Публичные слушания по проекту развития столицы Тувы будут продолжены
В № 9 от 11 марта 2011 года газеты «Центр Азии» в рубрике «Проблема» был опубликован материал Бориса Байыр-оола «Такой генеральный план Кызыла утверждать нельзя!»
Почетный архитектор России, заслуженный работник Республики Тыва Борис Байыр-оол –
человек с большим опытом в градостроительстве. Неравнодушие к проблемам города именно таких людей – тот общественный резонанс, которого ждала мэрия Кызыла, проводя публичные слушания по проекту генплана столицы. Для того и проводятся публичные слушания, чтобы услышать и учесть мнение каждого, и особенно – таких экспертов, как Борис Донгакович.
Внимательно отнесись к мнению специалиста, отвечаю на затронутые в статье вопросы и критические замечания.
Борис Байыр-оол пишет: «Основное замечание к новому проекту: будущий правобережный район разработан слабо, как-то аморфно».
По генплану на правом берегу предусмотрены дома улучшенной планировки средней и высокой этажности. Также будут оставлены и земли под кварталы индивидуального жилья. Кроме жилой застройки на правом берегу будут сконцентрированы общественно-деловые центры. Это одно из преимущества данной концепции.
Для развития административного центра на левом берегу уже нет территорий. Поэтому удобнее будет продолжить административно-деловой центр города на правый берег. Еще более этому поспособствует расположение здесь железнодорожного вокзала.
Следующее замечание Бориса Байыр-оола относительно расположения моста в створе улицы Чульдум тоже вполне объяснимо.
Мост, который будет располагаться на Чульдум – пешеходный, поэтому за сохранность исторических зданий в этом районе не нужно волноваться.
Что касается выбора улицы Чульдум, то проектировщиками рассмотрено восемь вариантов размещения моста в створе каждой улицы от уже существующего моста в восточном направлении. По результатам обсуждения на градостроительных советах в институте «Гипрогор», в мэрии и на заседаниях Хурала представителей Кызыла одобрено размещение объекта именно на этом месте.
Запланированный транспортный мост через реку Бий-Хем просто необходим. Современные строительные технологии позволяют решать такие задачи, вопрос только в деньгах.
Немаловажно то, что вынесение транспортного моста в восточную часть города позволит разгрузить центральные улицы. Также строительство именно в этом месте решит проблему доступа в села Черби и Кара-Хаак.
Еще одной проблемой, которую необходимо решить, является дефицит тепла и большая загазованность города в зимнее время. Поэтому проектом генплана предусматривается реконструкция «Кызылской ТЭЦ» и существующих тепловых сетей.
Для обеспечения правого берега теплом тоже найдено решение. По предварительным расчетам там будет жить 30 – 32 тысячи человек.
Микрорайон с такой численностью населения в наших природных условиях потребляет 140 Гкал/ час. Для такой нагрузки строительство ТЭЦ – нецелесообразна. Поэтому теплоснабжение будет обеспечиваться районной котельной. Если будет решен вопрос газификации и строительства газонаполнительной станции на правом берегу, котельная будет работать на газе. В противном случае – на угле с установкой современных фильтров для очистки дыма.
Немаловажная составляющая проекта генерального плана – установка очистных сооружений. На правом берегу такой пример уже имеется. Три года назад там были установлены модульные очистные сооружения. Также на правом берегу предлагается строительство нового водозабора.
Публичные слушания по проекту генерального плана столицы уже проведены в южном, центральном и правобережном районах города.
В них приняло участие 2014 человек. Из них 16 – воздержались, 10 – высказались против. Слушания по генплану будут продолжаться.
Мэрия г. Кызыла приглашает высказать свои пожелания и замечания всех горожан: ваше мнение важно для принятия такого важного документа, как генеральный план столицы Тувы.
После завершения процедуры публичных слушаний начнет согласительная комиссия, которая рассмотрит все замечания и предложения, поступившие от населения.
Фан Че Ир, главный архитектор г. Кызыла