Обращаются к вам жители сумона Дерзиг-Аксы Каа-Хемского кожууна Республики Тыва. Наше обращение в газету «Центр Азии» – следствие коллективного отчаяния, накопившегося негодования и возмущения работой председателя администрации нашего сумона Шолбана Доржу, который возомнил себя ханом.
В 2007 году, когда трудовые коллективы школ, детских садов и других организаций выдвигали Шолбана Викторовича в председатели администрации, мы очень надеялись, что молодой сильный мужчина, пусть и не уроженец нашего села, но несколько лет живший в нем в школьные годы, сможет повести за собой молодежь, наведет порядок в селе, будет примером надежности и справедливости для всех.
Однако наши надежды не оправдались. Спустя пять лет все вышло с точностью наоборот. Наши надежны рухнули, люди в нем разочаровались, а многие стали жить в страхе за себя, детей и свое будущее.
Как оказалось, наш председатель очень далек от поведения культурного и серьезного человека. Шолбан Доржу, видимо, не знает, что такое понимание, уважение к старшим, корректность, компетентность, чуткость, отзывчивость, так как может накричать, угрожать или избить человека независимо от его пола, возраста или должности. И это человек, который представляет власть, и мы должны его слушаться?
Естественно, когда есть проблемы, жители всегда идут с поклоном к представителям власти, пытаясь найти помощь, поддержку, хотя бы просто понимание. Но все, кто по какой-либо причине обращался к Шолбану Доржу, натыкались на стену непонимания и грубости. Шолбан Викторович с жителями разговаривал в приказном тоне, никогда не вникал в суть проблемы, кормил отговорками.
И вел себя, как хан. Те, кто осмеливался высказывать справедливые замечания по поводу его недостойного поведения, в ответ получали примерно такое: «Я тебя уволю, я тебя выживу из этого села». Любимые и часто употребляемые выражения председателя: «Кто ты такой? Кто ты такая? А ты знаешь, кто я такой?»
«Лежащему верблюду колючка в рот не закатится», – так правильно говорят в народе. А наш глава сумона, не принимая в общественной жизни никакого участия, хочет, чтобы все делалось само собой.
За пять лет нахождения в должности председателя он вряд ли проработал один рабочий день полностью. На праздничных торжественных мероприятиях в клубе он никогда от начала до конца не присутствовал. Покажется в самый разгар или к концу мероприятия и сразу исчезает. Вместо него праздники и собрания проводят заместитель, бухгалтер администрации, учителя, воспитатели детских садов.
Было много случаев, когда председатель разрешал возникшие противоречия кулаками, заставляя замолчать тех, кто осмеливался ему перечить и высказывать свою точку зрения.
При свидетелях в клубе избил молодого милиционера, заступившегося за мальчиков, которых бил нетрезвый председатель. В таком же состоянии он зашел в психоневрологический дом-интернат и при всех избил вахтера за то, что он, выполняя свои служебные обязанности, не пропустил постороннего.
Во время приемки школы в 2010 году специалист Роспотребнадзора, курирующая наш район, обратилась к председателю с замечаниями. Тогда Шолбан Доржу перед всеми членами комиссии, учителями криком и нецензурными выражениями начал оскорблять ее.
Наше поселение не такое уж и большое. Каждый друг друга знает, видит его дела, поступки и понимает, хороший это человек или плохой. А про нашего председателя у людей сложилось мнение, что даже правоохранительные органы ему не указ, ведь у Шолбана Доржу есть друзья с большими намеками на их криминальное прошлое, да и настоящее, что скрывать.
Многие предприниматели на собственной спине почувствовали его ханскую плеть платят людям председателя за свое спокойствие и безопасность. А попробуй не заплати, что станет с твоей семьей, с родными? Сейчас это называется добровольные пожертвования, а раньше – в начале девяностых годов – называлось немного по-другому.
Много хорошего говорят в новостях про борьбу с коррупцией, и наркомафией в республике. И мы искренне рады этому. Но, наверное, Дерзиг-Аксы далеко находится от центра, и поэтому справедливость до нас еще не добралась, ведь молодежь как продолжала собирать коноплю, так и продолжает, правда, делать это стали более скрытно.
Но люди все видят и все знают. И о многом догадываются, но молчат, боясь за себя и своих родных.
В феврале 2012 года к нам приезжали сотрудники правоохранительных органов и все село загудело: у Шолбана Викторовича дома мешочек с наркотиками. Сейчас Шолбан Доржу находится в Кызыле под следствием. Знающие люди говорят, что он может избежать наказания, и тогда мы вновь окажемся в положении заложников. А мы не хотим жить в страхе и унижении!
Очень надеемся, что после открытой публикации нашего мнения в газете «Центр Азии» нас услышат, и справедливость в сумоне Дерзиг-Аксы все-таки восторжествует.
Зоя ДОНГАК, директор средней школы, Марина ЛОПСАН, фельдшер фельдшерско-акушерского пункта, Зоя ОЮН, предприниматель. Село Дерзиг-Аксы, Каа-Хемский район.