газета «Центр Азии»

Пятница, 11 октября 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2011 >ЦА №2 >Василий Дёмин: народный художник с колючим характером

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Василий Дёмин: народный художник с колючим характером

Письмо в номер ЦА №2 (21 — 27 января 2011)

В моем фотоархиве хранится снимок, сделанный 13 января 1962 года. Посмотрите на него внимательно. Событие, посвященное пятидесятилетию художника Василия Дёмина, состоялось в малом зале старого, теперь уже снесенного, здания республиканского музея имени Алдан-Маадыра.

 

 

Важные гости юбиляра

Поздравить юбиляра пожаловали важные персоны во главе с Салчаком Тока – Бай-Кара Долчанмаа, Юрий Аранчын, Хертек Анчимаа, ее на фотографии не видно, она сидела за спиной Аранчына.

Здесь же художники из Абакана, Красноярска, Иркутска. Среди них – Тойво Ряннель, о котором так ярко и красочно на страницах газеты «Центр Азии» рассказала журналист Анастасия Вещикова.

За многие годы моей работы в области культуры я не припомню ни одного случая, чтобы Тока пожаловал на чествование какого-то творческого работника. Но Дёмина он ценил не только как талантливого художника, но и как человека, готового откликнуться на любую просьбу или поручение Токи.

Когда гости торжества собирались, Тока предложил, чтобы собрание вел я, а сам присел к краешку стола. В течение всего собрания не промолвил ни одного слова. Только пожал юбиляру руку.

Доклад о юбиляре сделал художник Сергей Ланзы. Знаю, что Сергей Ланзы и Василий Дёмин не очень были дружны, но доклад Сергея Кончуковича о Дёмине был хорошим. На снимке он как раз читает этот доклад.

Заметьте, на столе перед Долчанмой лежит папка. Раскрыв ее, председатель Президиума Верховного Совета Тувинской АССР зачитала указ о присвоении Демину почетного звания Народного художника Тувинской АССР.

Юбиляр – крайний справа – сидит, опустив голову. Дело в том, что Дёмин не любил никаких собраний, считал это пустой тратой времени. И, как обычно, был немногословен. Бросит фразу или колкую шутку и опять молчит.

Автор обелиска «Центр Азии»

А через год – 30 марта 1963 года – Дёмину было присвоено очередное почетное звание – Заслуженный деятель искусств Тувинской АССР.

Если собрать все полотна Дёмина, по ним можно проследить историю Тувы с конца тридцатых годов прошлого века. Он – пейзажист, портретист.

Василия Дёмина – автор проекта и даже строитель обелиска «Центр Азии». Рассказывал, что за проект этого монумента ничего не получил, имея в виду денежное вознаграждение.

Основатель в Туве Союза художников, он был первым наставником для многих молодых художников и камнерезов. Первым его учеником был художник Всеволод Тас-оол.

Василий Фадеевич – автор иллюстраций в некоторых книгах, выпущенных тувинским книжным издательством.

Вхождение Тувы в состав СССР: папка с исторической картины

Знаменитую картину «Заседание Верховного Совета CCСP о приеме ТНР в состав Советского Союза» жителя Туш ждали с нетерпением так как знали, что ее пишет художник Дёмин.

Закончив работу над картиной, Дёмин выставил ее на обозрение посетителей. Помню, что на просмотр дёминского творения отпускали группы работающих прямо с предприятий и учреждений. И я тоже пошел в музей.

Василий Фадеевич рассказывал мне, что свою историческую картину он писал с фотографии, но, естественно, внес свое видение этого события.

На картине – группа членов Президиума Верховного Совета СССР и делегация Тувинской Народной Республики. Перед Токой – папка большого размера.

Хорошо помню подробности изготовления этой исторической папки. Дело было так. Это было в июле 1944 года, я уже четвертый месяц работал переплетчиком в типографии. У переплетчика тех времен разнообразная работа: фальцовка печатных листов, изготовление книг, конвертов.

А тут начальник цеха Анна Павловна Коробова дает мне ответственную работу: делать перфорацию на больших листах с отпечатанными на них почтовыми марками ТНР. На листе их 64 штуки. Подставишь листы с марками под иглы перфоратора, нажмешь ногой на педаль и вот они – дырочки. Затем смазываю столярным клеем обратные стороны листов и раскладываю на просушку. Вечером готовые листы прячу в сейф.

Работая, стал замечать, что рядом какие-то незнакомые люди что-то обсуждают. Никого из них я не знал. По их поведению сообразил, что это какие-то начальники. На столе были развернуты большие пластины хромовой кожи. Один из даргаларов-начальников сказал: «Эта кожа не годится, несите другую».

Среди визитеров был человек небольшого роста, он ничего не говорил, а больше слушал. После их ухода я спросил у Анны Павловны: «Кто этот русский мужик?» Она ответила, что это художник, фамилия его Дёмин.

Вскоре принесли пластину тончайшей хромовой кожи. Коробова, а она была переплетчицей высочайшего уровня, стала мастерить какую-то странную папку чуть не в полметра высотой и сантиметров сорок в ширину. По краям – высокие бортики, в нижней части – круглое углубление.

Появились новые начальники, вложили в папку согнутый пополам лист с напечатанным, а, может, написанным от руки, красной краской текстом и названием «Декларация». К бумажному листу была прикреплена на шнурке сургучная печать, которую опустили в круглое углубление папки.

Позже, освоив наборное дело, я просмотрел все типографские шрифты, но так и не нашел похожего тому шрифту, который использовался бы в тексте декларации.

Сожжённые марки

А с марками Тувинской Народной Республики произошла такая история. После вхождения республики в состав Советского Союза они стали не нужны. И мне пришлось весь тираж марок бросить в топку.

Я не знал тогда что есть люди, которые марки коллекционируют, и не понимал ценности того, что мне велели сжечь.

Автором марки был Дёмин. На марке было изображение здания правительства ТНР. Известный специалист по маркам Блехман в своей книге «Почтовые марки ТНР» пишет, что этой почтовой марки не осталось ни одного экземпляра. Дёмин вручную с сохранившегося клише сделал оттиск этой марки для Блехмана.

С этого времени началось мое близкое знакомство с Дёминым. Я часто бывал у него дома. Узнал его как простого человека, скромного в своих житейских потребностях, всегда куда-то спешащего.

Когда Дёмин узнал, что я увлекаюсь рисованием, подарил мне акварельные краски и несколько кисточек. Я их использовал для оформления в типографии стенных газет.

Дёмин жил в Кызыле в небольшом домике, рядом со старым зданием редакции газеты «Шын». Ему предлагали хорошую квартиру, но он отказывался, мотивируя тем, что в домике ему удобнее жить и творить.

Здесь он отмечал свое пятидесятилетие. Все стены и круглая печь были увешаны забавными поздравлениями и шаржами на именинника.

Шутки художника: голосом Токи

Дёмин обладал колючим характером и острым языком. Остроты его знали, и многие боялись, как бы Демин их ни поддел.

Он был мастак на шутки. Подмигивая художнику Ряннелю, напевал: «Ряннели, Ряннели, Ряннели нагрянули. Ладушки, ладушки спереди и сзадушки».

Он ловко подражал голосу любого человека. Особенно здорово пародировал голос Токи. Как-то Дёмин поведал мне о событиях пятидесятых годов, когда начальником управления культуры в Туве был Иванов.

«Готовили мы выставку произведений художников в театре. Нам нужна была помощь, но никто ее не предлагал. В театре нашел телефон, в кабинете никого нет, звоню Иванову и голосом Токи говорю: «Товарищ Иванов? Что там у вас в театре с выставкой происходит? А где этот халтурщик Дёмин? Чем занимается? Примите меры!»

Реакция, рассказывал Дёмин, была незамедлительной: «Прибегает трясущийся, вспотевший Иванов и кричит: «Тока недоволен ходом подготовки выставки! И про тебя спрашивал, называл халтурщиком!» И все быстро появилось: и люди, и машина, и доски. К вечеру выставка была готова».

Последняя встреча

Последняя наша встреча была короткой. Не помню точную дату, но было это в период 1990–1992 годов.

Я тогда работал в Центральной избирательной комиссии республики. Пришел домой на обед. И вдруг звонок в дверь: Дёмин, в руках – картины. Василий Фадеевич сообщает, что уезжает в Подольск и дарит мне две картины.

Одна из них – зимний деревенский пейзаж. Другая – пейзаж летний: река Амур, палатка на берегу. Эти картины и сейчас рядом со мной – висят на стене дома под Воронежем, где живу. Рядом с ними – картина Сергея Ланзы «Саяны».

 

Фото: Пятидесятилетие художника Василия Дёмина. Слава направо: Сергей Ланзы

(на трибуне), за столом Бай-Кара Долчанмаа, Пётр Самороков, Салчак Тока,

Василий Дёмин. Кызыл, республиканский музей. 13 января 1962 года.

Пётр САМОРОКОВ, Воронеж

 (голосов: 3)
Опубликовано 21 января 2011 г.
Просмотров: 6475
Версия для печати

Также в №2:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru