газета «Центр Азии»

Среда, 24 октября 2018 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2011 >ЦА №18 >Здорово живёшь, Верховьё!

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Здорово живёшь, Верховьё!

Люди Центра Азии ЦА №18 (13 — 19 мая 2011)

(Окончание. Начало в №16 от 29 апреля, №17 от 6 мая)

Тропа на Ок-Чары набита лошадьми и людьми. Заимка расположена еще выше по Енисею – в десяти километрах от Чодураалыга.

Налегке можно добежать за пару часов, но нас отвлекала и заманивала в лес костяника. Нагнешься на обочине за красной гроздью, а по соседству еще одна из-под кустика подмигивает. Так и бегали зигзагами по лесу.

По пути – заимка на реке Май. Мосты и мосточки через множество ручьев и речушек в хорошем состоянии, видно, что люди часто пользуются этой дорогой. Как указатели верного пути нам встречались обертки от шоколада, которым мы угощали детей в день приезда на Чодураалыг.

МАЛИНОВЫЙ МОНАХ

Тропа постепенно перешла в колею от уазовских колес, по которой мы вышли к добротному дому. Вокруг разобранного автомобиля бегали индюки. Как оказалось, в доме жила семья сына Павла Трефильевича, а сам основатель заимки Здорово живёшь, Верховьё!расположился в своем имении чуть дальше.

Он встретил нас на крыльце. В той же соломенной шляпе, что и при знакомстве на Малом Чодураалыге.

«Водички-то попили, умылись с дороги? – сходу спросил он. – Ключ у нас здесь целебный. Отец Палладий открыл его почти сто лет назад, когда спасался от преследований и уводил в тайгу монахов».

Павел Трефильевич подвел нас к роднику, струи которого разбегались по желобам в разные стороны:

«Вся гора сочится, не знаешь, откуда вода идет. Этот ключик лечит кожу от заболеваний, тот – спину. Ложишься, и спина немеет от холода. Я в Кызыл ездил, заболел – не мог грипп вылечить. Таблетки прямо горстями ел, температура, ходил, как веревочный. Сюда приехал, попил холодной воды из ключа, и температура прошла. А зимой горки льда намерзнут – ключ направишь туда, так он, как ножом, разрезает лед».

От ключей по самодельным ирригационным сооружениям вода уходила на огородные грядки. Через плантацию садовой малины Павел повел нас к монашеской келье, скрытой в зарослях кустарника.

«Вы такой малины ни разу не ели, – он раздвигал спутавшиеся, обвисшие от крупной спелой ягоды ветки. – Я бы назвал этот сорт «Монах». Продаем малину в городе, ей и живем. Я обработал ее, червяков там нет. Наедайтесь, а то пропадет. Внуки уже собирать не хотят, да Настя?» – обратился он к сопровождавшей нас внучке.

РАСКУЛАЧЕННЫЕ В БОЛОТО

Фамилия у Павла польская – Бжитских. Родился в 1952 году в городе Колпашево Томской области. Деда по линии отца раскулачили и вместе с семьей выслали из соседней Кемеровской области в томские болотные топи.

Жили прямо на болоте в мокроте, осоку рвали для настила и спали на нем. Днем ссыльных переселенцев вывозили на лесоповал.

«Они там работали до упаду, по сто человек в день умирали в этих болотах, – рассказывает Павел. – Дед на последние деньги купил вместо хлеба распятие. Пришел домой и говорит: давайте помолимся всенощную, может, Бог нас и приберет. Помолились.

А утром пошел за водой на речку, смотрит: из песка веревочка торчит. Потянул, глядь – сетка рыболовная. Поставил и через два часа вытянуть не мог, пришлось всей семьей тащить. Выкопал землянку у берега и ловил рыбу. Крупную отдавал охранникам. Они потом многим разрешили по землянкам закопаться. Рыбьим жиром от цинги спаслись.

Младший брат отца – дядя Яша – пошел в 1941 году на фронт и статус спецпереселенцев с семьи сняли. Тогда переселились на окраину Колпашево, где я и родился».

Павел Трефильевич учился в Новосибирске в институте водного транспорта, получил диплом капитана речного флота. Отслужил в Советской Армии – в танковых войсках. Пока служил, родители переехали в Туву, из армии пришлось возвращаться на новую землю. В тайге орех заготавливал, на пилораме – древесину. Перед тем как уйти на Ок-Чары работал главным лесничим Каа-Хемского района.

«Мне жена говорит: ты давай учись, будем хоть людьми с тобой. Я через силу поехал учиться, а уже детишки повалили. Из Кызыла перевелся в Красноярск, стали тащить дальше, а я сказал, что хочу в Верховье работать, бросил институты.

Не нравилась мне эта работа, потому как халявные деньги кучами валятся. А тем более, я у руля стоял, весь район в подчинении был. Я мог сказать, какое дерево срубить, а какое – нет. Помню, участвовал в первом съезде лесничих в Москве в 1990 году. Пять человек нас из Тувы отправили. На двадцать шестом этаже жил в Измайловском комплексе. А в Москве – грязь, не понравилась она мне».

ПРИКОСНУТЬСЯ К СВЯТОСТИ

У Павла – три дочери и сын. Семья сына живет с ним на Ок-Чарах – семь внуков.

Старшая дочь – на заимке Катазы, в невестках у Иллариона Пермякова. У нее восемь детей. В миру тоже училась на Здорово живёшь, Верховьё!лесовода.

«Ласковая, интеллигентная, – говорит Павел. – Но на Катазах суровые порядки в семье: лучше сто рублей убыток, чем послушать женщину.

Вторая дочь – в монашках на Чаваше, ее тут накрыли в пятнадцать лет. Третья дочь в Ужепе живет, в библиотеке работает. Она отзывы туристов о Верховье собирает, журнальчик специальный завела. У нас и фотографий много, видео присылают со всех концов земли.

А вот жены Анны уже две недели как здесь нет: тесть бедро сломал, она с ним в Кызыле. Моя бабушка была бы, она вас лучше бы встречала, она вообще сама доброта.

Приехали мы сюда – ничего здесь не было. Только жила матушка Надежда, она мне тетушкой приходится по родству. Говорит: одна я осталась, вы уж меня покараульте, пока я не отойду.

Мы приехали с семьей, стали к ней ходить, смотреть, как она живет, и так восемь лет с ней вместе и прожили. Потом она увидела, что сын Евгений женился, ребятишки стали рождаться, и ушла отсюда в монастырь – туда дальше, – Павел махнул рукой вверх по течению. – Там игуменьей была. Монахини нам сказали: если кто будет интересоваться, то до нас не пускайте, мы не должны общаться с миром, иначе молитвы рассеиваются. Они молятся, чтобы нечистая сила не застала нас врасплох. А если кто хочет присоединиться, то можно, укажите путь.

Сама матушка Надежда мне сказала: не надо сюда никого водить. Но туристов много приезжает. Свято место пусто не бывает, люди постоянно приходят: интересуются.

Думаю, что если человек к какой-то святости прикоснется – ему лучше будет».

ЕСТЬ ГРЕХ – ЗАВИСТЬ, А ОТ НЕЁ ДРУГИЕ ГРЕХИ ВЕРЕНИЦЕЙ ТЯНУТСЯ

Келья состоит из двух комнат: молельня-часовенка и кухня, служившая также спальней. На кухне – глинобитная печь. Дверные проемы очень низкие. Павел пояснил: чтобы человек чаще наклонялся.

Здорово живёшь, Верховьё!В сенях и по сей день лежит зерно. Раньше на Ок-Чарах водяная мельница была. Матушка Надежда наказала отдать его кому-нибудь из пустынников.

В келье в разное время находились три или четыре человека. Монашки жили полностью своим трудом: сеяли пшеницу, лен, овес. Посуду делали из глины и бересты. Теперь все предметы быта, утвари и одежды собраны в этой келье. Как в музее.

«Еще десять лет назад здесь жила матушка, – Павел показывает нам образцы льна. – Уже не могла ходить, а к ней придешь, просто посидишь рядом и уходишь обновленный. Глаза светлые, чистые. Тут как было – так и осталось, немного предметов добавили. Некоторые иконы установили всего два или три года назад. Вот наряд монашки. Черноризица – самый низкий чин. Самый высокий – схимник».

День монашки начинался с добычи огня: терли высушенную чагу или о камень высекали искру. Павел продемонстрировал этот ритуал, но отсыревшая чага никак не давала искру. Когда появился дымок, он отправил внучку за спичками. Наши не взял, потому как и спички здесь собственного производства – из природной серы.

После прочитанных молитв часть монашеской братии благословлялась на дело – работу в келье или на земле. Молитвенник на старославянском языке набух от сырости. Кто-то на обложке карандашом записывал погоду: «с утра роса, дош».

Особый порядок соблюдали монахи за столом: каждый ест столько, сколько считает нужным, притом, что трапезу устраивали только в обед и ужин. Тот, кто подвиг желает совершить, пост во славу Божью, делает вид, чтобы не заметили, что он не питался за столом. А сам только хлеб и воду потребляет. Славы иноку не нужно, потому он обязан скрывать свой поступок во славу Божью, а на людях не показывать своего истинного жития.

Молодой инок на все просит благословления духовного отца, становится подвижником. Если в таком подвижничестве проживет больше года, ему разрешается жить в келье. Потом разрешают быть поваром. После может благословиться на пост без воды и хлеба и на полное отшельничество.

В любой пост запрещено есть скоромное. Если человек больной, разрешено немного масла. Пост – дело добровольное, но кто пост не несет, растлевает свое тело, развязывается, а маленький грех становится со временем большим.

«Вот есть грех – зависть, – объясняет Павел. – А от нее другие грехи вереницей тянутся. Духовный отец врачует души, вырезает греховность, но необходимо целебное снадобье – молитва, чтобы рана скорее заживала.

Покаяние должно от души идти, человек должен устыдиться сам себя, своих поступков. Бог смотрит на кающегося человека. Мы и не знаем: простит нас Бог или нет, только когда окажемся там – узнаем».

ЗА ПЛОХОЕ НЕ ОСУДИТЕ, ВОЗЬМИТЕ ХОРОШЕЕ

Павел несколько часов читал нам Иоанна Златоуста. Стоя, держа в руках тяжелую старинную книгу в кожаном переплете, он даже ни разу не согнулся в плечах. Книги нужно читать людям, иначе слово перестает работать и нести свет.

Здорово живёшь, Верховьё!К другим религиям Павел настроен дружественно. Но детально не изучал. Рассуждает:

«Евреи не приняли самого Бога, который из смердящей могилы воскрес, магометяне тоже не приняли Иисуса. Я считаю, что если их Бог не карает, то нам зачем карать? Мы должны все терпеть.

Но с еретиками нам нельзя ни есть, ни пить, ни Богу молиться. Так в Писании сказано. Мы не должны показывать это и говорить, что мы чище и лучше всех. Наоборот, говорим, что хуже всякой твари и потому отдельно питаемся.

Мы никого не хотим в это общество посвящать, и тому, кто присоединиться желает, туго приходится. К нам отец Аввакум пришел, до накрытия мирское имя у него было, жил в Ужепе какое-то время – никто его крестить не хотел. Потом крестили, пошел он к матушке Максимиле: стал монахом и благословился на отшельничество. Уже двадцать лет в отшельниках. А приехал с Одессы, профессор, ученая степень имеется. Отличался от простого человека тем, что не курил, не пил и старался познать Писание. Он все веры прошел, у всех был, а нашу веру принял.

В поселке любого примут, особенно, перед смертью. Человек придет, скажет: простите меня, братия, хочу с вами – тогда примут. Просто боятся, что человек, привыкший к вольной жизни, развратится и примером нехорошим будет».

«На Чодураалыге нас дети о войне постоянно спрашивали. О какой войне им рассказывают? Зачем?» – поинтересовались мы у Павла.

«Возможно, кто-то из взрослых делает предположение, что война с китайцами будет. Чтобы устрашить детей, спасти от соблазнов и распутства, пугают войной. Как метод воспитания.

Вот мои внуки рвутся в город, им надо футболки, шорты, а у нас должна быть своя одежда, своя индивидуальность, – сетует Павел. – Я им говорю: вы же оригинальные будете? А они – нет, мы в этой одежде не будем походить на городских.

Так у нас все походят одеждой, поступками и выражениями «потрясающе», «я в шоке». Сами себя изживаем, отрицаем. Нет духовности в наших словах. Сейчас все смеются, но за каждое праздное слово будет давать ответ потомство.

Деньги – да. Вошли в наш уклад. В монастыре с вас бы деньги не брали. Есть в Писании такой пример. Жили два брата-инока в келье, совершали подвиг, молились. Пошли в лес и наткнулись на кучу золота. Один отскочил от него и прочь бежать, а другой думает: возьму, построю больницы, школы для детей, приюты для бездомных.

Взял деньги и возвращается к своему брату, а его нет. Он давай молиться, несколько лет со слезами молился, и к нему приходит Здорово живёшь, Верховьё!ангел и говорит: ты своего брата не увидишь. Спрашивает инок: почему, я же золото в добро пустил? Ангел отвечает: твое добро недостойно одного скачка, который сделал твой брат.

Для инока золото – пагубно. Это все козни дьявола.

В Писании сказано, что тайная печать Антихриста будет присутствовать на предметах купли-продажи, а первый предмет купли-продажи – это деньги. Но пока есть покаяние – надо каяться, возможно, Господь вразумит, как дальше.

Если вы думаете о нас, что мы без грехов, это не так. О нас нужно думать еще хуже, потому как нам все запрещено, мы во всех грехах искушаемся. Если присмотритесь: на заимках в пост ребятишки по кустам потихонечку яички жарят, мясо шашлычат. И в монастырях каждый день человек с помыслами борется.

Не осуждайте. Мои родители говорили: за плохое нас не осудите, не делайте плохое. Возьмите хорошее и идите с ним по жизни».

БОЖЬИ ПРОМЫСЛЫ

Из кельи Павел повел нас на летнюю кухню. По пути показал гостевой домик для туристов, чаще всего в нем останавливаются сплавщики. Недавно построили с сыном баню для гостей. В свою нельзя иноверцев пускать.

Гостевые постройки помогали строить староверы Северной Америки, расселившиеся своими общинами в штате Орегон. Иностранные туристы здесь не редкость: поляки, немцы, американцы. Прошлым летом туристы из Аргентины снимали фильм, прислали Павлу диск.

Насчет техники в быту староверов у Павла свое мнение. В этом мире все зависит от Бога: что он дал, тому и рады. Величие Бога проявляется и в молекуле, которую он создал. Ее тоже нужно познать, изучить структуру. Наука – тоже Божье творение, и компьютеры не уменьшают силу Божью. Староверы говорят: дескать, трактор – дьявольская машина. Но ведь Бог человеку послал мысль, чтобы придумать такую технику. Поэтому из техники у Павла имеется генератор, трактор, автомобиль «УАЗ», пилорама и мобильный телефон.

Павел интересуется: «Грибами-то вас потчевали?» И накладывает из фляги в тарелку соленых опят. На столе – клубничное варенье, в отдельной чашечке – пенка от варенья. Курильский чай с плодами шиповника, свежий хлеб, только что вытащенный из коптилки таймень.

«Еще у нас копченое мясо бывает, но я еще не коптил. Приехали ко мне из Екатеринбурга знакомые, один из них – хирург – дал инструменты и лекарства, а я думаю: что я ему дам? Поймали тайменя на Преображение, угостили его, и вот для вас остался кусочек. Мы этим делом и живем, туристы нас кормят, мы их кормим. В прошлом году у нас были французы».

Вспоминая наше знакомство, Павел удивляется:

«До этого два года не появлялся на Малом Чодураалыге, а тут вы подъехали, разговор завели. Действительно промысел Божий, но не на мне, я плохой человек.

Здорово живёшь, Верховьё!Я весь в вашем распоряжении, ваш покорный слуга. Что желаете? Есть каменное масло – сибирский аналог мумия. Это такие многолетние отложения на камнях. Разводишь в воде и пьешь. Кости сращиваются после переломов. На базаре вы это купите за доллары, а у меня – за пятьдесят рублей. Самые сильнейшие лекарства – маралий и золотой корень – родиола розовая, пантокрин. Силы дают. Чайную ложку выпиваю, и целый месяц хожу, ноги выше головы задираю.

Гриб агарикус лечит геморрой. Одной женщине от миомы помог гриб. Я и в Орегон его отправлял. Простите меня, я уже торговать начал.

Варенья могу продать, зерна дать на пробу. Мельница есть на Мае, но там жернова сняли, а вы можете попросить Федора Давыдыча на Малом Чодураалыге, он вам смелет. Сейчас пантокрин принесу, а золотой корень нести? Иммунитет нужно поддерживать. Пантокрин вроде как в человеке растет, как грибы, силы добавляет, и настроение утверждается.

Из Белоруссии мне звонили, когда я в Кызыле был. Женщина довольная, радостная: десять лет не было детей, пантами вылечилась. А память вернется с золотого корня.

Пантокрин продаю за четыре тыщи литр, а корень – за тыщу. Но если вам дорого – могу сбавить. Вы точно меня евреем прозовете: я вам про Бога и тут же продаю. Вы уж извините меня.

Меня бы кто укрепил: злоба мучает ужасно. Сижу в лодке, сетку проверяю, весло поехало и бульк в воду. Ух, ты, говорю, нечестивый, где ты тут лазишь? С бесами ругаюсь матом, а внуки подсмеиваются надо мной».

ЗДОРОВОЕ ЖИТИЕ

От Павла мы вышли уже на закате. Нагруженные грибами, хлебом, индюком и лекарственными настойками. Больше всего груза было в голове: несли свои мысли молча, не перекладывая эту ношу на рядом идущего.

Что-то беспокоило и тревожило после посещения Павла, что-то такое, не поддающееся формулированию.

Как все по-разному: у Павла – гостевые бани для туристов, а Марфа Сергеевна натопила нам свою старенькую, просевшую баньку, покрытую корьем. Грех большой взяла на себя, пустив в святая святых иноверцев, да только смотреть не смогла, как мы в холодном Енисее плещемся, сжалилась.

Или Панфил Петенев – руки не подал на прощание – нельзя, так в Писании сказано. А деньги за перевоз вещей на лодке брать отказался. Просто так помог.

Смогут ли эти люди, живущие по заимкам Верховья сохранить и продолжить свою веру в детях и внуках? Веру в честный труд как защиту от праздности и легкой наживы, в покаяние – защиту от греха, в воздержание – от искушения и соблазнов.

Это и есть здоровое житие в понимании верховских и потому, встречая друг друга, они то ли спрашивают, то ли восклицают: здорово живешь?!

 

Очерк Анастасии Вещиковой о старообрядцах верховья Енисея войдет шестым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который продолжает формировать редакция газеты «Центр Азии».

Фото:

1. Святы книги нужно читать людям, иначе слово теряет силу. Павел Бжитских. Заимка Ок-Чары. Фото Олега Смолия.

2. Павел Бжитских возле монашеской кельи-музея. Фото Анастасии Вещиковой.

3. Анастасия Бжитских – внучка Павла Трефильевича. На Ок-Чарах – платье, в Кызыле – шорты. Фото Олега Смолия.

4. Окно монашеской кельи выходит на плантацию малины. Заимка Ок-Чары. Фото Анастасии Вещиковой.

5. Целебный ключ отца Палладия. Ок-Чары. Фото Анастасии Вещиковой

6. Павел Бжитских: «Если вы думаете о нас, что мы без грехов, это не так. Нам все запрещено, мы во всех грехах искушаемся». Фото Олега Смолия.

Анастасия ВЕЩИКОВА Фото Олега Смолия, проект «Безграничная Россия», Анастасии Вещиковой, Натальи Судец.

 (голосов: 21)
Опубликовано 13 мая 2011 г.
Просмотров: 6067
Версия для печати

Также в №18:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2018 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru