газета «Центр Азии» №36 (14 — 20 сентября 2012)
Отцы-молодцы

Шон Куирк (Sean Quirk), папа троих детей, 34 года, житель Кызыла

15 сентября 2012 г.

Шон Куирк (Sean Quirk), папа троих детей, 34 года, житель КызылаМои дети: какие они?

У меня две дочки и сын: Шончалай – пять лет, Чочагай – четыре года, Шомаадыру – два.

Дочки любят танцевать, старшая – рисовать. Шома, так мы ласково зовем маленького, любит машинки и горловое пение, подражает мне, когда исполняю хоомей. Когда наигрываю мелодию «Догээ-Баары», исполняет танец орла борцов. Откуда это в нем, когда он на соревнованиях по борьбе еще не был?

Дети – это только проблема или только радость?

Это – огромная радость. Тувинцы правильно говорят, что богатство – в детях. Чтобы узнать, кто появился на свет – мальчик или девочка – спрашивают: «Кандыг олчалыг болдун? – «Какая у тебя находка, удача?»

Конечно, без проблем не бывает. Одна из них, как и у многих в Кызыле – детский сад.

В Кызыле в детский садик девочки не пошли – очередь не подошла, зато пошли в США – в городе Милуоки штата Висконсин. Там дети гостили у дедушки с бабушкой – у моих родителей.

Восемь месяцев Шончалай бесплатно посещала в Милуоки государственный садик, Чочагай за небольшую плату – общественный.

В США спокойно можно получить место в садике по адресу, по которому платишь налоги. Государственный садик находится при школе, детей принимают с четырех лет и готовят к учебе. В общественном садике – дети помладше. Раз в месяц родители в нем отрабатывают: убирают, играют с детьми, помогают воспитателю.

А маленький Шома с дедушкой не скучал. Под его влиянием стал в Милуоки самым юным болельщиком бейсбола и футбола.

В Кызыл дети вернулись в июне. Скучают по общению со сверстниками, хотят в садик, но приходится дома сидеть.

Поэтому не без проблем, конечно. Работаю в Национальном оркестре Республики Тыва, приезжаю после гастролей, а дома не отдохнуть – стирка, готовка, кормление, купание. Вся жизнь сосредоточена вокруг детей. Но подумаю: «А какой была бы моя жизнь, если бы их не было?» И понимаю, что жизнь тогда сразу бы стала бесцветной.

У меня очень широкий круг знакомых и друзей, но больше всех радости мне доставляют дети. Обниму дочек, посажу сына на колени, завалимся перед телевизором, и наступает абсолютное счастье!

Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.

Это мамин папа – мой дедушка Эдвин Хюрстен. Дедушка, чтобы поднять одиннадцать детей, работал на двух работах. Уходил в пять утра, приходил поздно. Делал все, ремонтировал тракторы, машины.

Мой папа тоже очень много работал – в другом городе, мы его видели только по выходным. Нас, четверых детей, воспитала мама. Когда были маленькими, у нас была приходящая няня. Когда старший брат стал пятиклассником, мы под его руководством начали приучаться к самостоятельности: готовили себе еду, убирались дома.

Правда, американские дети, по сравнению с тувинскими, ленивые. Труд механизирован: посуду моет посудомоечная машина; газон косят газонокосилкой; одежду стирает машинка-автомат.

Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.

Моя жена Светлана из тувинской семьи, где мало мужчин. Когда ее сестры готовили и убирались, она пасла скот, чинила кошару, ловко управлялась с молотком. Поэтому жена – самый главный руководитель строительства и строитель в нашей семье.

Чтобы создать условия для жизни, мы построили дом, во дворе поставили юрту, сейчас строим баню.

Готовит, в основном, теща – Фаина Дамбаевна. Когда я на гастролях, она очень помогает. Воду из колодца качаем вместе с тещей. Печку топит тот, кто раньше встанет.

Мое главное достижение в воспитании.

Сначала воспитал самого себя: в Туве научился работать своими руками. В Америке, чтобы быть в форме, люди ходят заниматься в спортзалы. А мой спортзал в Туве – во дворе нашего дома и в самом доме. Колешь дрова, топишь печку, качаешь воду из колодца, поливаешь огород – вот тебе и физкультура.

Для американцев, привыкших к быту, в котором все автоматизировано, жизнь в таком неблагоустроенном частном доме – жесткое испытание на выживание. Мне поначалу было нелегко, но очень старался и постепенно освоился.

И мои дети вырастут работящими. Старшая – Шончалай – уже помогает маме по дому, хотя ее никто не заставляет. Но ей интересно все делать самой, она хочет доставить приятное маме.

Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.

Ошибки бывают, но небольшие. Например, при детях нецензурно выразился, а маленький подхватил и начал это слово громко повторять. Нехорошо, конечно, но не имею права его наказывать, потому что сам как отец допустил ошибку.

Вредные привычки: может ли мужчина их победить.

Человек может все, если только поставит перед собой цель. Я, например, курил, но четыре года назад бросил.

Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.

Бабушка – Мэри Юнис Куирк – папина мама, на Рождество всегда дарила мне не игрушки, а книги. И эти книги пробудили во мне интерес к истории, литературе, языкам.

Теперь моя мама дарит книги внукам – моим детям. Сейчас мы читаем одну из бабушкиных подарочных книжек – «Miss Suzy». Детям очень нравится история желтой белочки Suzy, которая живет в лесу, обустраивает свое дупло и много работает.

Наказание ребенка – это обязательно?

Нет. Если детей бить, то и они, когда обзаведутся детьми, будут бить их. Многих преступников в детстве били и истязали, оттого они и выросли злобными людьми.

Ударить и запугать – легче всего. Гораздо сложнее ребенка поучать, наставлять, убеждать, доказать, почему так нельзя делать. Это требует от отца гораздо больше времени, сил и воли. Но только это принесет пользу.

Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.

Стараюсь соблюдать баланс, одновременно соблюдая добрые традиции тувинского и американского воспитания.

Мои дети свободно говорят и на английском, и тувинском языках. На русском знают только отдельные слова, но в моих планах научить и этому языку.  

Дал детям тувинские имена, чтобы они не только говорили «Мен – тыва мен» – «Я – тувинка, тувинец», но и осознавали это.

Но есть и промахи. Друзья из Монгун-Тайги привезли тувинскую молочную еду: сладкий ааржы, ээжегей, чокпек. Такая вкуснотища, а дети не заинтересовались. Решили их летом отправить на чабанскую стоянку, чтобы привыкали к родному.

Хочу, чтобы мои дети выросли уверенными, решительными и самостоятельными. Я не всегда буду рядом с ними, когда-нибудь в компании сверстников им придется делать выбор: выпить ли рюмку вина, выкурить ли первую сигарету, сесть ли в машину к пьяному водителю. Хочу научить их размышлять, анализировать, и помнить то, что я наказывал.

Буду детей учить пониманию: когда родители состарятся, они должны будут взять на себя заботу о них.

Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.

Недавно смотрели фильм, в котором погиб сокол. Дети очень расстроились и спросили: «Птичка умерла? Мы тоже умрем?»

Люди зря думают, что дети – несмышленыши, что они не задумываются над серьезными взрослыми вопросами.

Отцовский долг: в чем он для меня.

Мои предки по отцовской линии приехали в Америку из Ирландии. Так вот ирландцы говорят: «Мать – солнце, отец – луна». Мама с детьми каждый день, как ясно солнышко. А отец, как луна, уходит, чтобы вернуться, но не с пустыми руками, а с добычей.

Правильная пословица. Отец должен быть добытчиком: работящим, старательным, упорным. Быть защитником семьи, образцом для детей, примером для подражания. Очень стараюсь соответствовать этому образу отца, каждый день старюсь.

Фото: Дети – его абсолютное счастье. Шон Куирк с дочкой Чочагай на коленях, младший Шомаадыр и старшая дочь Шончалай. Кызыл, 19 августа 2012 года. Фото Саяны Ондур.

Ведущая рубрики Саяна ОНДУРОтцы Тувы – какие они: их лица и ответы – еженедельно, в каждом номере «Центра Азии» и на сайте газеты в течение 2012 года. Предлагайте своих кандидатов, пишите ведущей рубрики «Отцы-молодцы»: sayana-66@mail.ru
http://www.centerasia.ru/issue/2012/36/4371-shon-kuirk-sean-quirk-papa-troikh-detey.html