газета «Центр Азии» №16 (27 апреля — 3 мая 2012)
Люди дела

У тувинского бизнеса – женское лицо

27 апреля 2012 г.

У тувинского бизнеса – женское лицо В Туве 66 % представителей микроскопического, малого и среднего бизнеса составляют женщины и только 34 % мужчины. Таковы данные исследования, проведенного Министерством экономики республики и Туинским государственным университетом.

Собирательный портрет тувинского предпринимателя по собранным данным таков: женщина моложе 35 лет (59 %), с высшим (41 %) или средним профессиональным (47 %) образованием, владеющая предприятиями в сфере торговли и общественного питания.

Как сообщили в деканате экономического факультета ТГУ, в ходе анкетирования были опрошены 1000 предпринимателей по всей республике – 10 процентов от общего количества зарегистрированных.

Экспансию женщин в тувинском бизнесе объективно объясняет структура сфер предпринимательской деятельности, сложившаяся в республике. Среди видов деятельности доминирует торговля, на долю которой приходится 52 %. На втором месте – 11 % – общественное питание, тоже больше женская, чем мужская, сфера. Традиционно мужские отрасли – транспорт, связь, сельское хозяйство, строительство – занимают в структуре предпринимательства менее 10 %.

Среди самых серьезных трудностей, с которыми сталкиваются тувинские предприниматели, на первом месте значится отсутствие стартового капитала – об этом заявили 34 % опрошенных. 17 % назвали в числе главных проблем недоступность банковских кредитов, 14 % – сложности при регистрации бизнеса. Отсутствие помещений стало наиболее трудным препятствием в развитии своего дела у 13 %.

Около половины всех опрошенных уверены, что их деловую активность ограничивают надзорные органы: в первую очередь, налоговики (47 %), затем Роспотребнадзор (17 %) и санэпидемстанция (13 %). 12 % пожаловались и на действия Пенсионного фонда.

Решать свои проблемы с помощью взятки рискнули бы только 9 % опрошенных предпринимателей. Остальные полны решимости отстаивать свои права самостоятельно (34 %) или с помощью вышестоящих органов власти (23 %).

34 % опрошенных предпочитают не связываться и соглашаться с ревизорами, какие бы решения они не выносили.

 

Фото: Типичное лицо тувинского бизнеса. Елена Ондар, индивидуальный предприниматель, хозяйка устроенной по европейским стандартам вкусной кофейни «Кофеман» и двух магазинов. Кызыл, кофейня «Кофеман», 12 марта 2011 года. Фото из архива редакции газеты «Центр Азии».


http://www.centerasia.ru/issue/2012/16/4219-u-tuvinskogo-biznesa-zhenskoe-lico.html