газета «Центр Азии» №39 (5 — 11 октября 2012)
Проблема

Конь или конина: можно ли лакомиться своим другом?

6 октября 2012 г.

Конь или конина: можно ли лакомиться своим другом?«Дух тувинца – в его коне», – до сих пор говорим мы, потомки кочевников. В то же время блюда из конины прочно держатся среди деликатесов тувинской кухни.

До недавних пор и я обожала казы, кыда – отваренные внутренности лошади, и – особенно – ребрышки со слоем жира, который не замерзает, в отличие от баранины. Свои пищевые традиции мне пришлось пересмотреть в результате изучения опыта взаимоотношений человека с лошадью, который складываются сегодня на Западе.Толчком стало посещение в Испании в мае 2012 года центра «Happy horse» – «Счастливая лошадь».

Счастливые лошади, спасенные от ножа, живут в горной местности Монтсень неподалеку от Барселоны. На просторной территории расположены дом, конюшня и несколько открытых загонов. Высокие деревья дают защиту от жаркого южного солнца.

«Happy horse» – центр помощи лошадям, оказавшимся в трудной ситуации. У каждого питомца – в центре 22 лошади, один мул и шесть пони – непростая судьба.

«Попали они к нам из разных мест, – рассказала хозяйка центра Юна Маклистер (Una McLister). – Есть в центре бывшие цирковые лошади. И лошади, от которых отказались хозяева, которые завели животных, следуя кратковременному увлечению, или для демонстрации своего статуса. Во время экономического кризиса дела уКонь или конина: можно ли лакомиться своим другом?худшились настолько, что они уже не могли позволить себе дорогостоящее содержание лошадей: аренду стойла, питание, оплату ветеринара и повседневного ухода за животными. В таких случаях хозяева обращаются к нам, и мы забираем животных в центр, спасая от ножа мясника».

Питомцы Юны Маклистер – вдвойне счастливчики. Они не только избежали участи быть распроданными с прилавка в виде кусков мяса, но и забыли о насилии. Опасные для наездника привычки некоторых новичков были преодолены терпеливым и неизменно мягким обращением. Юна Маклистер убеждена, что так можно перевоспитать любую лошадь.

Юна Маклистер родом из Шотландии, выросла в Новой Зеландии, работает с лошадьми более двадцати лет. Ее центр – не только пансион для спасенных животных, но и учебное заведение, где обучают natural horsemanship – естественному искусству верховой езды – без железных удил и хлыста.

Центр открыт и для взрослых, и для детей. На детей Юна возлагает особые надежды: именно они смогут сформировать новые – гуманистические – традиции взаимоотношений человека и коня.

Пожалуй, самая организованная борьба с забоем лошадей на мясо ведется в США. Множество общественных организаций с говорящими названиями: Международный фонд ради лошадей, Остановить убийство лошадей, Американцы против забоя лошадей, Общество друзей лошадей, Спасение миниатюрных лошадей, Коалиция дикого мустанга.

И это далеко не полный список. Запрет на забой лошадей в США был введен в 2006 году, хотя это и не решило проблемы: животных начали вывозить на скотобойни Канады и Мексики.

Год назад защитники лошадей потерпели фиаско. Президент Барак Обама в ноябре 2011 года подписал закон, реанимировавший забой лошадей и возобновление работы скотобоен для этой цели в стране. Впрочем, во многих штатах приняты местные законы, запрещающие забой лошадей на мясо.

Любовь к коню и пристрастие к конине – взаимоисключающие понятия не только на Западе.

Туркмены сумели перешагнуть через устоявшуюся веками традицию поедания конины. А когда-то, как и все центральноазиатские кочевники, предпочитали конину, а именно – кобылье мясо, о чем говорит пословица: «Мясо коня – собачье, мясо кобылицы – медовое».

Теперь в стране царит культ знаменитых ахалтекинцев, празднуется День туркменского скакуна и проводится конкурс красоты, на котором выбирается самый красивый ахалтекинец года.

Близкий к тувинскому вариант любви к лошади, в том числе в виде конины – в Исландии.

Остров схож с Тувой и площадью, и количеством населения – триста тысяч человек. Только лошадей в два раза больше – семьдесят пять тысяч. Все до единого – одной местной породы. Исландские лошади поголовно обладают иноходью tоlt, по-тувински – чыраа.

Небольшие мохнатые лошади – охраняемый государством бренд страны и приманка для туристов наравне с гейзерами и ледниками. Еще в 1882 году в Исландии был принят закон о запрете на ввоз лошадей для защиты местного поголовья от болезней.

Конь или конина: можно ли лакомиться своим другом?Трепетное отношение уживается с фактом ежегодного забоя на мясо около десяти тысяч животных. Среди стран-импортеров исландской конины – Франция, Бельгия, Япония, Россия и даже Казахстан.

Те, кто рекламируют достоинства исландской конины, пытаются оправдать забой тысяч животных недостатком пастбищ на острове и тем, что в Исландии лошади живут на свободе, которая и не снилась их собратьям в других европейских странах.

Свобода для большинства лошадей в Европе – понятие, канувшее в Лету. Ухоженные животные пасутся на зеленых лугах рядом с аккуратными домами, зиму проводят в теплых стойлах, содержатся с максимальным комфортом.

Ежегодные конные выставки – традиция многих стран. Одну из них – ежегодную Хельсинскую конную выставку (Helsinki Horse Fair) – я посетила в этом году в Финляндии.

Зрелищ много: выступления исландских иноходцев, городской конной полиции, средневековое шоу всадников в тяжелых доспехах с факелами, соревнования по дрессажу без удил. Новинки техники: инфракрасные тепловые системы для прогрева скакунов, коневозки, сбруя, одежда и обувь для всадников, кормовые смеси.

Стенды отдельных конюшен рекламировали услуги и заодно проливали свет на финансовую сторону вопроса. Ежемесячно содержание и уход за одной лошадью обходится ее хозяину в Финляндии минимум в 500 евро, около 22 тысяч рублей, плюс расходы на питание, а также на лечение в случае необходимости. Час верховой езды стоит 1600 рублей для взрослых и 1200 рублей для детей. Но это – с полной защитной экипировкой, гарантирующей безопасность наездника.

Конину в Финляндии особо не жалуют. Найти ее в Хельсинки можно только в единственном магазине, и стоит она 40 евро – 1600 рублей за килограмм.

В течение трех лет жизни в Хельсинки я время от времени позволяла себе купить маленький кусочек конины и побаловать себя привычным с детства блюдом.

Но после посещения испанского центра «Счастливая лошадь» я перестала покупать мясо коня. Отказываюсь от этого блюда и на родине – в Туве, где конину едят с удовольствием. И в то же время в фольклоре воспевается образ прекрасного скакуна, мудрого помощника и надежного друга.

А друг не может быть едой.

 

Фото:

 

1. Лошади – живой символ Тувы. Тес-Хемский район, 22 мая 2009 года. Фото Виктории Пээмот.

2. Директор центра «Happy horse» – «Счастливая лошадь» Юна Маклистер (Una McLister) проводит занятия со своей студенткой. Всадница, в соответствии с программой естественной верховой езды, держится только за гриву коня, уздечка и хлыст запрещены. Испания, 14 мая 2012 года. Фото Виктории Пээмот.

3. Маленький наездник из Тес-Хема. В левой руке – уздечка, в правой – недоуздок, которым мальчик пользуется вместо кнута. Республика Тыва, Тес-Хемский район, 22 мая 2009 года. Фото Виктории Пээмот.

Виктория ПЭЭМОТ-СОЯН
http://www.centerasia.ru/issue/2012/39/4393-kon-ili-konina-mozhno-li-lakomitsya.html