газета «Центр Азии» №19 (18 — 24 мая 2012)
Отцы-молодцы

Рустам Кызыл-оолович Монгуш, папа двух сыновей, 32 года, житель Кызыла

18 мая 2012 г.

Рустам Кызыл-оолович Монгуш, папа двух сыновей, 32 года, житель КызылаМои дети: какие они

Пока что у меня два сына. Старшему – Дандару – семь лет. Учится в первом классе в лицее №15.

Дандар – очень энергичный ребенок. Чтобы он использовал свою энергию с пользой, когда ему было пять лет, повел в секцию каратэ к своему другу Чингизу Алиеву, с которым мы вместе тренировались у нашего учителя Александра Хорошкова. Я в юности занимался и каратэ, и тхэквандо, и ушу.

Но сыну каратэ не пришлось по душе, насильно заставлять не стал, ведь ребенок должен заниматься тем, что ему нравится.

Сейчас мы вместе занимается айкидо, тренирую его сам. Это японское боевое искусство – один из самых молодых видов восточного единоборства. Его особенность в том, что он соединяет воедино тело и разум.

Айкидо мне нравилось с детства, начал интересоваться им, посмотрев фильмы с участием голливудского актера Стивена Сигала. Но, к сожалению, в Туве этот вид спорта не развивался.

Мне очень импонируют принципы айкидо, которые заложил его основатель Морихей Уешиба: «Пришло время, когда миру нужно искусство мира, а не войны», «Лучший бой – это бой, который не состоялся». Важно и то, что заниматься айкидо люди могут в любом возрасте, отец может увлекаться им вместе с сыновьями, а такое единство интересов очень важно.

Когда показал видеозаписи сыну, он очень заинтересовался, и я окончательно убедился: надо развивать этот вид спорта у нас в республике. Вместе с сыном побывали на нескольких семинарах по айкидо в Красноярске. В результате 24 октября 2011 года официально зарегистрировал федерацию айкидо по Республике Тыва, президентом которой сейчас являюсь.

Младшему сыну Дамба-Доржу – полтора годика. Он уже с интересом наблюдает за нашими спортивными занятиями, возможно, когда подрастет, тоже присоединится к нам.


Дети – это только проблема или только проблема?

Только радость. Когда родился первенец, мне казалось, что это я сам заново родился! Дети – лучшее, что может быть в жизни каждого. Смотрю на сыновей, играю с ними и понимаю, что жизнь продолжается, в них – наше бессмертие.

Еще в юношестве решил, что у меня будет десять детей. Супруга Ай-Суу соглашается с этим, правда, иногда сомневается в точной цифре и, смеясь, предлагает считать детей вместе с будущими внуками.

Не боюсь того, что десятерых детей трудно будет поднимать, наоборот, чем больше детей, тем легче им идти по жизни. Мои родители – из многодетных детей. Половина населения Тувы, наверное, мои родственники.


Идеал мужского воспитания: кого и что взял за образец.

Идеал – мой отец Кызыл-оол Чимит-Доржуевич Монгуш. Он человек со щедрой душой. Его сердца на всех хватит. Был заместителем министра культуры по строительству и даже в коммунистическое время выступал за возрождения духовных ценностей народа, восстановление храма Устуу-Хурээ.

Отец из тех людей, которые не смотрят на то, что они – начальники, сами кладут кирпичи наравне с рабочими. Помню, когда я был маленьким, строилось здание, в котором сейчас – мэрия города Кызыла, и отец взял меня с собой на субботник. Он дал мне кирпич, чтобы я тоже положил его в стену. Так что в этом здании есть и мой кирпичик.

Отец всегда говорил мне: человеку нужен человек. И еще: мужчина должен быть благородным и щедрым. Для того, чтобы быть благородным, нужно быть сильным, а чтобы быть щедрым, нужно быть богатым. Эти его слова глубоко запали в душу.


Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.

Супруга Ай-Суу по образованию – юрист. Сейчас она занимается воспитанием наших детей, поэтому практикуется только на мне: дает советы, иногда, в шутку, диктует свои права.

Встретил Ай-Суу в восемнадцать лет. Мне так понравились ее глаза! Взглянув в них, сразу понял: только она будет матерью моих детей.

Ай-Суу очень любящая мама, жена, отличная хозяйка. Пока хлопочу в гараже с машиной, вожусь с печкой, работаю во дворе, она управляется со всей женской работой в доме. Иногда помогаю на кухне. Умею готовить супы и яичницу. А верх моего кулинарного мастерства – жареная картошка с морковью. Супруге нравится.


Мое главное достижение в воспитании.

Стараюсь разговаривать с детьми, как со взрослыми мужчинами, не сюсюкать. Старший сын – открытый, общительный, доброжелательный в общение и со сверстниками, и с взрослыми. Считаю, что это и есть мое достижение на сегодняшний день.


Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.

Очень большая ошибка: пообещать ребенку что-то и забыть выполнить обещание точно в срок. Однажды пообещал сыну завтра пойти с ним в «Детский мир» и вместе купить машинку, о которой он мечтал: большой грузовик. Но забыл, с работы пришел поздно, а он, оказывается, не спит: ждет меня, чуть не плачет. Он надеялся, что папа все же принесет обещанное.

Я сам очень расстроился, переживал, ведь мужчина всегда должен держать слово. Исправился так: игрушку купил еще лучше, чем сын просил – с прицепом.


Вредные привычки: может ли мужчина их победить.

Вредных привычек очень много, и это не только курение или алкоголь. Например, переедание – это тоже вредная привычка. Я люблю поесть, могу сразу съесть три огромные пиалы тувинского супа с бараниной и лапшой. Но при этом много работаю физически, занимаюсь спортом, поэтому и не потолстел. Думаю, что полным людям не надо зацикливаться на диетах и голоданиях, а просто вести активный образ жизни.


Книги, которые читаю вслух своим детям и советую прочитать самим.

Книги, в основном, читает детям жена, благодаря ей старший сын полюбил чтение. Сейчас Дандар садится рядом и сам читает мне вслух, а я внимательно слушаю. Он очень бережно относится к своим книгам и обижается на младшего брата, когда тот порвет или сжует страницу.


Наказание ребенка – это обязательно?

Я против физических наказаний детей, это их оскорбляет и унижает, а униженный с детства уже не сможет стать самостоятельным и ответственным человеком.

В угол тоже не ставим. Однажды, года в четыре, Дандар решил, что в чем-то провинился, и встал в угол. Мы с супругой очень удивились: зачем? Сын ответил, что их так в садике наказывают. Я очень жестко поговорил с воспитательницей, чтобы она больше так не делала, не унижала детей.

Меня бабушка в детстве наказывала прутиком: слегка, улыбаясь, шлепала им, даже больно не было. Мы тоже пробовали применять этот метод, когда Дандар пошел в первый класс и возникли трудности с воспитанием усидчивости.

А потом я договорился с сыном: ты уже большой, сам можешь отвечать за свои обязанности – уроки. Прутик убрал на шкаф, а потом его и совсем выброси за ненадобностью. Сыну сейчас не надо напоминать про домашние задания, он садится за уроки, как только приходит из школы. Если возникают вопросы, помогаем: я – с математикой, супруга – с тувинским и русским языками.


Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.

Учу самостоятельности и гуманности. В старшем сыне это уже заложено. В детском саду он не подавался провокациям задиристых мальчишек и не дрался с ними, хотя и себя в обиду не давал. И всегда вставал на сторону слабых. Воспитатели называли его «наш защитник».

Приучаю Дандара к труду. Чтобы он знал цену деньгам, поручаю ему посильную работу на своем предприятии по производству газоблоков для строительства. Например, сын подносит в маленьком ведерке песок, а по окончании задания расплачиваюсь с ним сдельно, как со взрослым работником.

Поскольку он – школьник, то его работа – это учеба. Получил пятерку – сто рублей, четверку – пятьдесят. А если он получит двойку или тройку, наоборот, пойдут вычеты с его зарплаты. Этот метод спорный, но мы пока его применяем, он дает результат, хотя уже вижу: сын не ради денег учится, он занимается с интересом, старательно.

А еще мы учим детей мечтать. Дома висит карта мечты – больше листы ватмана, на которых рисуем желаемое. Например, Дандар нарисовал юрту, я пририсовал барашков и коня, на котором сидит он с братишкой – уже большими. Сын очень дорожит этой совместной композицией.


Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.

Сын задал мне самый банальный вопрос: «Откуда я появился?» А я растерялся и ответил так же, как мне отвечали родители: аист принес. Но когда мама ожидала младшего братика, он сам все понял.


Отцовский долг: в чем он для меня?

Передать детям то, что умею и знаю. Научить быть самостоятельными, ответственными, добрыми. У добрых людей всегда всего больше: и удачи, и везения.


Фото: Дандар и Рустам Монгуши: айкидо на священной горе Догээ. 16 мая 2012 года. Фото Виктории Хомушку.

Ведущая рубрики Виктория ХОМУШКУ, Предлагайте своих кандидатов, пишите ведущей рубрики «Отцы-молодцы»: tori-mon@yandex.ru Телефон: 8-9235410807
http://www.centerasia.ru/issue/2012/19/4247-rustam-kizil-oolovich-mongush-papa.html