газета «Центр Азии»

Среда, 15 августа 2018 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2011 >ЦА №27 >Дорога Абаза – Ак-Довурак: опасное испытание для водителей и машин

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Дорога Абаза – Ак-Довурак: опасное испытание для водителей и машин

Проблема ЦА №27 (15 — 21 июля 2011)

Кто ответит за трассу: Хакасия или Тува?

«Никто о нас не думает», – так, не сговариваясь, оценивают состояние проходящей по двум республикам, Хакасии и Туве, автодороги Абаза – Ак-Довурак те, кто регулярно проезжает по ней.Дорога Абаза – Ак-Довурак: опасное испытание для водителей и машин

Кто они, пусть нечастые, но, в основном, постоянные водители на этой важной для региона трассе? Это дальнобойщики с топливом и лесовозники из Абазы, водители разнообразных фургонов и частники-торговцы из Тувы, туристы и отдыхающие из разных регионов

России.

Для туристов превратности дороги Абаза – Ак-Довурак затмеваются прелестями окружающей природы, а для остальных, знающих эту дорогу жизни во все времена года, каждая поездка – испытание себя и машины.

Достается и плоти человеческой и металлу, холодному и горячему. Погода в Саянах для движения авто тоже не союзник – то снег в сентябре, а на «сотом» и в июне, и в августе, то оттепель в январе.

Знающие особенности местного климата готовы к любой погоде. А вот смириться с состоянием самой дороги и инженерных сооружений на ней, значит, себя не уважать.

Например, вы за рулем «КамАЗа», за спиной 20 тонн бензина или солярки. С 311 по 313 километр – хороший разгонный участок перед началом подъема и выхода на перевал Саянский, но вскоре надо сбросить скорость, иначе сбросит машину – начинается до уровня бездорожья разбитый участок, зимой на цепях по нему проще ехать: снег за дорожников ямы сравнивает. И на спуске не легче: пять километров дороги, как оспинами, изъедены маленькими, но глубокими ямками.

Не на всех 235 километрах такое безобразие. В 2010-2011 годах многие ранее разбитые асфальтовые участки стали глаже, но осталось немало коварных просадок на дороге, когда машину сначала вдавливает, а потом едва на взлет не идешь. А то и винтом закрутит – крен влево, крен вправо, да еще поворот в придачу.

Когда зимой видишь, как «зашлифовал» лесовоз или развернуло «наливник» на встречку, сердце холодеет. Как же достается водителю, который умудряется сдвинуть громадину и продолжить путь! О более серьезных ЧП на дороге лучше не говорить: мысль материальна.

Где же, спрашивается, должная подсыпка? Да и автозаправка в районе базы «Снежный барс» была бы очень к месту и к спросу.

Состояние множества дорожных мостов, прежде всего – пяти основных, с фермовыми пролетными конструкциями – отдельный разговор. Вид – убогий. Въезды на мосты, как шрамы от рук нерадивого хирурга. Антикоррозийная защита, попросту – покраска, точно еще советских времен, до августа 1991 года.

В богатом водительском лексиконе много «добрых» слов, которыми от души поминают ответственных за состояние дороги Абаза – Ак-Довурак.

Правда, по части ответственности – большой и непростой вопрос. И на ответ я не претендую но, насколько знаю ситуацию как регулярный водитель-любитель и строитель по образованию, расставлю хотя бы точки опоры.

Дорога начинается от Абакана, как ответвление от трассы федерального значения М-54, а после Ак-Довурака через село Хандагайты выходит на границу с Монголией. Это первая точка опоры.

Расположена на территориях двух субъектов Российской Федерации: Хакасии и Тувы. Это вторая точка.

Участок Абаза – перевал Саянский, 135 километров, находится в Хакасии, но обслуживается участками «Туваавтодора». Вот и третья точка опоры, точнее, предмет спора, хотя живем в одном государстве.

Люди же в этих условиях обеспечивают себя всем необходимым для жизни и работы. «Аскизавтотранс» снабжает западные регионы Монголии топливом, правительство Хакасии намерено развивать туризм в районах, примыкающих к дороге, да и лес деревообработчики промышляют, хоть и не всегда законно, не говоря уж о праведности.

И все они имеют право ездить по хорошей дороге, не задумываясь, от кого сие зависит.

Ответ же на этот вопрос, полагаю, могут и должны дать власти обеих республик: Хакасии и Тувы. Согласованно, конечно.

Будут ли это соотносительные километражу затраты двух субъектов или инвестиции тех, кто поспешит первым освоить туристические прелести, а то и власти Монголии сочтут возможным войти в проект с продолжением на своей территории? Или, также совместно, главы регионов добьются придания дороге статуса федеральной, М-54А, например?

Не знаю, какой из этих вариантов наиболее возможен, но уверен: исправить ситуацию крайне необходимо. Хорошая дорога станет одним из условий развития смежных районов – Тувы и Хакасии.

 

 

Фото: Дорога Абаза – Ак-Довурак: не самый плохой участок.

Александр ЩУКИН, житель Хакасии, а в недавнем прошлом – Тувы

 (голосов: 4)
Опубликовано 17 июля 2011 г.
Просмотров: 7303
Версия для печати

Также в №27:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2018 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru