Мои дети: какие они?
Мои дети наполняют содержанием мою жизнь. Когда был молодым и неженатым, ошибочно думал, что живу интересно, насыщенно и свободно. Жил одним днем. С появлением сыновей появилась и цель. Все, что сегодня делаю – это ради их благополучия и нашей семьи.
Старшему сыну Сылдысу восемнадцать лет, он учится на первом курсе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Он очень привязан ко мне, часто звонит и спрашивает: «Папа, вы где?» Ему необходимо знать, что я всегда рядом. Так было и тогда, когда он учился в школе, доверял мне свои секреты, в шестом-седьмом классах влюблялся в девочек и делился переживаниями со мной, а не с мамой.
Рафаэль в отличие от немногословного и спокойного старшего брата, шустрый, подвижный, разговорчивый. Охотно общается с незнакомыми людьми, может замучить расспросами. Ему девять лет, он учится во втором классе, но любит считать себя маленьким.
Он родился в Санкт-Петербурге, когда мы с супругой Чечек Деспи-ооловной были аспирантами Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Его рождение стало для меня большим стимулом. Я очень старался быстрее окончить учебу и защитить кандидатскую диссертацию. Надо было содержать семью и помочь супруге окончить аспирантуру и защититься после академического отпуска.
Защитившись, с сыновьями уехал в Кызыл, а супруга осталась в Питере доучиваться. Одному было трудно, жили в частном доме, надо было топить печь, готовить для детей, провожать старшего в школу, а младшего отвозить в садик.
По утрам в час пик с трудом протискивался с ребенком в маршрутку, после работы бежал в садик, а потом спешил домой. Там сын пятиклассник, как мог, топил печь, приносил воду. После ужина садились с ним делать домашнее задание. Трудно одновременно быть детям и папой, и мамой, но до возвращения нашей мамы достойно выдержал год.
Сейчас оба работаем на родном инженерно-техническом факультете ТувГУ: я – деканом, супруга – заведующей кафедрой.
Дети – это только проблема или только радость?
Наши дети для нас – радость, надежда и опора в будущем.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Это мой отец Чамбаа Сусугбеевич Монгуш. Он работал бригадиром чабанов в селе Ийме Дзун-Хемчикского района. Нас было шесть братьев и сестер.
Отец много работал, никогда не сидел без дела, но у него была своя позиция по воспитанию детей. Он считал, что не надо заставлять их работать силой. Считал, что достаточно раз сказать и работящий человек сразу возьмется за дело, а ленивого зови не зови – не научишь.
Он сажал меня маленького себе на колени и говорил: «Нельзя, сынок, спать до обеда. Только тот, кто рано встает, может добиться в жизни многого. Сейчас пришло такое время, когда без образования никуда. Надо в школе хорошо учиться, чтобы потом получить образование».
Слова отца с детства врезались мне в память и я – самый младший из его детей – пошел дальше всех, не только получил образование, но и стал кандидатом технических наук.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
В нашей семье обязанности мы не делим. Кто раньше придет, тот и приготовит еду, помоет посуду, приберется, не задумываясь, женская это работа или мужская.
Как-то старший сын, наслушавшись друзей, заявил, что мытье посуды – женское дело. Объяснил, что в благоустроенной квартире заняться чисто мужским физическим трудом возможностей мало, и потому работу по дому надо делать сообща.
Мужчины в нашей семье очень самостоятельные. Когда супруга уезжает в длительные командировки, сами хорошо управляемся домашними делами. По выходным делим комнаты поровну и тщательно генералим. Младший сын иногда радует, встречая нас чисто вымытой посудой.
Мое главное достижение в воспитании.
Радует, что сумел воспитать в старшем сыне правильное отношение к здоровому образу жизни. Он твердо уверен, что не возьмет в рот спиртное. Если не поддался влиянию среды, когда молодежь иногда употребляет пиво, и может сказать «нет» друзьям, значит, у него есть сила воли.
Такое же отрицательное у него отношение и к курению. Однажды, когда он учился в пятом классе, я застал его с сигаретой. Тогда постарался ему объяснить, что курить нельзя и вредно. Привел в пример нашего дедушку, который умер от рака легких, потому что всю жизнь курил. Видимо мое внушение и этот пример возымели действие.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Когда застал сына курящим, так вспылил, что вышел из себя и сгоряча толкнул его. Да так сильно, что он упал и испугался. Считаю такое свое поведение ошибкой. Можно было взять себя в руки и нормально объяснить.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Может. Все зависит от силы воли человека – захочет бросить пить или курить – бросит, и друзьям, которые тянут его на дно, может сказать «нет». А если те не унимаются, надо с ними рвать без жалости, потому что это скорее собутыльники, чем друзья.
Сам не курю, выпиваю только по праздникам, знаю свою меру и не напиваюсь.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Сылдыс просил читать ему фантастику. Сейчас, наверно, в университете читает чисто техническую литературу.
А Рафаэль, хотя и вырос из садиковского возраста, любит до сих пор сказку «Колобок» и просит все время ее почитать. Ему больше всего нравится мое выразительное чтение по ролям и финал сказки сопровождается его звонким смехом.
Наказание ребенка – это обязательно?
Нет, мы предпочитаем проводить воспитательные беседы. Когда Сылдыс одно время начал приносить двойки и больше увлекся компьютерными играми, чем выполнением домашнего задания, мы ставили на компьютер пароль. Иногда отлучали и от телевизора – забирали пульт дистанционного управления на работу. Но это было не наказание, а вынужденные меры, которые дали хороший результат.
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Сылдыс умеет колоть дрова, топить печь, – научился, когда жили в частном доме. У нас есть свое хозяйство, в котором около двухсот баранов и двадцати коров. Мы сначала нанимали чабанов присматривать за нашим скотом, сейчас доверили надежному человеку – сестре супруги.
Старший сын приучен к чабанскому труду. Мы по воскресеньям ездим на стоянку помогать, убирать кошары от навоза, а Сылдыс на каникулах пас баранов, присматривал за коровами.
Научил старшего сына водить машину, но водительских прав у него еще нет. Я за то, чтобы он, как полагается, окончил автошколу, узнал все дорожные знаки, правила дорожного движения и сдал экзамен.
Мы с ним решили, что пока на первом-втором курсах ему надо больше думать об учебе, а записаться в автошколу можно будет и на третьем курсе.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Недавно Рафаэль спросил: «Откуда берутся дети? А я откуда взялся?» Мы ответили, что ему рано об этом знать. Но сын так донимал маму расспросами, что она сказала: «Мы тебя купили в магазине». Тогда сразу последовало требование купить ему в том же магазине девочку.
Отцовский долг: в чем он для меня.
Хочу воспитать сыновей настоящими мужчинами, защитниками и опорой своих семей. Мечтаю видеть их достойными людьми, чтобы гордиться ими. Моя цель – помочь им получить высшее образование и обеспечить каждого жильем.
- А когда дети сами станут родителями, мой отцовский долг плавно перейдет в дедушкин долг. Будем помогать молодым родителям воспитывать наших внуков.
Фото: В жизни каждого мальчика настает день, когда отец начинает его учить водить машину. Сын Рафаэль и отец Сылдыс Монгуш за рулем своего авто. 30 октября, 2012 год. Фото Саяны Ондур.
Ведущая рубрики Саяна ОНДУР Отцы Тувы – какие они: их лица и ответы – еженедельно, в каждом номере «Центра Азии» и на сайте газеты в течение 2012 года. Предлагайте своих кандидатов, пишите ведущей рубрики «Отцы-молодцы»: sayana-66@mail.ru