газета «Центр Азии» №27 (15 — 21 июля 2011)
Проблема

Дорога Абаза – Ак-Довурак: опасное испытание для водителей и машин

17 июля 2011 г.

Кто ответит за трассу: Хакасия или Тува?

«Никто о нас не думает», – так, не сговариваясь, оценивают состояние проходящей по двум республикам, Хакасии и Туве, автодороги Абаза – Ак-Довурак те, кто регулярно проезжает по ней.Дорога Абаза – Ак-Довурак: опасное испытание для водителей и машин

Кто они, пусть нечастые, но, в основном, постоянные водители на этой важной для региона трассе? Это дальнобойщики с топливом и лесовозники из Абазы, водители разнообразных фургонов и частники-торговцы из Тувы, туристы и отдыхающие из разных регионов

России.

Для туристов превратности дороги Абаза – Ак-Довурак затмеваются прелестями окружающей природы, а для остальных, знающих эту дорогу жизни во все времена года, каждая поездка – испытание себя и машины.

Достается и плоти человеческой и металлу, холодному и горячему. Погода в Саянах для движения авто тоже не союзник – то снег в сентябре, а на «сотом» и в июне, и в августе, то оттепель в январе.

Знающие особенности местного климата готовы к любой погоде. А вот смириться с состоянием самой дороги и инженерных сооружений на ней, значит, себя не уважать.

Например, вы за рулем «КамАЗа», за спиной 20 тонн бензина или солярки. С 311 по 313 километр – хороший разгонный участок перед началом подъема и выхода на перевал Саянский, но вскоре надо сбросить скорость, иначе сбросит машину – начинается до уровня бездорожья разбитый участок, зимой на цепях по нему проще ехать: снег за дорожников ямы сравнивает. И на спуске не легче: пять километров дороги, как оспинами, изъедены маленькими, но глубокими ямками.

Не на всех 235 километрах такое безобразие. В 2010-2011 годах многие ранее разбитые асфальтовые участки стали глаже, но осталось немало коварных просадок на дороге, когда машину сначала вдавливает, а потом едва на взлет не идешь. А то и винтом закрутит – крен влево, крен вправо, да еще поворот в придачу.

Когда зимой видишь, как «зашлифовал» лесовоз или развернуло «наливник» на встречку, сердце холодеет. Как же достается водителю, который умудряется сдвинуть громадину и продолжить путь! О более серьезных ЧП на дороге лучше не говорить: мысль материальна.

Где же, спрашивается, должная подсыпка? Да и автозаправка в районе базы «Снежный барс» была бы очень к месту и к спросу.

Состояние множества дорожных мостов, прежде всего – пяти основных, с фермовыми пролетными конструкциями – отдельный разговор. Вид – убогий. Въезды на мосты, как шрамы от рук нерадивого хирурга. Антикоррозийная защита, попросту – покраска, точно еще советских времен, до августа 1991 года.

В богатом водительском лексиконе много «добрых» слов, которыми от души поминают ответственных за состояние дороги Абаза – Ак-Довурак.

Правда, по части ответственности – большой и непростой вопрос. И на ответ я не претендую но, насколько знаю ситуацию как регулярный водитель-любитель и строитель по образованию, расставлю хотя бы точки опоры.

Дорога начинается от Абакана, как ответвление от трассы федерального значения М-54, а после Ак-Довурака через село Хандагайты выходит на границу с Монголией. Это первая точка опоры.

Расположена на территориях двух субъектов Российской Федерации: Хакасии и Тувы. Это вторая точка.

Участок Абаза – перевал Саянский, 135 километров, находится в Хакасии, но обслуживается участками «Туваавтодора». Вот и третья точка опоры, точнее, предмет спора, хотя живем в одном государстве.

Люди же в этих условиях обеспечивают себя всем необходимым для жизни и работы. «Аскизавтотранс» снабжает западные регионы Монголии топливом, правительство Хакасии намерено развивать туризм в районах, примыкающих к дороге, да и лес деревообработчики промышляют, хоть и не всегда законно, не говоря уж о праведности.

И все они имеют право ездить по хорошей дороге, не задумываясь, от кого сие зависит.

Ответ же на этот вопрос, полагаю, могут и должны дать власти обеих республик: Хакасии и Тувы. Согласованно, конечно.

Будут ли это соотносительные километражу затраты двух субъектов или инвестиции тех, кто поспешит первым освоить туристические прелести, а то и власти Монголии сочтут возможным войти в проект с продолжением на своей территории? Или, также совместно, главы регионов добьются придания дороге статуса федеральной, М-54А, например?

Не знаю, какой из этих вариантов наиболее возможен, но уверен: исправить ситуацию крайне необходимо. Хорошая дорога станет одним из условий развития смежных районов – Тувы и Хакасии.

 

 

Фото: Дорога Абаза – Ак-Довурак: не самый плохой участок.

Александр ЩУКИН, житель Хакасии, а в недавнем прошлом – Тувы
http://www.centerasia.ru/issue/2011/27/3946-doroga-abaza-ak-dovurak-opasnoe.html