Ищем сведения о Василии Мартемьяновиче Лыскове, ушедшем на фронт из школы № 2 Турана
Туранская школа №2 основана в 1939 году.
Мой отец, Михаил Конолович Дамчай, всю жизнь сожалел, что не попал в число учеников
в 1939 году.
В то время школы строили методом народной стройки.
Из каждого сумона по разнарядке на определенное время приезжали араты, потом их сменяли другие.
Первый учебный год начался в еще недостроенном здании – не были вставлены оконные рамы.
Мой дед почему-то не отпустил единственного сына в школу в 1939 году. Мальчику он объяснил причину тем, что некому ему сшить русскую ученическую форму – у него рано умерла мать.
Мальчик очень переживал, ведь он в «красных юртах», которые организовывали ревсомольцы во главе с Алдын-оолом Оюном, уже выучился читать и писать.
Но тут некоторые его сверстники и родственники вернулись из Турана. Их не приняли в школу – не подходили по социальному происхождению. Среди них был и Доржу Седенбелович Кыргыс.
Дед по матери моего отца и Доржу был главой рода «кыргысов». Его звали Комбужап-кожай. Видимо, мой дед предполагал такой исход и хотел оградить сына от неприятностей. Он и в семидесятые годы на некоторые мои вопросы не отвечал или говорил шепотом.
Через год «отверженных» детей собрал и привез в школу Константин Болчаевич Балчий-оол.
Их сопровождал родной дядя Балчий-оола – Аван-оол Оюн. Они ночевали на перевале Чайлаг. Когда прибыли в Туран, Аван-оол Оюн погнал лошадей обратно в Баян-Кол.
Мальчики учились прилежно, поэтому их экзаменовали и переводили в следующий класс. Так за один учебный год они оказались в третьем классе.
Педагоги школы на переменах организовывали активный отдых – танцы. Учитель русского языка Василий Мартемьянович Лысков играл на гармошке, Сапчай Оюн Демчиевич – на гитаре, Константин Болчаевич Балчий-оол – на мандолине, Хопеек Шыыраповна Балчий-оол – на балалайке. Под этот оркестр ученики и учителя танцевали.
В октябре 1941 года дети обнаружили прикрепленную к дверям класса записку.
Она не сохранилась, но папа помнил ее содержание. Это было прощальное письмо учителя русского языка Василия Мартемьяновича Лыскова.
Учитель, отправляясь на войну, желал своим ученикам прилежной учебы, целеустремленности. Всем желал вырасти достойными людьми.
Папа помнил только, что Василий Мартемьянович был выпускником кызыльской школы №1.
Он был физически развитым, отлично играл в футбол, волейбол. Был общительным, заводным человеком. Хорошо играл на гармошке и пел. Дети привязались к нему.
Он погиб в 1945 году при освобождении Чехословакии. И больше мы о нем ничего не знаем.
Летом 2008 года на квартире моих друзей Белоноговых Ивана Ивановича и Людмилы Стефановны состоялась случайная встреча.
У моих друзей гостил друг из Москвы – Вячеслав Михайлович Фирсов. Нас представили друг другу. Вячеслав Михайлович сказал, что приехал навестить дорогие ему могилы жены Галины Мартемьяновны и дочери.
Я сразу поинтересовалась: не Лыскова ли Галина Мартемьяновна? Да, она сестра первого учителя русского языка нашей школы Василия Мартемьяновича Лыскова. Белоноговы и Фирсовы дружили семьями. Людмила и Галина прекрасно пели под аккомпанемент Вячеслава Михайловича.
В нашей школе объявлена акция «Память» в честь шестьдесят пятой годовщины Великой Победы. Мы хотим собрать сведения об учителях и учащихся военных лет, работавших и учившихся в нашей школе.
Прошу откликнуться всех, кто знал Василия Мартемьяновича, его друзей, родственников.
Напишите нам о нем. Хорошо бы получить его фотографию.
Для нас это очень важно. Он – часть нашей истории.
Мой телефон для оперативной связи: 89233811164, Ольга Михайловна.
Ольга ДАМЧАЙ, завуч школы № 2, г. Туран