Среди регионов, которые считаются наиболее неблагополучными, где отмечены самые большие проблемы в деятельности государственных нотариальных контор, в Концепции упомянута и Республика Тыва.
В настоящее время в России нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов местного самоуправления.
При этом по состоянию на 1 января 2009 года в стране насчитывалось 7357 нотариусов, занимающихся частной практикой, и всего 55 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.
Частный нотариат, созданный в 1993 году в соответствии с Основами законодательства о нотариате, постепенно завоевал ключевые позиции не только в крупных городах, но и в других, даже аграрных регионах.
Сохранившиеся лишь в некоторых субъектах РФ государственные нотариальные конторы (госнотконторы) не могут предоставить необходимые услуги населению экономически нерентабельных районов – там много вакантных должностей, которые не замещаются в первую очередь по причине отсутствия в законодательстве норм, регулирующих порядок открытия, деятельности и упразднения госнотконтор.
Об этом прямо говорится в Концепции проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», размещенной на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
Однако доживающие свой век государственные нотариальные конторы не хотят тихо уйти в историю.
Они продолжают цепляться за соломинку, чтобы не отдать свои полномочия внебюджетному нотариату, что в ряде мест вызывает напряженные отношения между старыми и новыми формами нотариата.
Впрочем, инициаторами такого противостояния являются вовсе не государственные нотариусы, а те властные структуры, которые ими управляют и, как обычно, мечтают присосаться к тому потоку бюджетных средств, который направляется на финансирование госнотконтор.
Как отмечается в уже упомянутой Концепции, вопрос об организационно-правовой форме госнотконтор в настоящее время не урегулирован, «возложение обязанности по их финансированию и материально-техническому обеспечению на субъекты РФ вызывает неопределенность при реализации функций исполнительных органов власти федерального уровня».
Причем решение этого вопроса «невозможно при сохранении обязанности по финансированию и материально-техническому обеспечению госнотконтор за субъектами РФ».
Поскольку проблемы, связанные с неурегулированностью статуса государственных нотариусов, не будут решены даже в случае, если их финансировать из федерального бюджета и контролировать так же, как и частных нотариусов, в Концепции признается целесообразным введение на всей территории нашей страны внебюджетной модели нотариата.
Госнотконторы будут закрыты либо сразу после принятия нового закона о нотариате, либо поэтапно – в течение определенного срока.
Это означает, что будут закрыты все кормушки, которыми пользовались нечистые на руку чиновники из региональных органов власти. Такая перспектива их однозначно пугает, но сейчас они, пока закон еще не принят, продолжают провоцировать конфликты своих подопечных с внебюджетным нотариатом.
Нотариус, статус которого определяется как публичная должность и который осуществляет нотариальные действия от имени Российской Федерации, является относительно свободным человеком, самостоятельно распоряжающимся собственными средствами.
Он безусловно платит установленные налоги и сборы, но не может кормить армию чиновников, которые хотели бы погреть руки на доходах нотариальных палат. Поэтому все региональные палаты, а также Федеральная нотариальная палата поддерживают предложения Минюста о полном переходе на внебюджетную модель нотариата.
том, что ждать осталось недолго, говорил и министр юстиции РФ Александр Коновалов на ноябрьском внеочередном собрании представителей нотариальных палат.
Он в частности заметил, что судьба государственного нотариата будет определена окончательно, когда в действующем законодательстве появится «норма, которая признана обеспечивать доступность нотариальной помощи в малонаселенных и труднодоступных районах», и когда будет обеспечена «прозрачность и эффективность нотариальной деятельности».
После этого, полагает Коновалов, «полномочия нотариуса могут быть и должны быть серьезно расширены».
Оказывая населению посреднические, а иногда и прямо делегированные государством услуги, которые сегодня оказывают государственные органы, частные нотариусы могли бы заниматься формированием пакетов документов для регистрации прав на недвижимое имущество и перехода прав на недвижимое имущество.
Кроме того, им хотят поручить оказание помощи «в решении некоторых технических, но весьма важных и трудоемких вопросов, возложенных на государственные органы, таких как выдача заграничных паспортов и других».
Наконец, по мнению министра юстиции, наша система нотариата вполне способна участвовать «в удостоверении юридических фактов, которые в дальнейшем принимались бы судами в ходе процессуальной деятельности без дополнительного исследования».
Выполнять эту традиционную функцию латинского нотариата могут только независимые нотариусы, государственные служащие никогда не посмеют сделать то, что предопределит поражение органа власти, который может оказаться стороной в судебном споре.
Итак, воля государства в данном вопросе определена довольно четко.
Среди регионов, которые считаются наиболее неблагополучными, где отмечены самые большие проблемы в деятельности государственных нотариальных контор, в Концепции упомянуты республики Тува, Башкортостан, Саха (Якутия), Магаданская область.
Государственные нотариальные конторы там агонизируют, иногда очень шумно.
Спасти их нельзя. Но обеспечить спокойное существование последние месяцы государство обязано, не поддаваясь, конечно, на провокации, способные осложнить переход на новую модель нотариата.