газета «Центр Азии» №5 (5 11 февраля 2010) Проблема Имидж учителя6 февраля 2010 г. |
Как преподнести миру самый лучший вариант самого себя Учитель русского языка школы № 9 Кызыла Чечен Алдын-ооловна Намзырай искренне была против слова «имидж» в русском языке. Такой протест она выразила во время лекции по имиджелогии восемь лет тому назад. И тем самым заставила меня задуматься над этой проблемой. К сожалению, многие учителя в Туве не придают значения технологии создания собственного позитивного имиджа и по этой причине проигрывают в жизни, хотя при этом талантливы и неповторимы. Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников – как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога – для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире. Ощущение этой значимости поможет избежать неврозов, хронического стресса, синдрома выгорания и других неприятностей, связанных с нелегкой профессией. Кроме того, обучение эффективно, когда учащиеся любят своего педагога, а любят они чаще всего красивых учителей. Как же стать красивым педагогом? Как преподнести миру самый лучший вариант самого себя? Искусство быть красивымИмидж переводится с английского и латинского языков как образ, вид. Это создание внешне привлекательного образа, призванного оказывать эмоционально-психологическое воздействие, умение создать у себя и окружающих представление и уверенность в собственной привлекательности. Ваш имидж – это ваше искусство быть красивым. При этом данная от рождения внешность не имеет решающего значения. Можно от природы иметь пленительные черты лица, но при этом не добиться успеха ни в какой деятельности. Самоуважение и адекватная самооценка своих внутренних и внешних качеств – вот необходимое условие для создания успешного имиджа. Вы должны преподнести миру самый лучший вариант себя. А для этого предстоит серьезно поработать над собой. Визуальный имидж: эффект одежды и ухоженностиВизуальный имидж – ваш внешний вид. Эффект одежды проявляется в подборе делового костюма: блузки, юбки, брюк, пиджака, платья, обуви, сумки или портфеля правильной цветовой гаммы в сочетании с оправой очков, украшениями, футляром для очков, часами, цветом маникюра. Эффект дизайна одежды – оригинальные, с учетом модных тенденций, детали пиджака, юбки, блузки. В этом отношении безупречен деловой имидж Нины Ефимовны Доржу, учителя иностранного языка школы №1 города Турана. Ее элегантность и умение одеваться со вкусом притягивает взгляды. На нее стараются равняться молодые учителя. Всегда элегантна и подтянута Елена Дажи-Сереновна Бартан, педагог и заместитель руководителя Центра дополнительного образования «Эврика» Кызылского района. Она никогда не позволит себе прийти на детские мероприятия без туфель и нарядной одежды. Внутренняя самооценка человека проявляется в его ухоженности. Степень ухоженности учителя-женщины можно определить по рукам: отсутствие маникюра может быть сигналом о низкой самооценке, о безразличном отношении к реализации себя как женщины. В то же время маникюр не должен быть ярким и отвлекающим внимание учеников. Педикюр может отсутствовать, но его наличие всегда помогает внутренне повысить собственную самооценку: женщина чувствует себя уверенно и безупречно во всех отношениях, когда у нее ухожены даже те части тела, которые не видны окружающим. Степень ухоженности учителя-мужчины можно определить по чистоте и безупречности брюк и начищенным туфлям. Мятые брюки и грязная обувь – тревожные симптомы. Ногти учителя-мужчины так же, как и растительность на лице, тоже подают молчаливый сигнал об его отношении к собственной персоне. Прическа и обувь – главные акценты имиджа. Умение подобрать прическу в соответствии с овалом лица, умение с помощью макияжа скрыть недостатки и небольшие дефекты на лице, умение подчеркнуть достоинство своей внешности важны для учителя. Голос – звучащий имидж педагогаГолос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях. Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией. Завораживающий, неповторимый, сильный дикторский и в то же время интеллигентный голос у Светланы Феликсовны Сегленмей, преподавателя русского языка Тувинского госуниверситета. Такой голос притягивает. А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности. Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно. Однажды я проводила для педагогов города Кызыла видео-тренинг. Когда одна из его участниц, завуч, увидела в видеозаписи свою манеру говорить с людьми, услышала собственный голос, то была в шоке от самой себя. К счастью, умная женщина поняла свои ошибки и сделала правильные выводы. А сколько учителей даже не догадываются о том, как они выгдядят со стороны. Магнетизм обаянияОбаяние – очарование, притягательная сила, магнетизм. Это умение «светиться» людям: излучать симпатию, быть доброжелательно улыбчивым. Улыбка на лице – выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический плюс в вашу пользу. К таким обаятельным людям можно отнести Людмилу Стефановну Белоногову, ведущего специалиста по коррекционной педагогике республики, любимицу многих психологов и педагогов Тувы. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство их делает привлекательными. Китайцы, оценивая значение улыбки в деловой сфере, говорят: «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин». А заходить в класс – тем более. Деловые качества и хорошие манерыДля имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость. Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам. В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации. Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога. Мимика должна быть только доброжелательной. Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности. Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более – пьющий человек. Креативная тряпкаКреативность – от латинского creation, созидание – способность человека к творчеству, проявляющаяся в мышлении, в общении, в чувствах. Креативность можно рассматривать как фактор одаренности. Она определяется восприимчивостью к новым идеям. Такой фонтан творчества, искренняя доброта и любовь к детям исходит от Ирины Максимовны Лудуп, учителя русского языка начальных классов школы № 5 г. Кызыла, которая на своих уроках не перестает удивлять детей новыми находками. Креативность проявляется даже в мелочах, которые на самом деле очень важны. Например, тряпка для стирания мела с доски. Большая разница: или это грязный кусок материи, или креативная вещь. В Российской академии государственной службы при Президенте РФ, где я училась, все тряпки в аудиториях сшиты из белой вафельной ткани, обтягивающей поролоновую мочалку прямоугольной формы. К ним пришиты петельки, на которых белоснежные тряпки-стиралки висят на специальной вешалке у доски. На физико-математическом факультете и факультете начального обучения нашего университета можно встретить креативные тряпки в виде зверей или украшенные вышивкой. В начальной школе такие необычные креативные тряпки могут повысить мотивацию к учебной деятельности и улучшить настроение детей. На положительный имидж учителя работают и окружающие его предметы, аксессуары. Поэтому так важна эстетика настольных принадлежностей: канцелярских принадлежностей, указки, ручки, футляра для очков, пенала, коробки для мелков. В селе Сосновка есть учительница, которая держит мел в футляре для губной помады. Удобно, красиво, и руки – чистые и ухоженные. Важна и эстетика самого класса – цветовое оформление, уровень ремонта и дизайна, и предметов, находящихся в классе – цветочных горшков, лейки, ведра, полотенца, оформление и качество содержания таблиц, стенгазет, стендов, портретов. Чем пахнет в вашем классеЗапах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе. По запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, по специфическому запаху – бомжиху. Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей. Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание. Арома-имидж включает в себя запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты. Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты. Запахи обладают и лечебными свойствами: эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде; фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают; базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память; сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность. Легкий аромат в классе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством. Успешно используют свойства запахов в школе № 1 Турана. Например, на юбилее школы в подарок гостям преподносили мешочки из красивых тканей, которые приготовила социально-психологическая служба на уроках фитотерапии. Мешочки-подушечки были наполнены душистыми травами, цветами, которые были собраны детьми на школьном участке, на личных огородах, в лесу. Сельский учитель: оценят даже бельё на верёвкеИмидж сельского учителя – особая проблема. Особенно у нас в Туве, где именно сельские учителя составляют основною массу педагогов. В условиях сельской местности образ успешного учителя является немаловажным фактором воспитания не только детей и подростков, но и взрослых односельчан. Об этом заставили задуматься неоднократные встречи с педагогами села Сосновки. Да и я сама четыре года прожила в сельской местности и испытала все ее прелести. В селе – все на виду, и учитель является объектом всеобщего пристального внимания со стороны односельчан. И поэтому старается быть примером для односельчан во всем. Это помогает найти общий язык с родителями учеников. В имидж сельского учителя входят и ворота, и наличники окон, и огород, и хозяйство в целом. Даже то, как развешено белье на веревках, может многое сказать сельскому жителю. Эталоном могут быть и чистота окон учительского дома, и цвет занавесок, и цветы в палисаднике. Если у вас есть корова и другая живность, вы можете рассчитывать на определенный статус в селе. Всегда замечают и заготовку дров на зиму. Это молчаливая ежегодная реклама вашей домовитости и стабильности. Стиль директора: без доносов и сплетнейЛицо успешного учителя может создать только сам учитель, если он поставит перед собой такую цель. А мудрый директор школы в этом заинтересован: успех каждого учителя в его школе автоматически поднимает его авторитет. Есть руководители, которые боятся и не умеют работать с талантом. Творческие личности бывают трудными в общении, но если найти к ним ключ, они могут свернуть горы. Главное в работе директора школы – умение создавать команду единомышленников, энтузиастов вокруг себя. Метод обратной связи или способность услышать каждого в формате «мозгового штурма» – вот главное в управлении прогрессивного руководителя. Это зависит от управленческих способностей, знаний психологии управления самого руководителя. В таких школах и дети успешны во всем. Стиль и тон общения идет сверху. Доносы и сплетни не могут быть средством управления в современной команде соратников. К современным профессионально компетентным в психологии управления лидерам можно отнести руководителя Центра дополнительного образования «Эврика» Кызылского района Кара-Кыс Дамбаевну Нурзет. Установка на успехВаша жизнь зависит от вашей психологической установки. Психологическая готовность к своему успеху – это вера в себя на сознательном и бессознательном уровне. Успех – результат правильного выбора жизненных целей. Успех любит тех, кто дает миру, а не тех, кто привык только получать от других. Сильный человек отдает, слабый – только берет. Успех, достигнутый нечестным путем, рано или поздно приводит к поражению и к самоуничтожению. Зависть к чужому успеху и ненависть чужого счастья – обязательные атрибуты неудачника. В зависимости от своей установки на жизнь каждый человек сам запускает свой механизм успеха или механизм неудач. Делать самого себя – наиболее сложная работа. Но, безусловно, она представляет интерес для каждого. Ведь имидж – это ваш фирменный знак, и чтобы найти ключ к успеху надо постоянно совершенствовать свой духовный потенциал. Главное – сделать первый шаг. Семь шагов технологии успешного имиджа учителя1 шаг: найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей; 2 шаг: сделать инвентаризацию своих способностей и своих возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему; 3 шаг: развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным; 4 шаг: самовоспитание, самоконтроль, собственная самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии; 5 шаг: найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед; 6 шаг: развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех; 7 шаг: работать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт. |
Татьяна ОНДАР, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и акмеологии образования Тувинского госуниверситета http://www.centerasia.ru/issue/2010/5/3229-imidzh-uchitelya.html |