Мои дети: какие они?
У старшего сына Буяна теперь своя семья и свое дело. Младший Сылдыс – студент Тувинского госуниверситета, сейчас служит в армии. Дочка Шончалай выучилась на повара-кондитера, будет поступать в институт.
Сыновья Алдын-оол и Эртине учатся в школе №1. Сын Даваа и дочки Тайсуу, Айчээ – в школе №4. Они учатся в разных местах, потому что старшие умеют самостоятельно переходить несколько улиц по пути в школу, а младшим выбрали школу поближе, потому что они у нас сначала были робкими и плохо ориентировались в городе.
Дверь нашего дома никогда не закрывается. Мама Марина в школу детей провожает, из школы встречает, кормит, поит. Самый маленький – Санчай – очень любит братьев и сестер и не хочет идти в садик, когда вся семья в сборе.
Но почему-то наши дети с другими ребятишками не играют, только друг с другом. На улицу гулять отправишь – домой бегут.
Может, в этом есть и наша вина: мы вначале их приучали к дому, хотели, чтобы почувствовали тепло домашнего очага. Отправим детей на каникулы в район, сразу звонят: «Папа, мама, Даваа плачет, домой хочет, что делать?» А сын плачет, потому что со мной привык спать. Вот и приходится всех возвращать. Очень дети привязаны к дому.
Дети – это только проблема или только радость?
Наши дети – наша радость. Хотя другие иного мнения, для них наши дети – проблема. Все время спрашивают: «Как вы терпите столько чужих детей? Это же так трудно».
Бывает, конечно, что устаешь. И от одного ребенка родители устают, но мы с женой – из многодетных семей, и для нас дети – не обуза.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Это мой отец Хургум-оол Монгул-оолович Кыргыс. Он умер, когда я был маленьким, но помню, как он нас любил и никуда от себя не отпускал. Мне как младшему доставалось больше его внимания и любви.
Тогда ветеринары объезжали чабанские стоянки на лошади. Отец сажал меня впереди себя, а мою сестру – позади, и ехал к чабанам. Наши болячки, короста быстро излечивались от отцовской лечебной мази для ягнят.
Главным в воспитании отца было то, что он нас учил не забывать родства, знакомил с многочисленной родней. С его смертью, а еще и из-за того, что мы жили в другом районе, связи были утеряны. Повзрослев, нашел родню, и теперь мы, как прежде, вместе.
В память об отце не даю оборваться преемственности родственных связей. Дети хорошо знают своих дядей, теть, бабушек и дедушек. Иногда удивляются: «Сколько у нас бабушек – пять, шесть? Разве так бывает?»
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Мы распределили обязанности так: я отвечаю за учебу детей, посещаю родительские собрания, сижу на уроках, хожу в садик. Мама готовит, стирает, создает уют.
Вечером в работу по дому включаются все. Каждый знает, что ему делать. Девочки маме помогают, мальчики во дворе работают.
Недавно купили кур. Каждый день они несут яйца, и дети, не отрывая глаз, ждут их появления, ухаживают за птицей. Очень любим дружно лепить пельмени. Это еще одна форма общения.
Мое главное достижение в воспитании.
То, что разные дети стали по-настоящему семьей, заботятся друг о друге. Даваа в школе иногда проказничает. Накажешь девочкам проследить за братом, так они все переменки будут проводить в его классе.
Эртине – очень ответственный мальчик. Ему даем деньги, которые надо сдать учительнице на школьные нужды. Он обязательно проследит, чтобы сумму записали, сдачу до копеечки принесет домой.
А как-то дали Даваа 500 рублей, чтобы отнес учительнице, так он весь класс решил порадовать, угостить и на перемене позвал кушать в столовую.
Всей семьей радуемся успехам детей, огорчаемся их проступкам, работаем над ошибками.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Когда старшие сыновья были маленькими, не уделял им столько внимания, как младшим детям. Мы были молодыми, только вставали на ноги, я работал в школе и после работы шел на рынок – помочь жене торговать. Работали, не покладая рук, и маленькие, но очень важные, детские победы и радости не заметили.
Буян и Сылдыс выросли так незаметно и быстро, что я многого как отец не успел им дать. Мне становится печально, когда вспоминаю это. Но они на нас не в обиде, хорошо относятся к младшим, и когда собираемся в гости, сурово спрашивают: «А детей на кого оставляете?»
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Если есть большое желание. В основном, опустившиеся люди – это те, от которых отвернулись родные. Если человек хочет избавиться от пьянства, но сам не может, тогда поддержка, а то и суровое порицание родственников, помогут.
Я не курю. Выпиваю редко, и не оттого, что такой волевой и держу себя в руках, а просто нет желания и времени на это.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Читал сказки братьев Гримм. Пробовал читать тувинские сказки – не воспринимают. Например, вступление «Это случилось в те времена, когда гора Сумбер-Уула была холмиком, когда озеро Сут-Холь было лужей, когда рога дикого козла упирались в небо, а хвост верблюда расстилался по земле» дети не понимают. Для них это – абстрактные понятия. «Репка», «Курочка Ряба» – понятнее.
Может, тувинская сказка для детей слишком сложна, или они думают по-русски? Но сказки сложны и для тех, кто знает тувинский. Может, для детей надо специально переложить их на простой и доступный язык? Или писать сказки, опираясь на образы жеребят, козлят, ягнят.
Наказание ребенка – это обязательно?
Наказание должно быть. Только не слишком строгое, соизмеримое с поступком, который совершил ребенок.
Мы наказываем дополнительными обязанностями: «Придется тебе, как провинившемуся, мыть полы вместо Алдын-оола». Самое страшное наказание для наших мальчиков – это наведение в их шкафу порядка. Еще одна форма наказания – чистка обуви. Детей много – обуви тоже. Это непростой процесс: сначала надо очистить от пыли, подмести под ней грязь, потом до блеска начистить кремом.
Каждый поступок обязательно разбираем, сравниваем с другими, например: «Этот человек вел себя плохо и в результате с ним случилось то-то». Главная мысль: «Если не исправишься, то это случится и с тобой».
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Научил трудиться. Как говорили наши предки: «Перед работящим – почет, перед ленивым – стыд».
Есть две руки, две ноги – все можно сделать. Когда купили покрытие для площадки во дворе, дети сначала сомневались, что они смогут его сделать, как надо: «Это же очень трудно». А потом каждый потихоньку делал свою дорожку и радостно удивлялся: «Получилось!»
Учу, чтобы были готовы ко всему, не пасовали перед трудностями. В школе-интернате дети стали бы потребителями, а у нас они все делают своими руками. Думаю, что, повзрослев, они не потеряются в обществе, найдут себя и свое место.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Этот вопрос задал Эртине, когда учился в четвертом классе: «Папа, почему у нас разные фамилии?» Не нашел, что ответить.
А еще жду и боюсь вопроса, который дети зададут, когда вырастут: «Где наши настоящие родители?»
Отцовский долг: в чем он для меня.
Вырастить детей достойными людьми, чтобы не пришлось за них краснеть. Цели своей достигну, когда дам им образование и помогу найти свое место в жизни. Если мы не поддержим, то нашим детям, в отличие от выросших в своих семьях, в трудную минуту не на кого будет опереться.
Фото: Сегодня очередь мальчиков поливать огород, девочкам – отдыхать, а младшему – играть с папой. В первом ряду слева направо: Алдын-оол, Айчээ, Тайсуу, Даваа, Эртине. Второй ряд: папа Михаил с младшим сыном Санчаем на руках. 24 июня 2012 года. Фото Саяны Ондур.
Ведущая рубрики Саяна ОНДУР Отцы Тувы – какие они: их лица и ответы – еженедельно, в каждом номере «Центра Азии» и на сайте газеты в течение 2012 года. Предлагайте своих кандидатов, пишите ведущей рубрики «Отцы-молодцы»: sayana-66@mail.ru