газета «Центр Азии»

Четверг, 5 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2012 >ЦА №42 >Алдар Тамдын. Полный игил!

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Алдар Тамдын. Полный игил!

Люди Центра Азии ЦА №42 (26 октября — 2 ноября 2012)

(Продолжение. Начало в №41 от 19 октября)

Отшельник в обществе енота и змеи

Алдар Тамдын. Полный игил!– Алдар Константинович, неужели вы решили сбежать от всех проблем в Штаты?

– Не сбежать, а творчески поработать в одиночестве. Тем более, такой случай подвернулся: мой друг Скотт Миллер (Skotto Miller), владелец ранчо в Калифорнии, уезжал на длительное время и попросил присмотреть за своим ранчо.

Согласился и решил заодно там уединиться – для творческой работы. Купил с продюсером ансамбля «Чиргилчин» Александром Бапа станок, оборудовал мастерскую. Ничего не жалели: купили материал – красное дерево, местный дуб, орех, дерево зебра, шкуры козлиные из Пакистана.

Одиннадцать месяцев жил на ранчо и делал инструменты. Сначала, вроде бы, ничего. Но потом такая тоска взяла. Жил один в огромном шикарном доме с бассейном, с домашним кинотеатром, но в Туву тянуло, как никогда. Особенно трудно было, когда дули ветры, частые гости Калифорнии. Начинал тосковать, вспоминать жену, сыновей, друзей, родных.

За продуктами ездил в деревню за семнадцать километров. До ближайшего соседа – десять километров, и только по ночам можно было видеть на горе огонек его дома. Из живых существ только енот прибегал ночью на крыльцо, а однажды днем гремучая змея приползла.

Бывало, что за десять дней ни одного человека не видел. Зато и поработал от души.

– Тувинские инструменты калифорнийского происхождения удались?

– Да. За одиннадцать месяцев сделал одиннадцать инструментов. И они зазвучали по-другому, не так, как сделанные в Туве.

Для дошпулуура красное дерево хорошо подошло, у него получился глубокий тембр, звонкий голос. Игил из ореха с декой со змеиной кожей не вышел. Тогда обтянул его сначала козлиной кожей, потом – рыбьей и добился звукового эффекта – что надо.

– Какова судьба этих экспериментальных инструментов?

– Игил красного дерева многие хотели купить, но продавать не стал, а подарил младшему сыну Анчы. Такой же игил – в США, у сына Александра Бапа. Игил из дерева зебра – у самого Александра.

На дошпулууре из ореха до сих пор играет Игорь Кошкендей, а игил из ореха принадлежит Монгун-оолу Ондару.

Шкура козерога на тигровом дереве

Алдар Тамдын. Полный игил!– А какие материалы традиционно использовались для национальных инструментов?

– Наши предки, интуитивно выбирая материалы и не умея это объяснять с научной точки зрения, вывели идеальную модель музыкального инструмента.

Лучше всего игил получается из пар ыяш – тигрового дерева – лиственницы с плотной древесиной, обтянутой кожей те чунма – козерога. Музыкальные инструменты, сделанные из этих материалов, живут столетиями.

Кожа козерога была привлекательной для мастеров прошлого тем, что хорошо переносила влажность. Козерог – дикое животное, идеально приспособленное к перепадам температуры, шкура с его спины особенно прочна. Современные мастера заменили кожу козерога козлинной.

Пробовал использовать овечью шкуру. Но, даже засыхая, она все равно оставалась мягкой, а это приводило к неустойчивости струн. Козлиная же хорошо натягивается, высохнув – держит форму, а значит – и струны.

Наши предки делали струны из волоса конского хвоста, которые без особых трудностей настраивали под свой голос. Количество волосков в одной струне – от тридцати до девяноста. Если мастер хотел добиться высокого звучания инструмента, то натягивал в струне от тридцати до шестидесяти волосков, если низкого – от шестидесяти до девяноста.

Такие волосяные струны из конского хвоста не рвались, были крепкими и прочными. Но они были хороши только для одного голоса, под который были настроены. Сейчас на сцене струны надо настраивать под разные голоса, то усиливая, то ослабляя натяжение. Если все время проделывать такое с волосяными струнами, они со временем начинают лопаться.

Кроме того, волосяные струны подходят только для климатических условий Тувы. Гастроли в другие страны для наших инструментов, сделанных по старинной технологии, стали испытанием на прочность, которое они не выдерживали. В Европе, где повышенная влажность, деревянные колки инструмента отсыревали и переставали крутиться. Да и звучание становилось глуше.

В штате Техас, где жаркий сухой климат, струна истончалась, потому что волоски в ней от пересыхания начинали лопаться по одному. На сцене во время выступления струны могли спустить, их приходилось все время натягивать.

Струны теперь уже делаем не из конского волоса, а из жилки – рыболовной лески. Такие струны долговечны и хорошо держат настрой. Еще одно новшество – металлические колковые механизмы.

Вставить шпильку в первенца

Алдар Тамдын. Полный игил! Когда вы сделали свой первый игил?

– В 1998 году. После окончания училища – с семьей, которой к тому времени обзавелся, поехал работать в Чадан – в родную музыкальную школу. Диплом – артист оркестра и преподаватель по классу игила.

И там – проблема: преподаватель – есть, игилов – нет.

Был у меня тогда свой плохонький игил. Думаю: его же сделал кто-то своими руками, почему бы мне не попробовать. Посоветоваться не с кем: старых мастеров уже не было. Ушел из жизни и известный мастер Маржымал Очурович Ондар, ученик отца.

Пришлось заниматься вандализмом – сдирать кожу с игила, чтобы заглянуть внутрь и понять, как его сделал неизвестный умелец. Жалко было, но потом опять все склеил, как было.

Разобрался и взялся за работу. Из инструментов – только маленький острый нож и восьмимиллиметровый резак. Поэтому полую часть игила выдалбливал три дня, все ладони были в волдырях. Торопился, потому что очень хотел услышать его голос.

Шкуру хорошенько вымочил, кожей инструмент обтянул и остановился – не знаю, куда струны приладить. Так торопился, что забыл просверлить дырки для их закрепления. Мысль о сверлении дырок – очень трудоемком процессе – из головы вылетела.

Что делать? Думаю, машинально что-то ем и тут вижу в прическе жены шпильки для волос. Быстренько конфисковал одну, намотал на шпильку две струны, прицепил, хорошенько приладил – готово. Начал настраивать, звучание – отличное. Обрадовался – инструмент удался. Так шпилька жены помогла закончить первый игил.

Хоомей синего зайца

Алдар Тамдын. Полный игил!– Вы сохранили свой первый игил?

– Нет. Через год, когда с группой «Чиргилчин» гастролировал в Бельгии, один парень мой игил просто вымолил, измором взял. Пришлось подарить – он так просил.

Дело было так. После концерта в нашу гримерку зашел незнакомец и поздоровался по-тувински: «Экии». Мы опешили, а он продолжал: «Экии, мээн адым Рафаэль дээр» – «Здравствуйте, меня зовут Рафаэль».

«О, тывалаар сен бе?» – «О, ты говоришь по тувински?» – обрадовались мы. Ответ несколько озадачил: «Мээн ачам ажылчын аът, мен бодум богба-дыр мен» – «Мой отец – рабочая лошадь, а я – стригунок». Ничего не поняли. Где-то, бедный, не те слова и фразы выучил и пытается продемонстрировать нам знание тувинского языка?

Оказалось, что смысл тувинских слов парню очень даже понятен. Это он перед нами образно выражался, мол, его отец – простой работяга, и он такой же свой парень. Долго смеялись придуманному им выражению.

Так познакомились с музыкантом Рафаэлем (Raphael De Cock), который в то время вынашивал идею собрать группу, чтобы исполнять народные песни всего мира и для этого собирал народные музыкальные инструменты. Идею поддержали несколько его друзей-музыкантов.

Парни посмотрели наше выступление и решили тувинский фольклор тоже включить в свой репертуар. Новые друзья нас хорошо приняли, пригласили жить в дом одного из них, оттуда мы ездили гастролировать в города Европы.

Алдар Тамдын. Полный игил!Когда уезжали, ребята нас провожали. Как только поезд тронулся, вся группа побежала за ним. Поезд – быстрее, они – тоже. А мы из окон им руками машем.

Когда парни остановились, увидели под ногами мягкую игрушку – грязного зайца. Находку они посчитали знаком свыше, взяли игрушку домой, постирали, и заяц из черного стал синим. Они посмеялись такой метаморфозе и назвали свою группу по-тувински: «Кок койгун» – «Синий заяц».

Группа «Кок койгун» часто выступала, ездила на гастроли. Среди их музыкантов есть талантливый парень Саша из Белоруссии, который не видит с рождения. Саша с Рафаэлем самостоятельно научились петь хоомей и исполняли его на концертах. Дополнительно к моему первому игилу они купили тувинский инструмент чанзы, на котором Саша научился виртуозно играть.

В прошлом году Рафаэль приезжал в Туву с моим первым игилом. Внимательно осмотрел его: состояние хорошее, струны отлично держатся на шпильке жены. Попросил Рафаэля вернуть его назад, как память о первой работе. Предлагал деньги, любой самый звучный и красивый другой игил моей работы взамен старого – ни в какую, отказался.

Что делать, немного подремонтировал своего первенца, струны поменял, подтянул кое-какие детали и отдал обратно хозяину. Шпилька в игиле снова уехала в Бельгию.

Шестнадцать лет в мираже

Алдар Тамдын. Полный игил!– Группа «Чиргилчин» и Алдар Тамдын – неразделимы?

– Да, «Чиргилчин» много значит в моей жизни. Благодаря ей не перестаю чувствовать себя музыкантом. Начиналась группа «Чиргилчин» осенью 1995 года, когда меня и Монгун-оола Ондара наемниками взяли на гастроли группы «Шу де», которую организовала Дина Оюн.

Когда она улетала в Москву оформлять визы в Италию, дала задание – репетировать в ее квартире. Так мы с Олегом Кууларом – самородком горлового пения из села Бажын-Алаак – и сделали.

Перед отъездом обнаружили, что у наших инструментов нет чехлов. Что делать? Посмотрели по сторонам и ничего подходящего, кроме пестрых штор на окнах, не нашли. Тут же сняли шторы, завернули в них инструменты – все стало выглядеть прилично, и улетели в Москву.

В Москве Дина на свои шторы не обратила внимания, только в аэропорту Шереметьево рассмотрела нашу пеструю кучу багажа и спросила: «Какой красивый материал, откуда вы его взяли?» Признались, она сильно удивилась, но ругаться не стала, да и смысла не было – ее шторы уже летели с ней в Италию.

Одна часть артистов группы «Шу де» в лице Бориса Салчака и Олега Куулара вместе с Диной улетели в Англию на выступления, другая часть – Монгун-оол Ондар, Надежда Шойгу, Александр Бапа и я – остались их поджидать в городе Турине.

Репетировали в гостинице. Ни слова не зная по-английски и по-итальянски, на хлеб зарабатывали – выступали вечерами в дорогом ресторане. Так что жили нормально.

Как раз тогда Александр Бапа предложил нам с Монгун-оолом создать свою группу. Мы согласились.

В январе 1996 года Саша организовал запись нашего первого диска в Питере. В нем приняли участие Монгун-оол Ондар, Айдысмаа – тогда еще не Кошкендей, а Кандан – и я.

Алдар Тамдын. Полный игил! Как родилось красивое название группы?

– Когда записывали альбом, у нас названия не было. Составили длинный список слов, но не смогли выбрать ничего подходящего и уехали домой. Название «Чиргилчин» – «Мираж, марево» выбрал из списка наш продюсер Александр Бапа. Теперь трудно представить, что наша группа могла бы называться по-другому.

В 1996 году в группе сложился семейный дуэт Игоря и Айдысмы Кошкендей, что еще больше сплотило наш маленький коллектив. С переездом в 1999 году нашего продюсера в Америку у нас начались туры по США.

В прошлом году «Чиргилчину» исполнилось пятнадцать лет. Дату отметили в начале 2012 года юбилейным концертом в Доме народного творчества. Гордимся тем, что сохранили «Чиргилчин»: как начинали вчетвером шестнадцать лет назад – Монгун-оол Ондар, Игорь и Айдысмаа Кошкендеи и я, так и остались верны друг другу.

Работая в группе и часто выезжая за рубеж, мы многому научились и узнали мир. Благодаря гастролям, выучил английский язык, теперь могу общаться без переводчика.

Шестнадцать лет творческой работы научили делать из песни и музыки настоящее произведение. Над песнями группы «Чиргилчин», кажущимися на первый взгляд простыми, даже примитивными, профессионалы-теоретики ломают головы: «Почему усложняете песни и противоречите классической теории музыки, применяете септаккорд и терции?»

Да потому что поем и играем так, как чувствуем.

– Неужели за шестнадцать лет между артистами не было ссор, не возникало желание разбежаться?

– Как можно ссориться и разбегаться, когда мы не только коллеги по сцене, но и друзья. И дети наши дружат. Когда они с нами начали выступать на сцене, зрители сами их назвали «Чиргилчин-2».

В младшем «Чиргилчине» пять мальчиков: сыновья Игоря – Айгор и Чолдуг, Дан-Хаяа – сын Монгун-оола, мои сыновья Арат и Анчы. К сожалению, девочки в составе нет: у всех нас – только сыновья.

Они исполняют тувинские народные песни и хоомей, Анчы и Айгор хорошо играют на инструментах, у них, как и положено артистам, есть костюмы, свой репертуар. За наш репертуар не берутся, для них он слишком сложный.

Когда старший «Чиргилчин» уйдет на покой, наше творчество продолжится в наших детях.

Где живут инструменты

Алдар Тамдын. Полный игил! Где сегодня живут ваши инструменты?

– В Тувинском национальном оркестре, Кызылском колледже искусств, в разных школах искусств республики, в Минусинске – в Красноярском краевом колледже культуры и искусства.

– Зачем минусинским студентам тувинские инструменты?

– На них играют тувинские студенты, из квартета «Экспромт-оол». Их руководитель – лауреат всероссийских и международных конкурсов Юрий Куцев – сказал: «Вы же тувинцы, давайте играть на своих инструментах». Инструменты для квартета колледж заказал у меня: игил, бызаанчы, дошпулуур, шаманский бубен и хомус.

Минусинский «Экспромт-оол» стал с успехом выступать. Недавно Юрий Куцев звонил: «Спасибо за классные инструменты. Нам нужны еще дунгур – бубен, дуюг – лошадиное копыто, кенгирге – литавры. И еще один игил».

Все перечислил и ни разу не ошибся – так хорошо знает тувинские инструменты.

– Зарубежная прописка имеется?

– По всему миру есть ученики хоомея и его поклонники, которые летом приезжают в Кызыл, покупают инструменты и увозят домой. В Европе прописались около тридцати инструментов.

В 2009 году по просьбе Музея музыкальных инструментов (Musical Instruments Museum) отправили по одному экземпляру тувинских инструментов в город Финикс, штат Аризона.

В июле 2012 года инструменты побывали в США на Международной ярмарке народных промыслов в городе Санта Фе, штат Нью-Мексико. Три дня мастера, ювелиры, кузнецы со всего мира выставляли и продавали изделия из войлока, камня, дерева, других материалов.

Сын Анчы был моим ассистентом. Нам отвели специальное место. Оформили уголок традиционной музыкальной Тувы, отвечали на вопросы гостей, играли на инструментах и рассказывали о нашей республике.

Каждый день выступали в общем концерте. Публике очень понравился хоомей сына, зрители кричали от восторга.

На праздничном параде нашу страну представляли только мы с Анчы и с флагом России гордо шли в тувинских национальных костюмах.

– В 2009 году, который был провозглашен в Туве Годом игила, много говорили о том, что инструмент должен занять почетное место в каждом доме. В чем смысл этого?

– В традиции. Раньше в юртах висели игилы и бызаанчы. Когда от малейшего движения воздуха и сквозняка струны тихо звенели, люди говорили, что это очищает жилище.

В старину верили: когда хозяин юрты играл на игиле, на звуки приходил невидимый дух местности. Значит, в это стойбище нечистая сила уже не придет, ведь дух хранит и защищает благополучие аала и его хозяев. Под такой защитой скот размножался, дети были здоровы и радостны.

Вот мы сейчас разговариваем, а эхо нашего разговора отдается в игиле, который висит на стене мастерской. Идет звуковая вибрация, прислушайтесь – игил тихо поет. Когда он поет, невидимые духи природы слушают и наслаждаются его звучанием.

Наши соседи монголы, возвращаясь к своим музыкальным истокам, начали покупать для своих домов, квартир, юрт национальный инструмент моринхуур – как реликвию.

Но некоторые не поняли, что поступают неправильно, вешая на стену сувенирный безголосый инструмент. Он должен быть живым и поющим.

Только звучащий инструмент будет радовать и распространять хорошую энергетику. Если сам не умеешь играть, просто извлекай из игила звуки, настраивай его время от времени. Как скакуна, которого надо время от времени выезжать, а если он будет только травку щипать, от его стремительности не останется и следа. Так и инструмент без рук человека потеряет свой голос.

– А у вас, Алдар Константинович, какие музыкальные инструменты занимают почетное место дома?

– Игил, бызаанчы, дошпулуур, гитара.

Окончание – в №43 от 2 ноября 2012 года.

В окончании интервью вы узнаете:

  • как Мая Тамдын разогнала всех парней с бараньими головами,
  • как мастер использовал мошонку быка и рога бизона,
  • как супруги могут стать ближе друг к другу,
  • кому Алдар Тамдын доверяет свои главные секреты,
  • и может ли человек с завистливой душой сделать красиво поющий музыкальный инструмент.

 

 

Фото:

1. Алдар Тамдын: песня игила. Тринадцатый международный фестиваль живой

музыки и веры «Устуу-Хурээ». Чадан, Республика Тыва. 13 июля 2011 года.

Фото Виктории Лачугиной.

2. Анчы Тамдын со своим особенным игилом – красного дерева, созданным отцом

во время его творческого затворничества на ранчо в Калифорнии.

Кызыл, 12 октября 2012 года. Фото Сергея Еловикова.

3. Тувинский «Мираж» – «Чиргилчин»: фото к пятнадцатилетию творческого коллектива. Слева направо: Народный мастер Республики Тыва Алдар Тамдын,

Народный хоомейжи Республики Тыва Игорь Кошкендей, Заслуженная артистка

Республики Тыва Айдысмаа Кошкендей, Заслуженный артист России и Тувы,

Народный хоомейжи Республики Тыва Монгун-оол Ондар. Тува, 4 марта 2011 года.

4. Наследники старшего «Чиргилчина» – младший «Чиргилчин».

Слева направо: Дан-Хаяа – сын Монгун-оола Ондара, Анчы и Арат –

сыновья Алдара Тамдына, Айгор – старший сын Игоря и Айдысмы Кошкендей,

в центре самый маленький участник Чолдуг Кошкендей. 10 февраля 2012, Кызыл.

5. Алдар Тамдын с младшим сыном Анчы на Международной ярмарке народных промыслов: кусочек Тувы на три дня в Америке. США, штат Нью-Мексико, город Санта Фе. 14 июля 2012 года.

6. Минусинский ансамбль «Экспромт-оол» с инструментами, изготовленными в мастерской Алдара Тамдына. Слева направо: Айдыс Салчак – бызаанчы, Арсен Хомушку – игил, Юрий Куцев – руководитель ансамбля, Ангыр Хомушку – дошпулуур, Алим Саая – шаманский бубен и хомус. Минусинск, Красноярский краевой колледж культуры и искусства, 1 декабря 2012 года.

7. Алдар Тамдын: скакуна надо время от времени выезжать, а если он будет только травку щипать, от его стремительности не останется и следа. Так и инструмент без рук человека потеряет свой голос. Тува, 4 августа 2009 года.

8. Алдар Тамдын: только звучащий инструмент будет радовать. Кызыл, 8 октября 2012 года. Фото Сергея Еловикова.

Беседовала Саяна ОНДУР

 (голосов: 5)
Опубликовано 27 октября 2012 г.
Просмотров: 11864
Версия для печати

Также в №42:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru