газета «Центр Азии» №14 (13 — 19 апреля 2012)
Отцы-молодцы

Олег Бадыевич Сат, папа дочери и сына, 39 лет, житель Кызыла

14 апреля 2012 г.

Олег Бадыевич Сат, папа дочери и сына, 39 лет, житель КызылаМои дети: какие они.

У меня есть те, о ком многие мечтают – и дочь, и сын!

Старшей дочери Хорагай 18 лет. Красивое редкое имя в переводе с тувинского обозначает дорогую королевскую ткань – парчу. Имя ей дала тетя Вилена Чаповна Ооржак. Дочка родилась в июле, когда мы с супругой перешли на четвертый курс актерского факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Николая Черкасова. Когда ей был всего один месяц от роду, мы, оставив ее на воспитание бабушке – Оюме Седиевне Донгак, маме моей жены, снова уехали учиться.

Наша дочь выросла на сцене Тувинского муздрамтеатра, где мы с супругой работаем актерами. Играла роль маленькой Кара в спектакле «Хайыраан бот», сыграла роль маленькой Бортэ в фильме «Тайна Чингис Хаана», у нее были сольные танцевальные номера на концертах. С третьего по шестой класс она занималась в театре танца «Эдегей», объездила в его составе всю Европу: Франция, Германия, Италия, Швейцария, Польша.

Когда была маленькой, хотела пойти по нашим стопам и стать актрисой, что меня настораживало: уж слишком много актеров в семье тогда будет. Повзрослев, Хорагай начала мечтать о журналистике и факультете международных отношений. Но решила, что для начала нужно хорошенько выучить иностранные языки. Для этого поступила в Иркутский государственный лингвистический университет на факультет переводов и переводоведения, где изучает английский и испанский, в скором времени будет изучать и китайский язык. Испанский ей дается легко, педагоги хвалят за лучшее произношение в группе.

Дочка очень целеустремленная и упорная. Не успокоится, пока не достигнет желаемого.

Сыну Дагба-Доржу пять лет. Он родился, когда я был на гастролях в Барун-Хемчикском кожууне, мы тогда открывали 67-й театральный сезон. Узнав, что у меня родился сын, был вне себя от радости. Чтобы дать ему имя, советовались с моим дядей Монгушем Борахоевичем Кенин-Лопсаном. Мы назвали сына именами двух моих прадедов – Дагба и Доржу.

Дагба-Доржу ходит в садик. У него очень богатая фантазия. Актерские способности в нем тоже есть. В этом году у сына был актерский дебют: на концерте, посвященном празднованию Шагаа, сыграл маленького Дракошу, который вылупляется из яйца.

Мы не можем понять: правша он или левша. Пишет левой рукой, а мяч и игрушки держит правой рукой. Говорят, так бывает у талантливых людей.

Дети это только проблема или только радость?

Дети – радость, но и проблемы есть, конечно. Иркутск – промышленный город с повышенной влажностью, поэтому у дочери сначала были проблемы со здоровьем. Мы очень переживали. Да и сейчас волнуемся за нее: чем питается, в какую погоду во что одевается, с кем дружит. Трудно, когда ребенок так далеко от нас. До сих пор меня снедает сомнение: а правильную ли профессию выбрала дочь?

Проблемы возникли и с младшим сыном: из-за нашей с супругой ненормированной актерской работы мы не уделяем ему достаточно времени. Волнуюсь, как бы его воспитанием не занялась улица.

Идеал мужского воспитания: кого и что взял за образец.

Идеальный отец должен пользоваться уважением не только у своих детей, но и у всего своего народа. Таким человеком был мой отец – Бады Биринеевич Сат. Родился и вырос я в селе Хондергей Дзун-Хемчикского района. Отец работал в милиции, в школе, потом занялся строительством. С детства приучил меня к тяжелому сельскому труду: косить сено, строить амбары, баню и даже дом. Отец научил меня столярному делу, брал с собой в тайгу, на рыбалку.

Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.

Какое разделение мужских и женских обязанностей может быть в благоустроенной квартире? Пока супруга, Саяна Дугер-ооловна, утром собирает сына в садик, быстренько готовлю кашу. Помыть посуду, полы для меня – не проблема. Приготовить поесть – тоже.

Люблю готовить и делаю это часто. Обожаю итальянскую кухню и готовлю спагетти под разными соусами. Готовлю барбекю, шашлык. Могу картошечку зажарить очень вкусно, с румяной корочкой. Особенно хорошо у меня получается тувинское национальное блюдо дырткан – мелко нарубленные внутренности барана. Не люблю готовить яичницу и рыбу. В студенческие годы уже наелся яичницы, а рыбу нужно чистить.

А какая может быть мужская работа в городе? Разве что гвоздь забить. Иногда очень скучаю по мужской сельской работе. Поэтому летом во время отпуска езжу к родственникам в деревню, чтобы помочь им по хозяйству.

Мое главное достижение в воспитании.

Будучи школьником, я участвовал в соревнованиях по футболу, волейболу, баскетболу. И дочку научил любить спорт. В школе она занималась легкой атлетикой, играла в волейбол. Она у меня очень выносливая. Если решила отжаться пятьдесят раз – обязательно сделает. Решила научиться садиться на шпагат – научилась.

Хочу и сына привлечь к спорту. Беру его с собой, когда иду смотреть спортивные соревнования. В Шагаа пришли с сыном в десять часов в «Субедей» на соревнования между сильнейшими борцами статуса Арзылан (Лев) и Начын (Сокол). Ждали начала три часа. Нам за такое терпеливое ожидание и за то, что мы болели громче всех, присудили звание лучших болельщиков.

Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.

Чувствую свою вину из-за того, что дети ощущают одиночество. Мы с супругой подолгу отсутствуем на гастролях. Длительные гастроли и фестивали были в Уфе, Казани, Стамбуле, других городах. Да и по кожуунам Тувы очень много разъезжаем.

Сына жалко. Он так хочет быть все время рядом со мной, что даже когда дома просто встаю с дивана, подбегает к двери, заслоняет ее и спрашивает, куда я собрался. До такой степени ему не хочется отпускать меня. Стараюсь исправить это тем, что весь свой отдых посвящаю детям: вместе ездим к родственникам в кожууны, выезжаем на природу.

Вредные привычки: может ли мужчина их победить.

Может. Это от человека зависит, от его силы воли. Нужно поставить вопрос и глубоко задуматься: «Зачем я это делаю? Мне это нужно?»

Я еще не победил. Курю. Однажды бросил, но вновь закурил. Оправдываю себя тем, что обстановка на работе такая – нужно думать, а мне лучше думается во время курения. Выпиваю по обстоятельствам, но всегда знаю меру.

К чему могут привести алкоголь и наркотики, мы показали в нашем спектакле «Дембээрел» – «В бреду».

Книги, которые читаю вслух своим детям и советую прочитать самим.

Сын сам подбегает ко мне с книжками и просит прочитать и объяснить. Читаем сказки «Маша и Медведь», «Гуси-лебеди», «Теремок». Мы с сыном любим и свои сказки сочинять. В основном, у нас получается современная фантастика.

Наказание ребенка – это обязательно?

Наказание иногда нужно. Например, когда сын возвращается с улицы весь в грязи, чуть ли не искупавшись в луже. Физически не наказываю, но отругать могу. Ругаюсь, правда, редко. Действую, в основном, морально – привожу в пример его товарищей: «Сайын – такой чистюля», «Буян – такой послушный и воспитанный мальчик». Заметил, что это действует на сына, и он старается быть лучше. Разумеется, не забываю и похвалить.

Один мой друг сказал, что у японцев есть традиция: до пяти лет, пока формируется личность ребенка, нельзя давить на детей. Эти слова запали мне в душу.

Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.

Сына научил считать до тысячи, различать виды спорта. Купил ему синтезатор, на котором сейчас учимся играть. Выучили весь алфавит и скоро начнем уже читать. Собираюсь научить ездить верхом, хочу показать сельскую жизнь, научить главному – трудиться.

Дочку предстоит научить общаться с людьми, чтобы она могла найти подход к любому человеку.

Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.

Мой сын сейчас в возрасте почемучки. Какие только вопросы не задает! Но пока не очень трудные. Например: «Почему зайца называют зайцем, а не медведем?» Ответил, что зайца называют зайцем, потому что у него мама – заяц, и папа – заяц.

Отцовский долг: в чем он для меня?

Нужно позаботиться, чтобы у детей были условия играть, развиваться. Для этого в 1995 году, когда дочь была совсем крошкой, начал строить во дворе, за универсамом №20, спортивную площадку, чтобы дети могли играть в волейбол, баскетбол, мини-футбол. Помогли единомышленники, друзья. Только площадку нашу все время ломают, хотим обратиться в мэрию Кызыла, чтобы помогли благоустроить ее, сделать ограду.

Устроить будущее своей дочери. Оно меня очень волнует. Сына нужно подготовить к школе. Отцовский долг – поставить детей на ноги, подготовить их к самостоятельной взрослой жизни.

Фото: Отец и сын – Дагба-Доржу и Олег Сат – осваивают азы музыки за домашним синтезатором. Кызыл, 9 апреля 2012 года. Фото Виктории Хомушку.

Ведущая рубрики Виктория ХОМУШКУ, Предлагайте своих кандидатов, пишите ведущей рубрики «Отцы-молодцы»: tori-mon@yandex.ru Телефон: 8-9235410807
http://www.centerasia.ru/issue/2012/14/4210-oleg-badievich-sat-papa-docheri-i-sina.html