газета «Центр Азии» №34 (2 — 8 сентября 2011)
Культурная жизнь

В тувинский театр пришла тишина

3 сентября 2011 г.

В тувинский театр пришла тишинаАктеры тувинского театра научились обходиться без слов. Тишину, в которой властвует пластика, подобно мастеру пантомимы Марселю Марсо, заявившему: «Я принес тишину в мир театра», принес в Тувинский музыкально-драматический театр режиссер, профессор Ярославского государственного театрального института Вячеслав Борисов.

Поставленная им бессловесная пластическая драма стирает языковые границы, а это сегодня актуально для театра, в котором нет оборудования для синхронного перевода с тувинского на русский язык. Это значительно ограничивает театральную аудиторию, делая спектакли недоступными для понимания широкой публики. Спектакль без слов с рабочим названием «Аэропорт» понятен всем, кроме того – экономичен: минимум декораций, поставлен за рекордное время – десять дней.

26 августа на малой сцене «Тет-а-тет» Тувинского музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола прошла сдача работы художественному совету.

Синтез пантомимы и современного танца – совершенно новый жанр для наших артистов, но, они, считает режиссер и автор инсценировки Вячеслав Борисов, справились с трудной задачей: сумели передать внутренние переживания своих героев с помощью жестов, движений, мимики.

«Аэропорт» – представление в двух отделениях. Каждое – отдельный спектакль. Первое отделение – «Аэропорт», по словам режиссера, «события во время впадения в безвременье».

Рейс «Франкфурт – Стамбул» задержан до утра. Пассажиры – мечтательная невзрачная девушка (Сайлык Шулуу-Маадыр), молодой темпераментный скрипач (Орлан Лопсан), чопорный офисный служащий (Буян Сарыглар), гламурная кокетка (Ляна Ондур) со своим невозмутимым шофером, втайне ненавидящим ее (Эдуард Ондар) – на время выпали из движения жизни, но даже в таком безвременье происходят события, герои влюбляются, мечтают, разочаровываются.

В сюжет вплетены так же отношения служащих аэропорта (Айдын Бады-Сагаан и Светлана Белова-Ондар), которые на службе сдержанны и серьезны, но неравнодушны друг к другу, что передано посредством страстного танго.

Второе отделение – «Сотворение мира, или неудавшийся эксперимент». Режиссер определил его как размышления по поводу конца света в контексте клоунады. В актерской игре действительно присутствуют шкодливость и хулиганство.

Бог-ремесленник (Буян Сарыглар) появляется на сцене в рабочем комбинезоне и начинает свой эксперимент по сотворению мира: создает океан, животных, птиц, первого человека. Человек (Артыш Ооржак) – своенравное, капризное, неразумное существо, которое нуждается в развлечениях. Пытаясь развлечь свое дитя, Бог создает женщину, и не одну, а двух (Айзана Чылбак-оол и Аржаана Оюн). Здесь создатель – не мудрый творец, а экспериментатор, а его создание – человек – несовершенен изначально.

Эксперимент бога-ремесленника неудачен. Эксперимент Вячеслава Борисова удался.

Это отметили и зрители, и члены художественного совета, которые, почти не совещаясь, единогласно приняли спектакль Борисова в репертуар Тувинского музыкально-драматического театра.

Вячеслав Владимирович предупредил, что занятые в пластическом действии должны быть в постоянной форме: «Необходимы регулярные специальные упражнения, чтобы тело помнило движения, пластику. Артисты должны приходить в театр за час до спектакля, чтобы подготовиться к выступлению. Как пианист, пришедший с мороза, должен согреть и размять пальцы перед игрой, так же и артист должен размяться перед выходом на сцену, чтобы вжиться в такой способ существования». Он предложил одно общее название для двух частей спектакля – «Без слов».

Ценность этой новой работы еще и в том, что танец, пластика, пантомима, музыка могут легко восприниматься подростковой аудиторией, для которой сегодня, к сожалению, у театра практически нет предложений. В спектакле использованы известные музыкальные композиции, любимые всеми поколениями: рождение первой женщины сопровождается саундтреком к фильму «Титаник», рождение второй женщины – песней «Yesterday» группы «Битлз», звучит «Imagine» Джона Леннона.

Приняв спектакль в репертуар, тувинский театр в какой-то степени решает и проблему привлечения в зрительный зал подростков и молодежи.

Фото автора

Фото: Пластическая драма с рабочим названием «Аэропорт». Страстное танго в исполнении Светланы Беловой-Ондар на фоне Буяна Сарыглара и Сайлык Шулуу-Маадыр. «Тет-а-тет» – малая сцена Тувинского музыкально-драматического театра, 26 августа 2011 года.

Виктория ХОМУШКУ
http://www.centerasia.ru/issue/2011/34/4004-v-tuvinskiy-teatr-prishla-tishina.html