газета «Центр Азии»

Воскресенье, 17 декабря 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2011 >ЦА №23 >Не такая, как все

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Не такая, как все

Люди Центра Азии ЦА №23 (17 — 23 июня 2011)

(Окончание. Начало в №21 от 3 июня, №22 от 10 июня)

ЧТОБЫ НЕ НАШЛИ ЗЛОБНЫЕ ДУХИ

Не такая, как все– Сайнхо, если вас назовут Людмилой, вы откликнитесь?

– Наверное, нет. Я уже не реагирую на это имя. И зрители не среагируют. Если повесить афишу: Людмила Намчылак, то никто ничего не поймет.

– Почему вы выбрали своим сценическим псевдонимом именно это имя?

– Жила в Кызыле такая женщина – Сайнхо Даржаевна Доржу. Была танцовщицей, а потом, выйдя на пенсию, работала в Союзе театральных деятелей. Обаятельная, доброжелательная. Мне очень нравились и она, и сочетание звуков ее редкого имени.

И когда возникла необходимость – нужно было, чтобы звучало загадочное экзотическое имя, созвучное с тем, что делаю на сцене – выбрала именно его. Процесс привыкания к новому имени начался с 1986 года: в Краснодаре мне выдали грамоту уже на имя Сайнхо.

– Год, когда окончательно исчезла Людмила и осталась только Сайнхо?

– Официально – 1995 год.

Я собрала в Кызыле необходимые документы, заверила в Москве, потом перевела, отвезла в Вену и сдала в ратушу. Там все проверили и внесли имя Сайнхо в реестр имен Австрии, в международную книгу имен. И мне в 1995 году выдали паспорт на новое имя: артистическое стало официальным.

Но с именем долго происходили казусы. В декабре 2009 года глава республики Шолбан Кара-оол вручил мне в Москве документ о присвоении звания «Заслуженный артист Республики Тыва», и там значилось прежнее имя – Людмила. А в этом году в документе о звании «Народный артист республики» все было указано верно.

Сегодня Людмилы Окан-ооловны Намчылак больше нет. Есть только Сайнхо Намчылак (Sainkho Namtchylak).

Кстати, смена имени у тувинцев – традиционный обычай. Если ребенок болел, была какая-то опасность для него, родители передавали сына или дочку в другую семью, давали другое имя, чтобы уберечь от беды, чтобы не нашли злые духи. Вот и я взяла и перевела свое артистическое имя в паспорт: теперь уж точно – не найдут.

Советую и дочерям Тувы – девочкам из ансамбля «Тыва кызы», исполняющим хоомей, переименоваться, чтобы те злобные духи, которые, якобы, ищут, просто не нашли.

Не такая, как все– Этот совет, как я понимаю, касается, комплекса наших исполнительниц хоомея. Не всем нравится то, что делает руководитель «Тыва кызы» Чодураa Тумат. Якобы, женщинам исполнять горловое пение нельзя, запрещено – исторически и традиционно. Это слово «нельзя» очень беспокоит Чодуру. На мой взгляд, даже чересчур. А ваше мнение?

– Думаю так же: надо меньше комплексовать. Женщинам много чего исторически запрещалось – и во всем мире, и в Туве, в частности. И они очень долго боролись за свои права, в том числе – в творчестве. Так что, от всех этих прав сегодня надо отказаться, потому что «традиционно нельзя»?

Говоря о развитии и сохранении традиций, нужно помнить о том, что горловое пение в женском варианте у тувинцев существовало всегда, просто оно было непубличным. Исполнительниц в этом стиле раньше было намного больше, чем мы думаем. Сейчас наши ученые этим заинтересовались, думаю, они еще скажут свое веское слово.

Сегодня тувинский хоомей женщины во всем мире изучают и исполняют: немки, американки. А мы сами себе запрещаем? Надо перестать самоедством заниматься, надо сказать: да, женский хоомей был. И хранить его, развивать новые формы.

И это отлично, что сегодня женский хоомей в Туве продолжает развиваться, что девушки из «Тыва кызы» стали добавлять к нему свое отношение, свое понимание. Чодураа Тумат поет очень мягко, тихо, деликатно – так, как если бы пел шестилетний мальчик. Айланмаа Дамыран исполняет ближе к стилю мужскому. Каждая – по-своему, неповторимо.

А у меня уже идет такой эстрадный вариант, близкий к авторской песни, поскольку использую уже элементы современной музыки. Переключаясь из одного регистра в другой, пою то очень тоненьким сверкающим голоском, то вдруг низким и гудящим, то перехожу в средний регистр.

Работаю в области изучении звука, изобретении новых форм, очень много импровизирую. Я – авангардная певица.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

Не такая, как все– Постоянно быть в авангарде – это не для слабонервных.

– Это ведь в любом творчестве так: кто-то начинает первым, а потом по его стопам идут другие. И первому приходится придумывать что-то еще и еще. Потому что это закон: или вверх, или вниз. Мое место часто хотят занять, даже не осознавая этого.

– Успех, как и Луна, имеет и обратную сторону – невидимую для любующихся спутницей Земли. Та, другая, сторона, вам знакома?

– Да, это неизбежно: если есть почитание, любовь зрителей, то будет и зависть. В цеху коллег это неизбежно.

Я – очень чувствительный человек, поэтому остро ощущаю это. Подсознательно ощущаю настрой некоторых: да что это такое, разве это музыка? Для некоторых это – какофония, набор звуков.

А для меня эти звуки олицетворяют голоса природы и космоса, которые мы не имеем возможности замечать. Как говорят монахи, не пробуждено еще наше сознание, чтобы охватить и преобразить эти неслышимые, не замечаемые большинством звуки тонких миров и далеких галактик.

Саркастически настроенные будут радоваться: ага, а вот сегодня она не так пела, как на диске! Боже мой, да на диск я шесть месяцев эту песню записывала, чтобы она именно так прозвучала.

И они пытаются сами записать эту песню в студии, но не могут воспроизвести ее в такой же атмосфере и окружении, у них ничего не получается. По простой первой причине: у них нет пока таких студий. И по второй: нужно такое чудесное стечение музыкантов, с которыми совпал настрой твоей души.

Поэтому и я не могу повторить точно так, как на диске. Могу исполнить только максимально приближенно, потому что каждый раз музыкальный и душевный настрой – разные.

НЕ ХОЧУ ДЕЛАТЬ ИМ БОЛЬНО

– Певица, актриса без поклонения вянет, как цветок без дождя. Ваши сегодняшние поклонники – кто они?

– Поклонников много, но это не совсем персонально. Большинство из них видит во мне не женщину, а певицу. И боготворит, как создание природы. Их любовь, скорее, связана не конкретно только со мной, а с тем, что я записала.

Среди них много молодежи. Много состоятельных людей. Есть сверхбогатые, есть бедные. Они все – разные, но объединяет их любовь к голосу, к альбомам, на которых он звучит. Это уже часть их сознания, их жизни.

– А тот, кто ценит в вас именно женщину – бой-френд, как сейчас говорят, есть?

– Есть. Вернее сказать так: я люблю и любима. Но называть его не стоит, поскольку после развода со вторым мужем решила больше в свою частную жизнь никого не допускать и даже в общественных метах не появляться с человеком, которого люблю.

Мне хотелось бы сохранить эту тайну. Это только мое, интимное.

Хотя сквозь стихи и песни это все равно проскальзывает. Но я не хочу делать ему больно. Не хочу делать больно и тем, кто был со мной, и тем, кто хотят быть со мной.

ЭТО НЕВОЗМОЖНО ВЫКЛЮЧИТЬ

Не такая, как все– Одиночество среди людей приходилось испытывать?

– Очень часто. Почти всегда.

Вот мне с вами легко сейчас. Но у меня таких знакомых, как вы, немного, очень мало – в смысле открытости. Не знаю, почему вам это удалось. Такая открытость дорого стоит. Знаю, что если я с вами появлюсь, то мне не будет одиноко.

Но даже в Вене не люблю появляться в людных местах: на всяких там вечеринках, презентациях. Наверное, это все-таки другая сторона успеха. Мне стало сложно появляться даже в местах, где не знают, кто я такая по профессии. Люди все равно чувствуют: в этом что-то есть. И происходит нечто такое просто от того, что они видят мое присутствие.

И эти потоки мыслей, которые начинают из них извергаться…

– Понимаю: быть не такой, как все, постоянно – в центре внимания, удивлять и производить впечатление очень сложно.

– Это происходит уже само собой, естественно. Это просто находится при мне, и это невозможно выключить: энергетическая аура. И люди это чувствуют. Даже если я просто вошла в автобус и села, чувствуют. Такой феномен.

– Самый ваш счастливый день?

– Когда мне в 1986 году дали премию в Краснодаре. И я официально была признана.

– Главный недостаток Сайнхо?

– Курение. Хотя и стараюсь максимально сократить его до трех сигарет в день: утром, днем и вечером.

– Телевизор или радио?

– Радио.

– Книга или телевизор?

– Книга.

– Интернет или бумажная газета?

– Интернет. Интернет – такой невероятный архив. Там можно найти все.

– Любимое блюдо?

– Итальянская паста – спагетти.

– Идеальный мужчина в природе существует?

– Да. Но он не может быть со мной. По многим причинам.

– Идеальный зритель, слушатель – кто он?

– Тот, который помогает тебе творить. Тот, кто живет вместе с твоей музыкой во время исполнения.

– Следующее выступление на родине – когда?

– Уже скоро – в июле. С французским коллективом приезжаю сначала в Красноярский край – на фестиваль «Саянское кольцо», а затем – в Туву, в Чадан, на фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», который начнется 13 июля.

МИР СОСТОИТ ИЗ РАЗНОГО

Не такая, как все– Признание, какой страны для вас особенно дорого?

– Естественно, родины. Но настоящее признание, когда все – от детей до стариков – знают, узнают и почитают. Пока еще этого нет.

Это очень важно, чтобы твой собственный народ, друзья, близкие, родные начали тебя понимать или хотя бы уважать.

– С пониманием была проблема?

– Да, раньше. В этом была и моя вина. Но подростковый период закончился. Тот, прежний, подросток во мне давно повзрослел. Начался зрелый период.

– Национальность – это важно для человека?

– Не могу ответить на этот вопрос однозначно. Зависит от ситуации.

Корни своей культуры могут быть рассмотрены только с национальной точки зрения, например: я – тувинка, и все. И могут быть рассмотрены как корни культуры во взаимосвязи с другими культурами.

Вы не можете сказать, что это – национальное, если нет различного – другого. Это то же самое, когда вы не сможете сказать, что такое день, если нет ночи. Вы не можете объяснить, что такое черное, если нет белого. Если бы я все время смотрела только на своих, то, наверное, не добилась того, чего добилась. Лицом к лицу лица не увидать.

Мир состоит из разного. И знаете, о чем я часто думаю? Что однажды утром, проснувшись, мы все вдруг озаримся пониманием нашего единства. И научимся не ссориться, не давить друг друга, а помогать друг другу. И поднимемся на ступень выше.

– Вы – женщина широких взглядов?

– Тоже зависит от ситуации. В некоторых ситуациях могу быть очень консервативной.

– Вы – и консерватор? Сложно даже представить.

– Иногда могу быть очень консервативной. Например, я – за тесную связь между поколениями, за то, что в Туве является нормальным: три поколения семьи живут в одном доме. В Европе это почти невозможно. Возможно только, наверное, в восточной: у словаков, чехов, хорватов. А вот у австрийцев и немцев – никогда.

Не такая, как всеВ 18 лет тебе складывают вещи: теперь ты полностью самостоятелен, живешь отдельно, а родители могут пожить для себя. Я не могу с этим согласиться. Между нами с дочкой нет такой формальности взаимоотношений, как у них.

– Ограниченность человека – это большой минус?

– Человек для меня до сих пор еще загадка. И поэтому я не могу сказать: это настоящая ограниченность, или искусственная маска.

– Основная проблема мира?

– Ядерная энергетика. Все это оружие еще можно пока как-то контролировать. Но ядерная энергетика не зависит от всех этих датчиков. Природный катаклизм – и она уже вырвалась из-под контроля. Трагедия Японии в марте – очередной пример этого.

– Главная песня вашей жизни?

– Бесконечная песня, которая длится всю жизнь.

– Музыкант, композитор, до уровня которого вы стараетесь дотянуться?

– Универсум – Вселенная. Это самый лучший композитор. Все вокруг нас имеет волновую природу и звучит: люди, цвета, Земля, звезды, планеты. Мир состоит из звуков.

Природа – самый лучший композитор. Остальное – приходит и уходит.

– Главный секрет Сайнхо?

– Если это секрет, зачем его раскрывать?

Фото Элизабет Гордон и из личного архива Сайнхо Намчылак.

 

 

Фото:

1. После вручения звания «Народный артист Республики Тыва» и совместного концерта с группой «Тыва кызы». Сайнхо Намчылак с одноклассницами из села Баян-Кол, где училась в 1973-1974 годах. Кызыл, Дом народного творчества, 30 апреля 2011 года. Фото Саяны Монгуш.

2. Китай, рок-фестиваль, 2006 год.

3. Италия, джазовый фестиваль, 2002 год.

4. Сайнхо Намчылак и группа «Тыва кызы». Благотворительный концерт в Доме народного творчества. Кызыл, 30 апреля 2011 года. Фото Элизабет Гордон.

5. Бесконечная песня Сайнхо, которая длится всю жизнь. Китай, 2006 год.

6. Сайнхо Намчылак: если это секрет, зачем его раскрывать?

7. Автограф Сайнхо Намчылак – специально для земляков и всех читателей газеты «Центр Азии» – в бумажной версии и в Интернете.

 

Интервью Надежды Антуфьевой с Сайнхо Намчылак войдет восьмым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который продолжает формировать редакция газеты «Центр Азии».  Пятый том выйдет в свет в начале 2016 года.

Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА

 (голосов: 11)
Опубликовано 17 июня 2011 г.
Просмотров: 5212
Версия для печати

Также в №23:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Александр Марыспаq Татьяна Коновалова Валентина Монгуш
Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш Владимир Митрохин
Арыш-оол Балган Никита Филиппов Лидия Иргит
Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак Олег Намдараа
Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей Галина Маспык-оол
Александра Монгуш Николай Куулар Галина Мунзук
Зоя Докучиц Алексей Симонов Юлия Хирбээ
Демир-оол Хертек Каори Савада Байыр Домбаанай
Екатерина Дорофеева Светлана Ондар Александр Салчак
Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко Амина Нмадзуру
Ангыр Хертек Илья Григорьев Максим Захаров
Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев Иван Родников
Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич Георгий Лукин
Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду Георгий Абросимов
Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси Лазо Монгуш
Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан Надежда ГЛАЗКОВА
Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА Лидия САРБАА


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru