Мои дети: какие они?
Любимые. У меня их трое, так что считаю себя многодетным отцом. Старшей дочери Аймире пятнадцать лет. Она инвалид с детства, у нее детский церебральный паралич.
Среднему сыну Анчы – тринадцать. Учится в шестом классе, увлекается спортом. Он активный, шустрый, разговорчивый. Мой надежный помощник.
Младшей дочери Виктории шесть лет, она ходит в детский сад. Вика уже начала читать и писать. Увлеченно рассказывает о прочитанном, тянется к знаниям.
Дети – это только проблема или только радость?
В нашей с детьми жизни было очень тяжелое время. Когда сыну было семь лет, я овдовел. Жена, Аида Орус-ооловна, родила третьего ребенка и через три дня умерла. Остался с детьми один: старшая дочка – больна, средний сын только в первый класс пошел, младшая дочурка – грудная. Было очень непросто. Тогда сильно помогли родные.
Сейчас самое трудное – позади, все преодолел – ради детей. Они – моя радость. Слышать их голос, смех – одно удовольствие. Покупать им игрушки, книги, учить тому, что знаю сам – тоже.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Маму. Папа, Оолак Анай-оолович, работал шофером, очень много времени проводил на работе, трудился, чтобы обеспечить большую семью – одиннадцать детей. И нашим воспитанием больше занималась мама, Бина Дамбыевна.
Из одиннадцати детей я – средний. Восемь сестер, три брата, из них я – младший, по счету – шестой в семье. После меня – одни девочки, и мама мне наказывала быть опорой для них.
Мама сильно меня любила и учила тому, каким должен быть мужчина. Научила колоть дрова, рубить мясо, вести хозяйство. Когда мне было семнадцать лет, она показала, как разделывать тушу барана. Я с первого раза все запомнил.
Отец тоже многому научил, но мама дала мне больше. Именно она приучила к главному – все доделывать до конца. Грустно, что родители очень рано ушли из жизни: отец – в 55 лет, мама – в 54.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Все делаю сам. Пригодилось все, чему меня в детстве родители научили. Убираюсь в доме, стираю, детей кормлю, одеваю, воспитываю, за больной дочерью ухаживаю.
Конечно, сложно одному без жены, но справляюсь. Я молодой, силы у меня есть, а потом и Анчы с Викторией подрастут, будут еще больше помогать.
Анчы и сейчас уже – мой главный и незаменимый помощник и в домашних делах, и в уходе за старшей сестрой. А когда ремонт в квартире делал, сын был моей правой рукой.
Мое главное достижение в воспитании.
Воспитываю детей так, чтобы они были послушны, человечны, трудолюбивы, чтобы уважали других людей. Они уже прекрасно знают, чего нельзя делать: например, нельзя брать чужие вещи, обижать родных и друзей.
Даже если деньги лежат на виду, они никогда их не возьмут. Спокойно могу отправить Анчы и Викторию за продуктами. Даю им деньги, они все, что надо, купят и сдачу принесут копейка в копейку. Понимают, что транжирить нам нельзя.
Когда приходят гости, Анчы и Вика никогда не вмешиваются в разговор, идут в другую комнату и не лезут к взрослым. Когда мне говорят: «Какие у тебя воспитанные дети», – бывает приятно, ведь это люди со стороны оценивают результаты отцовского воспитания.
Радует, что и друзья у Анчы хорошие, воспитанные. Он часто приводит их домой. Мальчики тихонько культурно поиграют и уходят, ничего в доме не тронут.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Конечно, идеальных родителей не бывает, и я себя таким не считаю, но никак не могу сейчас назвать такой ошибки, за которую мне было бы стыдно перед собой и детьми. Наверное, потому что помогает педагогический опыт: работаю учителем начальных классов в школе № 1 Ак-Довурака, стаж – 22 года.
В воспитании детей нельзя ошибаться. Поэтому прежде чем, например, сделать замечание за какой-то проступок, сначала все обдумаю, просчитаю последствия: как ребенок отнесется к моим словам, как будет себя вести после них. Ведь надо, чтобы он извлек пользу, старался стать лучше, а не наоборот – озлобился бы и стал делать назло.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Конечно, может. Самое главное, чтобы у человека была сила воли. Думаю, что, вредных привычек у меня нет. Не курю, и родители мои не курили. Иногда выпиваю, но редко, только немного в праздники за столом. Увлекаться алкоголем очень опасно, особенно – всякую бурду пить, которая может отравой оказаться.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Книги детям постоянно покупаю, сейчас в магазинах очень много хороших книг на любой вкус. Для Вики покупаю сказки, вечерами мы их вместе читаем. Учим с ней стихи на русском языке. У нее хорошо получается.
Очень любят дети тувинские народные сказки. Задаю им загадки, предлагаю повторить разные скороговорки, чтобы развивали свою речь, дикцию.
Наказание ребенка – это обязательно?
Взрослые сами постоянно совершают большие ошибки, но самих себя за это не наказывают. Так почему же тогда многие считают, что маленьких детей за их маленькие ошибки надо сурово наказывать, лишая их чего-то или даже применяя силу? Детей нельзя этим травмировать. Если ребенок получит психологическую травму, потом это уже не исправить.
Уделяю большое внимание учебе сына, но он иногда ленится делать домашнее задание или в школе не слушается. За это его не ругаю, а просто привожу примеры, каким он должен быть и объясняю, что его может ожидать, если не будет хорошо учиться и не будет послушным.
Бывает, мы с Анчы подолгу ведем беседы о жизни. И он все понимает, извиняется, если неправильно поступил. Делает для себя правильные выводы. И это радует, ведь человек учится на своих ошибках, работая над ними, работает над собой.
Я не суровый отец, но и не балую детей. И то и другое – неправильно. Нужна золотая середина, которой и стараюсь придерживаться.
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Продолжаю учить трудолюбию и ответственности. Анчы уже без всяких напоминаний сам моет посуду, прибирается в квартире: пылесосит, чистит ковры. Научил его варить тувинский чай. Суп варить ему еще рановато, зато он уже очень хорошо чистит картошку. Надо еще научить его надежно вбивать гвозди.
Маленькая Вика тоже помогает по дому. Моет посуду, сама просит тряпочку, чтобы протереть пыль. Вика подражает мне, хочет пользу принести, чтобы отец радовался.
Поддерживаю сына в его спортивных занятиях, ведь спорт – основа здорового образа жизни. Он играет в футбол, занимается борьбой, ездил на соревнования в Кызыл. Хвалю сына за успехи и внушаю: спорт поможет стать выносливым и сильным, чтобы быть опорой своей семье, когда вырастешь.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Недавно Вика спросила: «Почему моя сестра не ходит?» Как объяснить шестилетнему ребенку, что Аймира такой родилась, что у нее детский церебральный паралич? Просто ответил, что сестра болеет, и ходить ей еще рано.
Отцовский долг: в чем он для меня.
Мой долг – очень большой. Должен быть для детей и отцом, и матерью. У них должно быть радостное детство, они ни в чем не должны нуждаться. И при этом должен приучить Аймира и Викторию к самостоятельности, чтобы они не растерялись в жизни, став взрослыми.
А вот моя Аймира самостоятельной стать не сможет, так уж распорядилась судьба. Поэтому мой долг – быть всегда рядом с ней.
Фото: Для своих трех детей он – и отец, и мать. Шериг-оол Оолакович Хомушку с младшей дочерью Викторией, старшей Аймирой и сыном Анчы. Город Ак-Довурак, 19 апреля 2013 года. Фото Константина Куцевалова.