газета «Центр Азии»

Пятница, 24 ноября 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2013 >ЦА №3 >Татьяна Верещагина. Это – судьба.

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Татьяна Верещагина. Это – судьба.

Люди Центра Азии ЦА №3 (25 — 31 января 2013)

(Продолжение. Начало в № 2 от 18 января)

Заяц в самолёте

Татьяна Верещагина. Это – судьба.Наш выпуск 1966 года был двойным – в Туране, как и по всей стране, в один год одновременно выпускались десятые и одиннадцатые классы. Из-за большого наплыва абитуриентов поступить в вузы, конечно, было сложнее, чем в предыдущие годы.

Но я поступила, правда, не туда, где мечтала учиться. А мечтой был факультет журналистики в Ленинградском университете. Откуда взялась эта мысль о журналистике, до сих пор понять не могу, школьные сочинения писать никогда не любила и не умела, но вот появилась такая мечта, и все.

А что в Ленинград, так это понятно: там жил мой дядюшка Вадим Сафьянов и тетушка Клара. Мама написала письмо тетке о том, что я собираюсь после школы ехать в Ленинград, и еще заказала для меня платье для выпускного бала. Тетя Клара платье при-слала, но сделала маме выговор, что она слишком балует свою дочь, не обязательно было покупать девочке шикарное капроновое платье, а тогда капрон только-только вошел в моду и считался верхом шика, а лучше было бы сшить простое ситцевое платьице. И не обязательно ехать учиться так далеко.

Меня это письмо очень обидело и, когда узнала, что моя одноклассница Вера Сергеева едет в Иркутск, решила поехать вместе с ней. Там, к моему счастью, никаких родственников не было. И поступать я стала, как и Вера, на химический факультет Иркутского государственного университета имени Жданова.

Конкурс был большой – семь человек на одно место. Но мне было проще, с серебряной медалью нужно было сдать только один экзамен – химию, который и был сдан на пятерку.

Хотя, честно сказать, меня спокойно можно было завалить, если бы этого захотела принимавшая экзамен преподавательница Маргарита Имровна, фамилию запамятовала. От волнения я немного запуталась в расчетах формулы, но она мне помогла с этим справиться. Просто так, из симпатии. Про взятки мы тогда ничего не понимали. И потом, на протяжении всех пяти лет учебы, она относилась ко мне как-то по-особому доброжелательно. На нашем курсе учились две ее дочери: двойняшки Юля и Нина.

Первый год учебы давался тяжело – все было чужое, другое, неродное. Общежитие на первом курсе не полагалось, очевидно, проверяли студента на стойкость. Три раза меняла квартиру, пока не попала к тете Тасе Смазновой, которая стала мне родной, несмотря на то, что частенько ворчала на меня и даже могла поругать, но все это она делала беззлобно, и я никогда на нее не обижалась. И если бы не тетя Тася, светлая ей память, я скорей всего, не выдержав испытаний, сбежала бы из Иркутска.

В самые первые свои каникулы не сумела купить билет на самолет, потому что по студенческому билету с половинной скидкой его можно было приобрести только за два дня до вылета, а если раньше, то платить надо было полностью. За два дня никаких биле-тов обычно уже не было. А как хотелось домой, как я скучала по маме, по сестренке Наде, по всему домашнему!

И в последний день занятий в университете, на которых уже большая часть студентов отсутствовала – разъехались по домам, я прямо с лекций, с сумочкой, где были только тетрадки и ручка, а также немного денег, поехала в аэропорт. Просто так, на авось. И хотя мой самолет давно должен был улететь, он почему-то был объявлен в тот момент, когда вошла в здание аэровокзала.

С толпой счастливых пассажиров с билетами, не помню уж каким образом, оказалась у трапа самолета. Было холодно, кругом лежал снег, дул ветер. А студентка была еще в осеннем пальтишке, маленьких ботиночках и, конечно, жутко замерзла. Пассажиры уже почти все были пропущены внутрь самолета, а я все стояла и чего-то ждала.

Проходившие мимо летчики обратили внимание на съежившуюся от холода девчонку и пошутили: «Эй, воробей, чего дрожишь, давай заходи в тепло!» И я, насмелившись, заявила им, что очень хочу домой, а билета на самолет нет. А они сказали, что это можно легко исправить, и посадили меня сначала в кабину пилотов, а потом зайцу нашлось место и в салоне. И даже денег не взяли. Такие были времена и такие люди.

Поцелуй Гайдая

Татьяна Верещагина. Это – судьба.Но постепенно все вошло в свою колею. Иркутск становился родным городом с замечательным театром, филармонией, прекрасной художественной галереей, куда я частенько забегала, чтобы посмотреть на свою любимую картину «Девушка со свечой» неизвестного художника.

Появились друзья и подружки. Занималась в секции туризма. Почти все воскресные и праздничные дни были посвящены походам в горы и на Байкал. Самые запомнившиеся – это переход через Байкал по льду в самом его узком месте – от Листвянки до Тонхоя. Это расстояние, примерно сорок с небольшим километров, мы прошли за весенний световой день, устав до смерти.

Был еще грандиозный, но не вполне удавшийся подъем на пик Черского. В том походе запомнился рюкзак, который я едва оторвала от земли, но каким-то образом несла от начала до конца пути. Был многодневный поход на Пупки, это в районе бурятского курорта Аршан. Очень любила вечера у костра, бардовские песни под гитару. Потом мне этого очень долго не хватало в Туране.

В свободное от занятий и турпоходов время с однокурсницей Валей Прозоровой ходила в Дом культуры имени Куйбышева – занимались в народном театре, а параллельно посещали университетскую театральную студию, которую вел Заслуженный артист РСФСР Виктор Пантелеймонович Егунов. В Егунова мы, все его ученицы, влюбились после сыгранной им роли генерала Хлудова в спектакле «Бег», поставленном в Иркутском драматическом театре раньше, чем вышел одноименный фильм с Владиславом Дворжец-ким в главной роли. По-моему, наш Егунов в этой роли был не только не хуже, но гораздо интересней самого Дворжецкого.

Да и все другие роли, сыгранные Виктором Пантелеймоновичем на сцене Иркутского драматического театра, отличались какой-то необычайной филигранностью, тонким, едва заметным юмором, органичным врастанием в созданные им образы. Мне до сих пор странно, почему Егунов ни разу не снялся в фильмах знаменитого Леонида Гайдая, с которым дружил много лет.

Благодаря Егунову могу похвастаться очень коротким, но весьма приятным для себя знакомством с этим великим режиссером. Было это в 1969 году, к тому времени уже вышли фильмы Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», ставшие классикой советской комедии.

На сцене Дома культуры завода имени Куйбышева – премьера спектакля «Квадратура круга» Валентина Катаева, в котором я играла роль Тони. После одной из сцен кто-то окликнул меня за кулисами по имени. Обернувшись, увидела Егунова с незнакомым мне высоким мужчиной в очках и широкой улыбкой на лице. Егунов представил нас друг другу: «Это моя ученица Таня Петрова, а это мой друг Леонид Гайдай».

Егунов вручил букет цветов и плитку шоколада, а Гайдай поцеловал мою руку – весьма элегантный жест, который был в то время совсем несвойственен советским мужчинам.

Даже не сообразив, с кем я только что имела честь познакомиться, побежала на сцену, влекомая негодующим режиссером спектакля. Они тоже куда-то торопились, и больше Гайдая вживую видеть мне не пришлось.

Меняю изумруды на мечту

Татьяна Верещагина. Это – судьба.Хотя никогда особого почтения к точным наукам не питала, училась хорошо, в приложении к диплому Иркутского государственного университета имени Жданова, где профессия обозначена как химик широкого профиля, большинство оценок – пятерки.

Дипломную работу на тему производства искусственных изумрудов делала в Иркутском институте органической химии, и даже с некоторым интересом.

Наш завлаб по фамилии Бобр-Сергеев настоятельно рекомендовал мне после окончания дипломной работы остаться в этой лаборатории с последующим поступлением в аспирантуру и дальнейшей работой над начатой темой.

Но театр все перевесил. Получив диплом и направление на работу в восьмилетнюю сельскую школу в Иркутской области, которую выбрала сама, зная, что все равно никаким химиком мне не быть, поехала в Ленинград – поступать на режиссерский факультет ВГИКа на Моховой.

Но из-за болезни приехала намного позднее начала экзаменов, шел уже третий тур, и я не могла набраться смелости, чтобы попросить заняться моей персоной отдельно.

Зато целый месяц жила в Ленинграде, каждый день отстаивала огромные очереди то в Эрмитаж, то в Русский музей. С наслаждением ходила на выставку картин моего любимого Ван Гога, которую только что привезли из Нидерландов, часами простаивала перед полотнами Врубеля в Русском музее, а вечерами с кем-нибудь из своих родственников, иногда с дядей Вадимом, а чаще с двоюродной сестрой Ирой, ходила в театр.

Совсем недавно обнаружила в старых бумагах программу спектакля «Перед заходом солнца» Гауптмана, где в главных ролях значатся корифеи театрального мира Николай Симонов и Нина Ургант.

Дядюшка Вадим, видя мою увлеченность театром и любовь к художественным ценностям, которые может удовлетворить только большой город, предложил остаться в Ленинграде, жить можно было в их старой квартире в Большом Подьяческом переулке. Семья дядюшки только что получила новую квартиру, а старая была предназначена для сыновей-двойняшек, которым тогда было только по шесть лет. Работу с моими дипломами можно было найти без проблем. Но почему-то захотелось домой, к маме, хотя пять лет жизни в Иркутске сделали меня вполне самостоятельным человеком.

А вот сестренка Надя, в замужестве Ларина, пошла по другому пути. Она – специалист-картограф высшей категории. После окончания географического факультета Иркутского университета работала в Якутии, потом переехала с семьей в Армению, а затем в Казахстан и в Туркмению. После развала Советского Союза вернулась в Россию и сейчас, уже в течение почти двадцати лет, живет и работает в Калининграде, бывшем Кенигсберге.

А я продолжаю жить и работать в городе, в котором родилась. По-видимому, Туран – это моя судьба.

Бывает так между людьми

Татьяна Верещагина. Это – судьба.В Туране мой диплом химика оказался ненужным, все школы были полностью укомплектованы учителями, каких-либо химических производств не было вовсе. Зато пригодился диплом режиссерский, полученный благодаря университетской театральной студии.

Мерген Люндуп, который в это время возглавлял Туранский народный театр, как раз переехал в Кызыл, его пригласили работать на тувинское телевидение.

За режиссерскую работу в 1971 году взялась с жаром. В библиотеке Тувинского музыкально-драматического театра, которой заведовала тогда Валентина Владимировна Оскал-оол, подобрала вещь по своему состоянию души. Это была пьеса белорусского драматурга Анатолия Делендика «Четыре креста на солнце», другое ее название – «Вызов богам». Пьеса про любовь, победившую смерть.

Женскую заглавную роль Инги играла сама. На главную мужскую роль согласился Юра Демкин, муж моей подруги Тани Агальцовой, с которой мы когда-то ставили в школе Михаила Светлова. Юра был замечательным артистом, одаренным от природы, очень органичным, умевшим точно передать и мысль, и настроение героя. Работать с ним было в радость.

Спектакль был в двух актах и в семи действиях. На каждое действие мы сшили семь разных задников, Татьяна Верещагина. Это – судьба.про которые во время премьеры спектакля забыли, но зрители и приехавшие из драмтеатра актеры во главе с Сиин-оолом Лакпаевичем Оюном, тогда главным режиссером Тувинского музыкально-драматического театра, были так увлечены происходящим на сцене, что даже не заметили этого.

Спектакль был принят на ура и зрителями, и профессионалами. Позднее Сиин-оол Лакпаевич приглашал меня на работу в профессиональный театр, но семья и дети не позволили решиться на такой шаг.

Дружба с коллективом муздрамтеатра продолжалась в течение всех десяти лет моей работы в народном театре. На каждую сдачу нового спектакля обязательно приезжал кто-нибудь из профессионалов. Помню восторженные отзывы Марьям Алексеевны Рамазановой о нашей постановке пьесы Афанасия Салынского «Барабанщица», где главные роли с успехом исполняли Галина Вергаева и Сергей Верещагин.

А на премьере спектакля по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» нашими гостями были прекрасный актер и человек Леонид Котов и замечательный тувинский Дерсу Узала – Максим Мунзук.

Почти на все премьеры Туранского народного театра приезжал театральный критик, мой бывший учитель литературы Валерий Локонов, писал рецензии на наши спектакли. Рецензии на наши премьеры писали и жители города Турана – Иван Васильевич Щеголев, Юрий Михайлович Некрасов, который прекрасно оформил спектакль по пьесе Нины Семеновой «Печка на колесе» и сыграл в нем одну из главных ролей.

Заведующая отделом культуры газеты «Тувинская правда» Светлана Владимировна Козлова так отзывалась о нашей работе в обзорной статье «Театр, где каждый может стать актером»: «Много хорошего сказано в печати о Туранском народном театре за годы его существования. Этому коллективу доступна глубокая и сложная драматургия, раскры-вающая духовную красоту человека. Пример тому – постановка на сцене театра «Барабанщицы» Аф. Салынского».

Действительно, я как режиссер-постановщик, предпочитала делать спектакли проблемные, заставляющие думать и зрителя, и самих артистов. Тем и другим это не всегда нравилось, и меня часто упрекали в излишней серьезности, просили поставить что-нибудь полегче, поразвлекательней.

Пьесу, которая устроила и меня, и артистов, и зрителей, то есть была и умной, развлекательной одновременно, нашла, когда уже работала в музее, а в театр вернулась несколько времени спустя на полставки. Это была «Сваха из Моторского» Василия Яна, написанная им в селе Уюк и впервые там поставленная в 1921 году. Мы повторили ее 64 года спустя и имели огромный успех.

Тесная дружба связывала коллектив Туранского народного театра с коллективом кызыльского Театра юного зрителя, которым руководила, и до сих пор руководит, Айлана Чадамба. Тюзовцы не раз приезжали в Туран со своими спектаклями, вместе мы побежда-ли в республиканских смотрах-конкурсах и вместе ездили в Читу на Всероссийский фестиваль народных театров.

С ТЮЗом иногда приезжал Анатолий Федорович Емельянов, который тогда был заместителем министра культуры, а в театре играла его юная и прелестная дочка Лиза.

С Анатолием Федоровичем многие годы меня связывали чистые прекрасные отношения, о которых сам он написал так:

Бывает так между людьми:

Душа с душой соприкоснется,

И краткий, и случайный миг

Навечно в сердце остается.

Родной души тепло и свет

Храним, ласкаем и лелеем.

И ничего на свете нет

Для нас дороже и милее.

Эти стихи были отправлены Анатолием Федоровичем Емельяновым из больницы за десять дней до его кончины. Они пришли из Кызыла в Туран на поздравительной новогодней открытке в конце декабря 1990 года.

Таланты и поклонники

Татьяна Верещагина. Это – судьба.Коллектив нашего народного театра не был профессиональным и постоянным, люди приходили и уходили. Всегда была забота о подборе артистов для следующего спектакля, с которыми потом нужно было работать и работать.

Рожденных для сцены людей было не так уж и много, но они были. И самым одаренным в этом плане человеком был Михаил Иванов, в то время работавший школьным завхозом. Это был настолько артистически талантливый человек, что ему почти ничего не нужно было объяснять, он все схватывал с полуслова, и каждая сыгранная им роль была яркой и незабываемой.

Великолепен был в его исполнении Шаманов в спектакле «Прошлым летом в Чулимске». С этим спектаклем в 1977 году наш театр стал лауреатом республиканского смотра народных театров, после чего мы показали его в Чите на Всероссийском фестивале народных театров.

Татьяна Верещагина. Это – судьба.А через пять лет мы снова стали лауреатами и ездили на зональный фестиваль народных театров в город Барнаул. Я тогда уже работала в музее, совмещая это с работой в народном театре. Спектакль был сделан по очень непростой пьесе Александра Володина «Пять вечеров». И опять заглавную мужскую роль исполнял Миша Иванов.

Много лет в театре играли Галина Иванова, Галина Вергаева, Сергей Верещагин, Марк Оюн – это был костяк, люди, на которых можно было положиться. Люди, с которыми довелось выступать не только на сцене Дома культуры, но с каждым новым спектак-лем объезжать все поселки нашего Пий-Хемского района, на вертолете летом, а зимой в танкетке по бездорожью ездить к геологам, которые работали далеко в тайге.

И всегда были переполненные залы, зачастую не хватало мест, люди стояли в проходах, сидели на полу перед сценой. Телевидение тогда еще только-только входило в нашу туранскую жизнь и еще не успело испортить вкусы и нравы людей.

Хотя в самые последние годы моей работы в народном театре уже испортило. Перечитываю рецензию Ивана Щеголева на один из последних своих спектаклей, она так и называется «Для кого старались?» Поэтому и ушла из театра: он существует не для пустых залов.

Сначала ушла в школу. Но, проработав полгода в качестве заместителя директора по воспитательной работе, поняла: это – не для меня. По гороскопу – водолей, полностью соответствую этому знаку – человек вольнолюбивый и свободолюбивый. Не люблю подчиняться и не люблю подчинять.

Снова вернулась в театр, а затем решила вновь испытать судьбу и заняться абсолютно незнакомым для меня делом.

Окончание – в №4 от 1 февраля 2012 года.

Фото:

1. Таня Петрова (Верещагина), студентка третьего курса Иркутского государственного университета имени Жданова. Иркутск, 1968 год.

2. Актер Виктор Егунов и режиссер Леонид Гайдай у входа в Иркутский драматический

театр. 1969 год.

3. Восхождение. Туристка Таня Петрова. Бурятская АССР, 1968 год.

4. Туранский народный театр. Репетиция спектакля «Квадратура круга». Слева направо: режиссер-постановщик Татьяна Верещагина, актеры Юрий Демкин и Виктор Балагашев. Туран, 1973 год.

5. На гастроли в село Хут. Самодеятельные артисты Сергей Комбу, Петр Витман,

Галина Иванова, Галина Вергаева, Михаил Иванов. Пий-Хемский район, 1975 год.

6. Татьяна Верещагина в роли Кашкиной в спектакле «Прошлым летом в Чулимске». Город Чита, Всероссийский фестиваль народных театров. 1977 год.

7. Работники культуры Тувинской АССР. Анатолий Емельянов – крайний справа в первом ряду, его супруга Светлана Козлова – крайняя справа во втором ряду. Туран, 3 сентября 1982 года.

Татьяна Верещагина

 (голосов: 5)
Опубликовано 25 января 2013 г.
Просмотров: 4044
Версия для печати

Также в №3:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru