газета «Центр Азии»

Пятница, 19 августа 2022 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2012 >ЦА №39 >Конь или конина: можно ли лакомиться своим другом?

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Конь или конина: можно ли лакомиться своим другом?

Проблема ЦА №39 (5 — 11 октября 2012)

Конь или конина: можно ли лакомиться своим другом?«Дух тувинца – в его коне», – до сих пор говорим мы, потомки кочевников. В то же время блюда из конины прочно держатся среди деликатесов тувинской кухни.

До недавних пор и я обожала казы, кыда – отваренные внутренности лошади, и – особенно – ребрышки со слоем жира, который не замерзает, в отличие от баранины. Свои пищевые традиции мне пришлось пересмотреть в результате изучения опыта взаимоотношений человека с лошадью, который складываются сегодня на Западе.Толчком стало посещение в Испании в мае 2012 года центра «Happy horse» – «Счастливая лошадь».

Счастливые лошади, спасенные от ножа, живут в горной местности Монтсень неподалеку от Барселоны. На просторной территории расположены дом, конюшня и несколько открытых загонов. Высокие деревья дают защиту от жаркого южного солнца.

«Happy horse» – центр помощи лошадям, оказавшимся в трудной ситуации. У каждого питомца – в центре 22 лошади, один мул и шесть пони – непростая судьба.

«Попали они к нам из разных мест, – рассказала хозяйка центра Юна Маклистер (Una McLister). – Есть в центре бывшие цирковые лошади. И лошади, от которых отказались хозяева, которые завели животных, следуя кратковременному увлечению, или для демонстрации своего статуса. Во время экономического кризиса дела уКонь или конина: можно ли лакомиться своим другом?худшились настолько, что они уже не могли позволить себе дорогостоящее содержание лошадей: аренду стойла, питание, оплату ветеринара и повседневного ухода за животными. В таких случаях хозяева обращаются к нам, и мы забираем животных в центр, спасая от ножа мясника».

Питомцы Юны Маклистер – вдвойне счастливчики. Они не только избежали участи быть распроданными с прилавка в виде кусков мяса, но и забыли о насилии. Опасные для наездника привычки некоторых новичков были преодолены терпеливым и неизменно мягким обращением. Юна Маклистер убеждена, что так можно перевоспитать любую лошадь.

Юна Маклистер родом из Шотландии, выросла в Новой Зеландии, работает с лошадьми более двадцати лет. Ее центр – не только пансион для спасенных животных, но и учебное заведение, где обучают natural horsemanship – естественному искусству верховой езды – без железных удил и хлыста.

Центр открыт и для взрослых, и для детей. На детей Юна возлагает особые надежды: именно они смогут сформировать новые – гуманистические – традиции взаимоотношений человека и коня.

Пожалуй, самая организованная борьба с забоем лошадей на мясо ведется в США. Множество общественных организаций с говорящими названиями: Международный фонд ради лошадей, Остановить убийство лошадей, Американцы против забоя лошадей, Общество друзей лошадей, Спасение миниатюрных лошадей, Коалиция дикого мустанга.

И это далеко не полный список. Запрет на забой лошадей в США был введен в 2006 году, хотя это и не решило проблемы: животных начали вывозить на скотобойни Канады и Мексики.

Год назад защитники лошадей потерпели фиаско. Президент Барак Обама в ноябре 2011 года подписал закон, реанимировавший забой лошадей и возобновление работы скотобоен для этой цели в стране. Впрочем, во многих штатах приняты местные законы, запрещающие забой лошадей на мясо.

Любовь к коню и пристрастие к конине – взаимоисключающие понятия не только на Западе.

Туркмены сумели перешагнуть через устоявшуюся веками традицию поедания конины. А когда-то, как и все центральноазиатские кочевники, предпочитали конину, а именно – кобылье мясо, о чем говорит пословица: «Мясо коня – собачье, мясо кобылицы – медовое».

Теперь в стране царит культ знаменитых ахалтекинцев, празднуется День туркменского скакуна и проводится конкурс красоты, на котором выбирается самый красивый ахалтекинец года.

Близкий к тувинскому вариант любви к лошади, в том числе в виде конины – в Исландии.

Остров схож с Тувой и площадью, и количеством населения – триста тысяч человек. Только лошадей в два раза больше – семьдесят пять тысяч. Все до единого – одной местной породы. Исландские лошади поголовно обладают иноходью tоlt, по-тувински – чыраа.

Небольшие мохнатые лошади – охраняемый государством бренд страны и приманка для туристов наравне с гейзерами и ледниками. Еще в 1882 году в Исландии был принят закон о запрете на ввоз лошадей для защиты местного поголовья от болезней.

Конь или конина: можно ли лакомиться своим другом?Трепетное отношение уживается с фактом ежегодного забоя на мясо около десяти тысяч животных. Среди стран-импортеров исландской конины – Франция, Бельгия, Япония, Россия и даже Казахстан.

Те, кто рекламируют достоинства исландской конины, пытаются оправдать забой тысяч животных недостатком пастбищ на острове и тем, что в Исландии лошади живут на свободе, которая и не снилась их собратьям в других европейских странах.

Свобода для большинства лошадей в Европе – понятие, канувшее в Лету. Ухоженные животные пасутся на зеленых лугах рядом с аккуратными домами, зиму проводят в теплых стойлах, содержатся с максимальным комфортом.

Ежегодные конные выставки – традиция многих стран. Одну из них – ежегодную Хельсинскую конную выставку (Helsinki Horse Fair) – я посетила в этом году в Финляндии.

Зрелищ много: выступления исландских иноходцев, городской конной полиции, средневековое шоу всадников в тяжелых доспехах с факелами, соревнования по дрессажу без удил. Новинки техники: инфракрасные тепловые системы для прогрева скакунов, коневозки, сбруя, одежда и обувь для всадников, кормовые смеси.

Стенды отдельных конюшен рекламировали услуги и заодно проливали свет на финансовую сторону вопроса. Ежемесячно содержание и уход за одной лошадью обходится ее хозяину в Финляндии минимум в 500 евро, около 22 тысяч рублей, плюс расходы на питание, а также на лечение в случае необходимости. Час верховой езды стоит 1600 рублей для взрослых и 1200 рублей для детей. Но это – с полной защитной экипировкой, гарантирующей безопасность наездника.

Конину в Финляндии особо не жалуют. Найти ее в Хельсинки можно только в единственном магазине, и стоит она 40 евро – 1600 рублей за килограмм.

В течение трех лет жизни в Хельсинки я время от времени позволяла себе купить маленький кусочек конины и побаловать себя привычным с детства блюдом.

Но после посещения испанского центра «Счастливая лошадь» я перестала покупать мясо коня. Отказываюсь от этого блюда и на родине – в Туве, где конину едят с удовольствием. И в то же время в фольклоре воспевается образ прекрасного скакуна, мудрого помощника и надежного друга.

А друг не может быть едой.

 

Фото:

 

1. Лошади – живой символ Тувы. Тес-Хемский район, 22 мая 2009 года. Фото Виктории Пээмот.

2. Директор центра «Happy horse» – «Счастливая лошадь» Юна Маклистер (Una McLister) проводит занятия со своей студенткой. Всадница, в соответствии с программой естественной верховой езды, держится только за гриву коня, уздечка и хлыст запрещены. Испания, 14 мая 2012 года. Фото Виктории Пээмот.

3. Маленький наездник из Тес-Хема. В левой руке – уздечка, в правой – недоуздок, которым мальчик пользуется вместо кнута. Республика Тыва, Тес-Хемский район, 22 мая 2009 года. Фото Виктории Пээмот.

Виктория ПЭЭМОТ-СОЯН

 (голосов: 7)
Опубликовано 6 октября 2012 г.
Просмотров: 4915
Версия для печати

Также в №39:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2022 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru