в Веронику.

Дети – это только проблема или только радость?

Конечно, проблемы есть. Когда Кира родилась, Даня не понимал, что она хрупкая. Со временем мы научили его бережно обращаться с сестренкой.

Для меня проблемой стало отсутствие свободного времени и потеря свободы передвижения. Я до рождения Киры часто общался с друзьями, просто прогуливался по улице или часами мог играть в компьютерные игры. Сейчас все это оставил: времени не хватает. А еще я не люблю стирать и гладить пеленки. Метры и метры пеленок!

Но все это – такие мелочи по сравнению с радостью видеть, как дети улыбаются и смеются. Несмотря на возраст Кира уже умеет улыбаться. А Даня не просто улыбается, а втягивает меня в игру. Он может подойти, слегка шлепнуть меня и отбежать. Ждет, чтобы догнал его. И все это – со смехом.

Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.

Пример мужского воспитания я взял с отца – Мергена Дудаковича Ооржака. Он вернулся к нам с мамой, когда мне было одиннадцать лет, поэтому первые два года мне было сложно с ним общаться, но потом отношения наладились. Повлиял именно тот факт, что его не было в детстве, было упущено много важных моментов общения с отцом, и не хотелось упускать еще больше.

Отец научил меня стрелять из ружья, брал на стрельбище и в тайгу. Его профессия всегда была связана с природой: работал егерем, наблюдал за популяцией диких животных, ловил браконьеров.

Я тоже научу Даню любить природу, правильно вести себя в тайге, обращаться с оружием. Это из разряда чисто мужских вещей.

Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.

Наши с Вероникой повседневные обязанности сводятся к уходу за детьми: постирать и погладить их белье, покормить, погулять. Днем к нам приводят племянницу Вероники Алису, пока ее мама работает. Так что дома у нас небольшой детский сад.

Четкого распределения обязанностей нет. Если кто-то из нас освободился, он и занимается очередной задачей. Есть у Вероники и исключительно ее обязанность: как правило, она встает по ночам кормить Киру. А днем гуляю с Даней и Алисой, в основном, я.

Мое главное достижение в воспитании.

Я горжусь тем, что смог стать для Дани родным человеком. Когда мы начали вместе выходить на прогулки, я пожимал ему руку и говорил: «Братан!» Теперь Даня жмет мне руку и говорит: «Бра-а». Это приятно.

Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.

Дане два года и десять месяцев, а Кире три месяца. К тому же я не участвовал в воспитании Дани с рождения, поэтому мне сложно отметить какие-то негативные последствия моего воспитания.

Вредные привычки: может ли мужчина их победить.

У меня есть вредное качество – лень. Например, ночью я не могу встать, чтобы покормить ребенка, могу даже не услышать его плача. А если услышу, то бужу Веронику. Мне говорили, что я еще в детстве ленился ползать или взять игрушку, которая лежала в двух метрах. Но лень возможно побороть, днем у меня это получается.

И я курю. Но максимум две сигареты в день. Думаю, что смогу бросить курить в ближайшем будущем.

Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.

Детям я читаю сказки. Недавно читал им детские стихи Якова Акима. Читаю Дане, но Кира ведь рядом с нами в комнате, значит, она тоже слышит.

Сам сейчас читаю редко. Последнюю книгу прочитал до рождения Киры. Это был «Крестный отец» Марио Пьюзо. Книга оказалась интереснее фильма, персонажи в ней более живые.

Наказание ребенка – это обязательно?

Детей надо наказывать, если они это заслужили, не физически, конечно. Если Даня, например, дерется с двоюродной сестрой Алисой, мы объясняем ему, что так нельзя, и запираем ненадолго в другой комнате, или уходим туда сами, а его оставляем одного. Это тоже наказание.

Главное – не повышать голос и не применять силу, это учит детей только тому, что родители превосходят их физически.

Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.

Даню я учу не брать в рот, что попало, не трогать опасные горячие или хрупкие дорогостоящие предметы. В его возрасте это необходимо. Еще учу его разговаривать, показываю что-либо и рассказываю об этом. Например, он знает слово «танки» и узнает компьютерную игру «World of tanks». А Киру я учу говорить «папа». И вижу, что она пытается. Я и с ней разговариваю: беру на руки и показываю окружающий мир.

Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.

Даня недавно задал вопрос, который застал меня врасплох. На прогулке он показал на лежащего на дороге пьяницу и спросил: «Почему он лежит?» Не так четко, конечно, а по-своему, по-детски, но суть вопроса я уловил. Ответил прямо, что этот человек делает плохо: он напился и уснул.

Отцовский долг: в чем он для меня.

Сейчас, пока я учусь и не могу самостоятельно обеспечивать Веронику, Даню и Киру, свой главный отцовский долг вижу в том, чтобы быть с ними рядом, помогать растить и воспитывать детей. Через год, когда окончу университет и стану работать, должен буду обеспечить им достойную жизнь в материальном плане, ну и, конечно, должен быть всегда рядом с ними.

Еще большое значение придаю тому, что являюсь примером мужского поведения для Дани. До моего появления Даню окружали мама, бабушка и прабабушка, и он подражал им. Он маленький и сейчас это не имеет большого значения, но лучше пусть берет пример с меня, ведь он должен вырасти мужчиной.

Фото: Прогулки с детьми – отцовская обязанность. Артур Ооржак с дочкой Кирой Ооржак и сыном Даниилом Чанзаном. Кызыл, 15 июля, 2013 года. Фото Айланы Монгуш.

Айлана МОНГУШ ailana_ch_r17@mail.ru
http://www.centerasia.ru/issue/2013/30/4669-artur-mergenovich-oorzhak-otec-dvukh.html