газета «Центр Азии» №45 (16 — 22 ноября 2012)
Проблема

Загадка тувинского метеорита Чинге: к столетию открытия посланца Космоса

17 ноября 2012 г.

Загадка тувинского метеорита Чинге: к столетию открытия посланца КосмосаСто лет назад в Туве – на территории современного Тандинского района – были обнаружены осколки метеорита. Их нашли охотники за золотом. Искали в реке Арголик и ее притоке – горном ручье Чинге – золото, а нашли странные куски металла.

Работавший на приисках инженер Николай Михайлович Черневич заинтересовался находками и переправил тридцать кусков – от 85 граммов до 20,5 килограммов – на экспертизу в Санкт-Петербург – в метеоритную коллекцию Академии наук.

В архиве коллекции хранится сопровождавшая тувинские находки записка, написанная рукой Черневича и датированная 5 февраля 1912 года.


Однако сначала находку ошибочно забраковали. Дело в том, что состав тувинского метеорита очень необычен и нетипичен для космического железа: 82,8% железа, 16,6% никеля плюс примеси кобальта, фосфора.

Подобный состав имеет метеорит Гоба – самый крупный из упавших на землю целых метеоритов. Гоба был обнаружен в Юго-Западной Африке позже тувинской находки – в 1920 году.

Ученые поняли свою ошибку не сразу и сначала не хотели признавать ценность находки Николая Черневича, постановив в 1915 году, что это просто «самородное никелистое железо из Тувы».

Николай Черневич упорно настаивал на своей версии. Он даже дал соответствующее название прииску – «Метеоритный».

В 1978 году в район бывшего золотого прииска была организована специальная научная метеоритная экспедиция, в состав которой были включены специалисты из Москвы, Таллина, Киева и других городов страны – всего 22 человека.

В русле и поблизости от устья ручья Чинге членами экспедиции было собрано 36 метеоритных осколков массой от 88 граммов до 6,1 килограмма. Их общий вес – 61,2 кг.


Начальник советской метеоритной экспедиции Валентин Иванович Цветков одновременно постарался выяснить как можно больше и о первооткрывателе подарка небес.

Однако ясных данных о точном времени и причинах появления Черневича в Туве ему найти не удалось. Только смутные сведения и слухи о близком знакомстве Черневича с высокими властями, вплоть до императорской фамилии, последующей ссоре и почетной ссылке в Урянхайский край – в Туву, куда он приехал уже немолодым.

Из архивных данных следует, что 13 мая 1903 года Черневич основал «Усадьбу Первого русского хозяйства» на левом берегу Малого Енисея. А в 1909 году начинает осваивать золотоносные площади в отрогах Восточного Тану-Ола, в том числе, и на ручье Чинге. Уже в первый год прииски дали около одного пуда двадцати фунтов золота.

Писатель Сергей Рудольфович Минцлов, имевший в 1914 году специальную миссию в Туве, задачей которой было определение эффективности русского присутствия в регионе, а итогом – объявление Николаем Вторым протектората России над Тувой, оценивая перспективность района для империи, крайне негативно высказывается о местных кадрах, выделяя на этом фоне Черневича:

«Интеллигентных деятелей среди местных жителей нет совершенно, единственным дворянином и действительно интеллигентным лицом является Н.М. Черневич, помещик и владелец золотых приисков в хребте Танну-Ола».

Минцлов отметил и размеры владений Черневича в хребте Тану-Ола – 320 квадратных верст.

Валентину Цветкову повезло: в 1978 году он еще застал людей, которые помнили золотодобытчика. Они описывали его как крепкого старика лет шестидесяти. Черневич носил пышные седые усы, а голову брил наголо. Местные жители звали его Калчан Орус – Лысый русский.

Помнил его и Народный артист РСФСР и Тувинской АССР Максим Мунзук, который в детстве жил в местечке Уургайлыг будущего Тандинского района Тувы. Артист рассказывал, что Лысый русский постоянно таскал в карманах конфеты, которыми одаривал встречных тувинских ребятишек.


А вот время гибели первого тувинского охотника за метеоритами Николая Черневича пытливому исследователю Цветкову удалось установить с точностью до месяца – июль 1919 года: смутное время красных и белых.

Контору Черневича в Арголике заняла банда – один из вооруженных отрядов красной партизанской армии. Экспроприаторам нужно было добытое на приисках золото. Черневич молчал. Стали пытать: отрезали уши и нос. Черневич молчал. Изуродованного старика повезли из Арголика в Бай-Хаак: около десяти километров.

Валентину Цветкову удалось даже познакомиться в Кызыле с Данзын-оолом, который жил в те времена в тех местах, был молодежным активистом и тем самым человеком, который и перевозил Черневича в этот трагический день.

«Дело было вечером, в закатных лучах стоял столб красной пыли. Одно колесо у телеги было плохое – «почти квадратное», и тряска, видимо, причиняла Черневичу невыразимые страдания. Он переносил все стоически. В разговоре со мной Данзын-оол даже как бы оправдывался: «Что я мог? Мне велели, я и повез». Этот разговор происходил еще в советские времена, когда участие в расправе над «буржуем» было скорее заслугой, чем виной», – в последствии рассказывал Цветков.

На кладбище в Бай-Хааке бандиты снова требовали у Черневича ответа: где золото? Он вновь отказался отвечать. Ничего не добившись от старика, бандиты зарубили его саблей и тут же закопали.

На бай-хаакском кладбище в 1978 году, рассказывает Цветков, еще можно было различить небольшой холмик, который считался могилой Черневича, первооткрывателя тувинского метеорита.

При жизни Николая Черневича космическое происхождение тувинских находок доказано не было. Но последующие экспертизы все-таки подтвердили его версию: это метеорит. Название ему дали по месту находки осколков: Чинге.

Сейчас большинство из найденных кусков – в Метеоритной коллекции Российской академии наук, остальные – в частных коллекциях. В запасниках Национального музея Республики Тыва тоже есть осколок этого метеорита, но в экспозиции для посетителей он не выставляется.


Около пятнадцати тысяч лет назад метеорит Чинге упал на Землю. При падении он раскололся на множество частей.

Часть из них была найдена в двадцатом веке, но, как предполагают немецкие ученые, как минимум один объемный кусок был обнаружен гораздо раньше. О своем исследовании они написали в журнале «Meteoritics and Planetary Science». И это стало метеоритной сенсацией 2012 года.

Суть истории такова. В 1938 году фашисты в поисках истоков арийской расы организовали в Тибет экспедицию под руководством германского зоолога и офицера СС Эрнста Шефера (Ernst Schaefer) и при поддержке рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Там их внимание привлекла старинная священная статуя Вайшравана – одного из четырех «небесных царей», хранящих стороны света. На груди божества высечена большая свастика.

Конечно, свастика на статуе никакого отношения к фашистам не имела. Этот знак гораздо древнее всей нацисткой символики. В исконном значении это – солнце, удача, счастье и созидание. Но участники нацистской экспедиции все равно забрали ее в Германию.

В Германии статуя больше полувека мирно пролежала в частной коллекции. В поле зрения ученых из Штутгарта под руководством Элмера Бухнера (Elmar Buchner) она попала после аукциона в 2009 году. Немецкие ученые сравнили состав метеорита Чинге и десятикилограммовой буддистской статуи. Сходство оказалось поразительным. Статуя, возраст которой около тысячи лет, выполнена из тувинского метеорита, относящегося к редкому типу с высоким содержанием никеля.

Это значит, что первые осколки Чинге были найдены не в начале двадцатого века, а еще в средних веках.

Однако специалист по буддизму Ахим Байер из Сеула оспорил версию немецких ученых. В своей статье для Гамбургского центра по изучению буддизма он подвергает сомнению происхождение и древность статуи. По его мнению, она изготовлена не в Азии, а в Европе, причем, скорее всего, уже в нашем веке, между 1910 и 1970 годами.

Ахим Байер обнаружил множество несоответствий: форма бороды статуи, отдельная серьга. Все это, по его мнению, нетипично для буддистской статуи средних веков. Особенно ученого возмутила обувь и неправильная форма штанов фигурки. За это он называет метеоритного Будду не иначе как «лама в штанах».

Ученый из Сеула не спорит, что статуя сделана из метеорита Чинге, но он уверен, что выполнена она уже в наше время, нацисты в Тибете ее не находили, а вся эта история была раздута специально, чтобы подогреть интерес к космическому Будде и увеличить его стоимость на аукционе.

Где же истина – пока не ясно, каждый волен выбрать свою версию.


Еще одна загадка тувинского метеорита связана с местонахождением точного места падения. От удара космического железа об землю должна была остаться огромная впадина – кратер. Но такой кратер так и не был найден.

В двадцатом веке в окрестностях ручья Чинге этот кратер искали несколько организованных экспедиций, но безуспешно. Попадались только отдельные куски метеорита. Некоторые из них оказались в частных коллекциях и сейчас продаются на интернет-аукционах, опровергая выражение «деньги с неба не падают».

Цены на осколки метеорита Чинге довольно высоки. Например, кусок весом в 1 килограмм 130 граммов летом 2012 года был продан за 65 тысяч рублей.



Фото: Буддистская статуя Вайшравана, весом в 10 килограммов 600 граммов, выполненная из куска метеорита Чинге. Фото из журнала «Meteoritics and Planetary Science».


Надя АНТУФЬЕВА
http://www.centerasia.ru/issue/2012/45/4435-zagadka-tuvinskogo-meteorita-chinge-k.html