Чимита Ондар, индивидуальный предприниматель, Чадан:
– Я и мои земляки-чаданцы рады фестивалю живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» за возможность познакомиться с представителями других народов. Не выезжая из Чадана, мы во время фестиваля встречаемся со всем миром.
Благодаря фестивалю у нас появились друзья-иностранцы. Уровень английского у меня – школьный, но и он помогает общению. И многих музыкантов уже знаем по предыдущим фестивалям.
Кроме того, фестиваль способствует и развитию нашего маленького бизнеса. На него съезжается много людей, и многие предприниматели района в последние годы, поняв, что это – еще и возможность заработать, развертывают свои торговые палатки возле чаданского стадиона, где проходят фестивальные концерты: кормят гостей и участников.
Я тоже открыла свою палатку, в связи с открытием храма в 2012 году гостей из-за Саян, районов Тувы особенно много. Из-за работы не смогла участвовать в шествии к Устуу-Хурээ и церемонии его открытия, зато там побывала моя мама с родственниками.
Считаю, что фестиваль и его участники из разных уголков России и стран мира внесли большой вклад в возрождение храма Устуу-Хурээ, как и мы, жители Тувы.
Притяжение тувинской музыки
Рехей Тэрада (Ryohei Terada), фрилансер, Токио, Япония:
– Фестиваль «Устуу-Хурээ» притягивает меня тувинской национальной музыкой. В третий раз приезжаю в Туву, и уже играю на игиле, дошпулууре и немного на хомусе. Учу тувинский язык.
Очень нравится природа местности, где размещается фестивальный лагерь: замечательная поляна! И люди на ней – тоже замечательные. Обязательно приеду следующим летом на пятнадцатый фестиваль.
Услышать хоомей и увидеть храм
Зоя Романова, психолог, Томск:
– Мы заглянули в Туву на фестиваль по рассказам знакомых. Очень хорошая атмосфера, так комфортно здесь.
Мы приезжали торговать сувенирами, но не стали заниматься коммерцией, увлекшись фестивальной программой. Местная шаманка Татьяна оживила мой бубен, который был куплен на музыкальном фестивале «Мир Сибири», недавно прошедшем в Шушенском.
«Устуу-Хурээ» интересен тем, что здесь много этнической музыки. Мы слушали шикарное горловое пение, чего дома не удается сделать. К сожалению, мы опоздали на открытие храма. Посетили Устуу-Хурээ уже позже. Он впечатлил. Я общаюсь с буддистами в Томске, но у нас нет буддийского храма.
Я приеду ещё
Йенс Оле Молгаард (Jens Ole Molgaard), студент, Копенгаген, Дания:
– Когда-то в Дании местная шаманка наказала мне: путешествовать по миру и обязательно побывать в Туве. Я не знал, куда можно обратиться, нашел международный волонтерский проект и в 2008 году вместе с группой добровольцев впервые оказался в Туве на фестивале «Устуу-Хурээ».
Тогда были лишь стены разрушенного храма и только-только начали подвозить стройматериалы. Люди долго стремились к цели, к возрождению храма. Строительство завершено, и это, по-моему, важно.
Я в третий раз приехал в Туву и приеду еще. Специализируюсь по русскому языку, кроме того, изучаю культурную антропологию в университете города Сент-Эндрюс Шотландии. На фестивале я могу практиковать русский в общении с людьми из разных уголков России. Меня очень интересуют взаимоотношения между людьми в Туве и, в целом, в Сибири. А здесь, во время фестиваля, они – особенные.
Мы попали в рай
Александр Казанков, этнограф, музыкант ансамбля «Очелье Сороки», Москва.
– Я доволен тем, что приехал сюда. Думал, что мы окажемся в суровой степи. Но выехали к Чадану, переехали мостик через речку и попали в рай – на фестивальную поляну.
Потом во время ритуального шествия хороо пешком пропилили до Устуу-Хурээ 15 километров. Загадал желание и, чтобы оно исполнилось, играл весь путь на флейте. А пока ждали молебна, сходил в лесок рядом с храмом и собрал там подберезовиков, уже насушил их. Набрал неподалеку от лагеря лесную ягоду и сварил варенье.
На фестивальных концертах очень понравились тувинские группы. А в храме услышал музыку, какую раньше не доводилось слушать. Монахи исполняли пение, чем-то напоминающее традиционное многоголосие на Сардинии.
Работаю в Институте Африки в Российской академии наук. До пенсии остался один год. Появилась мечта: уйдя на пенсию, поселиться здесь. Собираюсь учить тувинский язык, а пока скажу два уже выученных слова: «Экии! Четтирдим!»
Наше общее дело – от души
Кан-Болат Сат, меценат, Чадан:
– Мы, все родственники, объединившись, приняли решение: помочь в строительстве Устуу-Хурээ. На строительстве храма были задействованы техника, станки, автомашины нашего семейного деревообрабатывающего предприятия «Эртине-Булаа». Материал привозили сами. Участвуем в возрождении храма с 2005 года, когда ничего еще не было, тогда только начали ставить столбы для электролинии.
В последние дни на строительстве, чтобы успеть к 23 июля – дню открытия международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» и нового храма, трудились около тридцати человек разных национальностей. Все мы работали от души, без материального вознаграждения. Это было наше общее дело.
Я верю, что возрождение Устуу-Хурээ поможет тувинскому народу в решении социальных проблем. Это благо для народа, избавление от грехов.
В возрождении храма очень помог фестиваль «Устуу-Хурээ», который проводится в Чадане уже в четырнадцатый раз. Этот фестиваль очень нужен не только нашему Дзун-Хемчикскому району, но и всей нашей Туве, потому что дает людям разных культур возможность для общения, дружбы.
Объединяют доброта, терпимость, уважение к людям
Дмитрий Булгаков, представитель богемы, Санкт-Петербург:
– В Туве я уже в пятый раз, столько же раз был участником фестиваля «Устуу-Хурээ», а в 2008 году играл в составе театра тибетской мистерии «Лунг-Та».
Когда я в 2006 году приехал в Туву впервые, строительство храма еще не начиналось. И увидеть нынче, в 2012 году, результат наших объединенных усилий – возрожденный Устуу-Хурээ – было очень важным для меня. Я – крещенный христианин, но философия буддизма мне близка. Базовые понятия любой религии – доброта, терпимость, уважение к людям – объединяют нас.
«Устуу-Хурээ» уникален своей открытостью любой музыке. Хотя есть фестиваль «Rainbow» – «Радуга», который проводится в разных странах и также приветствует музыкантов любых жанров. Но на «Rainbow» отказались даже от электричества, а здесь оно есть даже в лесу – в фестивальном лагере.
Фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» притягивает около двух тысяч человек ежегодно, это известный бренд, потому считаю, что фестиваль должен жить и дальше.
Конечно, храм построен, и цель достигнута. Но вера была и есть, и призыв к живой вере всегда актуален. И я верю, что побываю в следующем году на очередном – пятнадцатом – «Устуу-Хурээ».
Опрос провела Виктория ПЭЭМОТ. Фото автора.