газета «Центр Азии» №19 (17 — 23 мая 2013)
Культурная жизнь

Благословение тувинской юрте в графике Чечек Монгуш

17 мая 2013 г.

Благословение тувинской юрте в графике Чечек Монгуш«Благословение тувинской юрте» («Тыва огге йорээл») – выставка с таким названием открылась 16 мая на третьем этаже Национального музея Республики Тыва. Она посвящена творчеству современной художницы-графика Чечек Монгуш и приурочена к ее юбилейным датам: 45 лет со дня рождения, 10 лет педагогической деятельности.

 

Чечек Кызыл-ооловна Монгуш – единственная современная тувинская художница-график – владеет несколькими техниками гравирования: линогравюра, офорт, обрезная и торцовая ксилография, гравюра на пластике.

Она рисует карандашом и тушью, акварелью. Ее произведения хранятся в музеях Кызыла, Красноярска, Дивногорска и Новосибирска, в частных коллекциях в Америке, Монголии, Китае, Казахстане.

Родилась в 1968 году в селе Эрги-Барлык Барун-Хемчикского района Тувинской АССР.

Окончила Кызылское училище искусств, факультет станковой графики Красноярского государственного художественного института. С 2005 года – член Союза художников России. В настоящее время – преподаватель специальных дисциплин на художественном отделении Кызылского колледжа искусств.

Основная тема творчества художницы – образы далекого прошлого, фольклора и народного искусства. Виртуозно владея различными приемами графического мастерства, Чечек Монгуш работает, в основном, в технике цветной гравюры на пластике. Каждое ее произведение – это ювелирно выполненное графическое многоцветное полотно.

Представленная на выставке серия цветных гравюр «Юрта» наполнена национальным колоритом. Задушевно и неторопливо гравюры вводят зрителя в особый мир. В качестве основных направляющих – тувинская юрта и буддийская мандала. Круг обруча харачаа – не просто ось, держащая юрту, но одновременно это и круг мандалы, круг жизни и даже буддийское Колесо учения. Подчиняясь этому кругу, выстраивается вся композиция, расположение людей, сказочных существ, животных и птиц.

Композиция, заключенная в круг, символизирует хрупкость и быстротечность жизни, одновременно это и постоянное возвращение к родным истокам.

Помимо оригинальности построения произведениям Чечек Монгуш присущи композиции, тонкая эмоциональность и глубокое восхищение глубинами народной мудрости.

Фото: Чечек Монгуш: гравюра из серии «Юрта».

Айлана ЧАП, старший научный сотрудник отдела культуры и искусства Национального музея Республики Тыва.
http://www.centerasia.ru/issue/2013/19/4596-blagoslovenie-tuvinskoy-yurte-v-grafike.html