газета «Центр Азии» №26 (5 — 11 июля 2013)
Отцы-молодцы

Хензиг-оол Байыр-оолович Чооду, 46 лет, папа шести детей, житель Кызыла

8 июля 2013 г.

Хензиг-оол Байыр-оолович Чооду, 46 лет, папа шести детей, житель КызылаМои дети: какие они?

У меня четыре сына и две дочери. Первенцу Мергену двадцать семь лет. Он окончил механико-математический факультет Московского государственного университета. Сейчас ищет работу.

Мерген всегда был очень целеустремленным. С детства очень любил считать, когда поднимался по лестнице, обязательно пересчитывал ступеньки. Неудивительно, что когда пошел в первый класс, ему больше всего понравилась математика.

Мерген женат, его супруге Ульяне двадцать семь лет. У них трое детей – шестилетняя Анжелина, трехлетний Буян-Маадыр и годовалая Ангелина.

Дочери Чойгане двадцать пять лет. Она тихая, неразговорчивая, вдумчивая девушка, очень требовательная к себе и усидчивая. Сейчас оканчивает юридический факультет Тувинского госуниверситета, осталось только диплом защитить.

Чойгана замужем, ее супруг Омак очень трудолюбивый парень, работает в такси. Чойгана родила ему сына Улара – ему пять, и дочку Оргаадай – ей два с половиной года.

Сыну Белеку шестнадцать лет. Он учится в гимназии №9, перешел в одиннадцатый класс. Окончил музыкальную школу по классу баяна, а когда на пятнадцатилетие получил гитару, начал ее осваивать. Очень хорошо стал играть и петь, но на публике выступать стесняется.

Чаяне четырнадцать лет. Перешла в девятый класс, учится в девятой гимназии. Она тоже ходила в музыкальную школу, окончила класс домры. Дочь очень общительная, она у нас – звезда: ведущая всех крупных мероприятий в гимназии, ее несколько раз показывали по телевизору. Отличница, постоянно накапливает знания, сама себе нашла репетитора по английскому языку.

Максиму одиннадцать лет. Тоже учится хорошо, и тоже в девятой гимназии, сейчас он в пятом классе. У него, как и у Мергена, тяга к математике. Быстро решает задачи. Любит танцевать, хочет поступить в музыкальную школу на класс гитары. Самому младшему сыну Шолбану всего полтора годика.

Тяга к музыке детям передалась от меня. В школьные годы играл на гитаре, был солистом в школьном ансамбле.

Дети – это только проблема или только радость?

Только радость. Все свое свободное время мы с женой отдаем своим детям и внукам. И они про нас не забывают. Часто дети дарят нам подарки, говорят теплые слова, всегда помогают по дому. Они нас очень любят и уважают, это – главная радость.

А еще они очень послушные, чуткие. Мы с супругой – оба педагоги, порой, очень усталыми возвращались после уроков. Так дети, даже маленькими, это понимали и не баловались, вели себя тихо.

С Чодурой Кунакайевной познакомился в Кызылском педагогическом институте в 1984 году. Мы учились на физико-математическом факультете: она – в первой группе, а я – во второй.

Сейчас жена преподает математику в девятой гимназии, ведет уроки в старших классах. Я работаю учителем начальных классов в третьей школе. В этом году был уже пятый выпуск. Мой общий рабочий стаж – двадцать шесть лет, а педагогический – семнадцать.

Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.

Отца Байыр-оола Адыяевича Чооду. Сейчас его нет, он ушел из жизни в сорок восемь лет, когда я служил в армии.

Мы жили в селе Оо-Шынаа Тес-Хемского района.Отец был чабаном. Когда я учился в четвертом классе, он на целую неделю уехал по делам и оставил меня следить за хозяйством, сказав, что остаюсь за главного. Было очень тяжело за всем уследить и все успеть, но справился, отца не подвел.

Отец был строгим, один раз сказал – надо сделать. Он много трудился, первым в селе начал сажать картошку, первый же урожай выдался хорошим. Он всегда говорил: «Нужно больше работать, если не будешь трудиться, в жизни ничего не получится». Еще он внушал, что нужно уважать женщин.

Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.

Я в нашей семье готовлю. Люблю жаркое, хорошо получается плов. А жена убирается в доме, моет полы и посуду, пыль протирает, а Чаяна ей помогает. Белек отвечает за воду, носит ее в ведрах с колонки. Все вместе занимаемся строительством. Старшие сын и дочь жильем не обеспечены, вот и расширяемся.

Мое главное достижение в воспитании.

Мои дети чтят родителей и никогда нам не перечат. Уважают стариков и женщин. Очень трудолюбивые, не боятся любой работы. Преданы друг другу, никогда не оставят брата или сестру в беде.

Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.

Моя ошибка была в том, что отдал старшего сына на воспитание теще Артык-кыс Чангаровне Ооржак. Когда Мерген родился, я был в армии, служил в Амурской области, был механиком-водителем.

Когда вернулся, хотел, конечно, забрать сына, но теща так любила внука, так просила оставить его с ней, что я уступил. Сын жил и воспитывался у бабушки до подросткового возраста.

И только в 2000 году, когда Мерген окончил семь классов, мы забрали его в семью и переехали из Ак-Довурака в Кызыл, чтобы он мог учиться в Государственном лицее Республики Тыва и получить хорошее образование. И сын его получил, окончил лицей на хорошо и отлично.

А о своей отцовской ошибке до сих пор жалею, не надо было так делать, потому что первое время после того, как стали жить вместе, мы с сыном не понимали друг друга. Вместе шли к пониманию и пришли.

Поэтому всегда внушал сыновьям и дочкам: «Воспитывайте своих детей сами!»

Вредные привычки: может ли мужчина их победить.

У меня не получается бросить курить. Уже шесть лет никотинового стажа. Понимаю, нужно бросать, но не могу. Еще я разбрасываю свои вещи и совершенно не умею убираться в доме. А вот с алкоголем проблем нет, спиртным не злоупотребляю.

Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.

Читал и сейчас читаю младшим детям тувинские народные сказки, особенно «Дон-Хоожук» – про маленького мальчика, который пас скот. Однажды, Чылбыга-Кадай – аналог бабы Яги в тувинских сказках – похитила всех его родных, а он их спас. Это сказка о настоящем герое, поэтому она так нравится детям. Еще любил петь детям колыбельные песни.

Наказание ребенка – это обязательно?

Я сразу не наказываю детей, даю им возможность подумать о своем поведении. Если мой ребенок что-то натворил, наказываю запретами – не пускаю на улицу, не разрешаю идти к друзьям. Младшим запрещаю какое-то время играть в игрушки. Считаю, наказывать детей нужно, но без рукоприкладства. Меня так и родители воспитывали: физически не наказывали, только запретами.

Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.

Научил ценить то, что имеешь. Если наметили цель, нужно идти к ней до конца. И никогда не бросать своих родных и друзей в беде.

Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.

Когда Мерген учился в девятом классе, ему в лицее задали очень сложное задание по произведению Гончарова «Обломов». Нужно было ответить на несколько вопросов по содержанию романа. И такие детальные заковыристые вопросы! Например, что стояло на нижней полке в комнате у главного героя. Сын мучился, искал в книге ответы, но не находил. И тогда он меня спросил: «Папа, а ты-то знаешь ответы?»

Мне стало так неудобно перед сыном, что не знаю. Вот и пришлось сидеть несколько ночей с книгой, читать роман, чтобы на все эти вопросы ответить. Без прочтения «Обломова», я бы не смог справиться с этим заданием.

Отцовский долг: в чем он для меня.

Мой долг воспитывать детей добрыми хорошими людьми, чтобы заботились друг о друге, близких и друзьях.

Дети – это продолжение рода, их у меня шестеро, значит, в этом плане свой долг выполнил. Осталось поставить младших на ноги и помочь старшим с жильем, а все остальное приложится.

Фото: Большая семья Хензиг-оола Чооду возле пока еще незаконченной пристройки к дому. В первом ряду на велосипедах слева направо сын Максим Чооду и внук Улар Оюн. Во втором ряду: сын Мерген Чооду со своим сыном Буян-Маадыром на руках, дочь Чаяна Чооду, супруга Чодураа Кунакайевна Чооду, Хензиг-оол Байыр-оолович Чооду с сыном Шолбаном на руках, сын Белек Чооду, дочь Чойгана Оюн, зять Омак Оюн. Кызыл, 17 июня 2013 года. Фото Константина Куцевалова.

Константин КУЦЕВАЛОВ Kos-85@list.ru 89632502233
http://www.centerasia.ru/issue/2013/26/4645-khenzig-ool-bayir-oolovich-choodu-46.html