газета «Центр Азии» №4 (29 января — 4 февраля 2010)
Культурная жизнь

Стать самим собой

30 января 2010 г.

Размышления педагога о роли русского фольклора в воспитании детей ХХI века

Стать самим собойФольклорно-этнографический ансамбль «Октай» в январе 2010 года отметил свое двадцатилетие.

За эти годы традиции русской культуры продолжали сотни школьников.

Из них выросло много людей творческих профессий. Это музыканты и звукорежиссеры, культурологи, артисты театра и художники.

Выпускники ансамбля работают и учатся не только в Кызыле, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Новосибирске и других городах России, продолжая занятия фольклором в разных ансамблях.

Любовь к народной музыке не проходит бесследно.

Народное творчество тысячелетиями развивалось не на сцене, а в быту и было неразрывной частью повседневной жизни, ее эстетикой.

Стилистика областных певческих и танцевальных традиций многие годы не изучалась ни в училищах, ни в институтах, ни в консерваториях, поэтому обычно мы видим этакую усредненную сценическую культуру, которая имеет мало общего с культурой народной.

Мы не можем обвинять нашу молодежь в том, что она не знает и не продолжает народные традиции.

Политика показухи и парадности сводит народное творчество на нет. Иначе чем можно объяснить такой факт, что профессиональные коллективы росли и растут, как грибы, а народ все меньше поет и пляшет.

Совсем не от народа зависит, что кучка мнимых ученых навязывает нам школьные программы, по которым дети не изучают родного музыкального и пластического языка.

И не от народа зависит, что коммерсанты псевдокультуры, овладев телевидением, средствами массовой информации и другими воспитательными институтами, зомбируют наших детей и молодежь, пытаются вытравить остатки национальной самобытной культуры.

Тем не менее, интерес к народной культуре растет во всем мире и у нас в России.

Поверьте, мне есть с чем сравнивать: что было 20 лет назад и что мы имеем сейчас.

Молодежное фольклорное движение расширяет свои масштабы. Возраст исполнителей молодеет, качество исполнения растет.

Молодые фольклористы дотошно изучают традиции своих регионов, записывают стариков и старух, которые пока еще живы.

В фольклоре нет резкого деления людей на зрителей и артистов. В бытовой ситуации это позволяет каждому желающему свободно входить в творческий процесс и выходить из него.

В отличие от сценического искусства, где все заранее продумано, выстроено и запланировано руководителем, в народной культуре возможна полная импровизационность.

Я имела возможность наблюдать это на концертах, которые регулярно проводим в школах Кызыла, на народных гуляниях, праздниках, и во время поездки в Соединенные Штаты Америки.

Современные дети, да и взрослые тоже, не имевшие понятия о традиционной культуре и даже не понимающие русского языка с огромным интересом и энтузиазмом активно включались в творческий процесс народной игры.

Нынешний состав детского фольклорно-этнографического ансамбля «Октай» переживает сейчас очень сложное время.

Пожалуй, первый раз за всю историю коллектива младшей группе пришлось сразу становиться взрослыми, потому что старший состав ансамбля разъехался по разным городам России.

Стать самим собойНа регалиях и заслугах прежних составов далеко не уедешь. Нужно зарабатывать свой собственный авторитет.

На плечи совсем юных артистов десяти – четырнадцати лет ансамбля «Октай» ложится огромная нагрузка в связи с постоянной концертной и фестивальной деятельностью, организацией массовых театрализованных представлений, праздников и народных гуляний, этнографической работой по изучению культуры старообрядцев, пропагандой русского фольклорного песенного творчества разных регионов России в учебных заведениях, на предприятиях.

Возраст артистов очень сложный – подростковый.

У мальчишек ломается голос, да и другие проблемы подросткового возраста никуда не денешь, а работать приходится много и серьезно. Но – и это проверено и доказано – занятия традиционной культурой во много раз облегчают переход из детства в отрочество.

В этом году мы набираем подготовительную группу, и наш старший состав переходит из ранга учеников в ранг учителей.

Конечно же, учителям самим нужно будет учиться общению с малышами, терпимости, снисходительности и доброте. На этом построен смысл народной педагогики.

Если есть желание вырастить из своего ребенка гармонично развитую личность, приводите его в «Октай», и чем раньше, тем лучше.

Спасибо родителям наших ребятишек, которые понимают, что на их плечи легла ответственность за традиционную культуру, ведь наш ансамбль – практически единственный русский коллектив в Кызыле.

Родителям, несмотря на весьма скромный семейный бюджет, часто приходится решать, кроме всех прочих, финансовые проблемы, связанные с нашими поездками на различные фестивали и конкурсы.

В ноябре 2009 года «Октай» получил звание лауреата в номинации народное пение на Международном конкурсе «Роза ветров» в Москве.

В конкурсе принимали участие детские коллективы из 58 регионов нашей страны и пятнадцати стран мира. Конкурсом наша поездка не ограничилась. Ансамбль успешно выступил на концерте «Живая традиция», посвященном празднику Иконы Казанской Божьей Матери и двадцатилетнему юбилею Российского фольклорного союза.

Сюда приехали лучшие фольклорные коллективы из разных областей России, нашим детям было на что посмотреть и чему поучиться.

По результатам конкурса ансамбль получил приглашение на Международный фестиваль «Роза ветров во Франции», который пройдет с 6 по 18 июля 2010 года.

Очень неприятно и обидно встречать на протяжении уже двадцати лет непонимание проблем и задач традиционной культуры со стороны некоторых педагогов музыкальных и общеобразовательных школ, которые настойчиво пытаются убедить солистов ансамбля в том, что занятия традиционной русской культурой им совершенно ни к чему и даже вредны.

Стать самим собойМногие чиновники недооценивают важность воспитания у детей и подростков любви и уважения к традиционной народной культуре.

Чего стоят, например, такие высказывания: «Мне неинтересно слушать ваш фольклор», «А не жирно ли для «Октая» иметь «Отчугаш»?

Но чиновники приходят и уходят, а традиционная культура жива, сколько бы ее не вытравливали из нас.

На самом деле все очень просто. Нужно не учить народ, а учиться у него.

Мне очень нравятся слова Федора Достоевского:

«Стать русским – значит перестать презирать свой народ.

И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш, национальность нашу, как тотчас же начнет и он нас самих же уважать…

Став самими собой, мы получим, наконец, облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не лакея. Нас тогда сочтут за людей, а не за международную обшмыгу».

Гораздо больше людей, которые поддерживают коллектив.

7 января в Доме народного творчества состоялся юбилейный Рождественский концерт.

Наши зрители смогли вновь встретиться с замечательными коллективами: театром танца «Апрель» и ансамблем народного танца «Таусень» из города Березовский Кемеровской области.

Знакомы мы с этим ансамблем уже 18 лет, не раз бывали у них в гостях. Условия для творческой работы – бытовые и финансовые – у нас совершенно разные.

Тем не менее, нам есть чему поучиться друг у друга, ведь в основе этой работы – народное творчество и, конечно, дружба. Только настоящие друзья, оставив все свои дела и проблемы, могут поддержать в любую минуту.

Огромное спасибо за помощь и поддержку в организации и проведении этого концерта правительству республики.

Отдельное спасибо за царский подарок – автобус, теперь «Октай» сможет чаще путешествовать с концертами.

Спасибо, архитектору Вилле Хаславской и музыканту из группы «Ятха» Евгению Ткачеву, которые во время нашей поездки в Москву на Международный конкурс «Роза ветров» согласились разместить детей на своей скромной жилплощади и занимались проблемами нашей поездки по полной программе.

Спасибо известному фольклористу – профессору Серафиме Никитиной, которая, узнав о наших финансовых затруднениях во время поездки в Москву, передала нам 20 тысяч рублей – на всякий случай.

Спасибо всем выпускникам старших поколений ансамбля, которые приехали на юбилей ансамбля из Москвы, Красноярска, Новосибирска, нашим друзьям – ансамблю «Чиргылчин», Сергею Сокольникову, Альберту Кувезину и Лу Эдмондсу.

Спасибо чутким и благодарным зрителям, которые всегда поддерживают наши мероприятия.

Благодарим за поддержку детского народного творчества и материальную помощь в подготовке и проведении юбилейного концерта:

Правительство Республики Тыва и лично Председателя Правительства Республики Тыва

Шолбана Валерьевича Кара-оола,

Министерство культуры и лично министра Вячеслава Октябрьевича Донгака,

мэрию г. Кызыла и лично мэра Владислава Товарищтаевича Ховалыга,

предпринимателя Роберта Дермеевича Доржу,

директора ООО «Крис-Имидж» Татьяну Георгиевну Авруцкую,

председателя профкома Тувинской геологоразведочной экспедиции Владимира Владимировича Сильченкова,

предпринимателя Людмилу Людвиговну Вторушину,

директора дизайн-мастерской «Ампир» Аркадия Андрияновича Бузмакова,

директора кондитерской «Фейерверк» Ларису Николаевну Филимонову,

генерального директора ООО «Голевская горно-рудная компания» Андрея Георгиевича Листкова,

директора туристической фирмы «Алаш-Трэвел» Орлана Сергеевича Кирова,

начальника пассажирского АТП Константина Федоровича Никифорова,

директора Тувинской государственной филармонии Игоря Дыртык-ооловича Дулуша,

директора школы №14 Нину Николаевну Макарову,

семью Шабалинских, семью Затолочных, фирму ООО «Атлант», Сергея Бурбушевича Монге.

Выражаем особую благодарность за постоянную информационную поддержку:

главному редактору газеты «Центр Азии» Надежде Мухарбековне Антуфьевой,

главному редактору газеты «Тувинская правда» Роману Всеволодовичу Тас-оолу,

главному редактору телекомпании «Новый век» и еженедельника «Плюс-информ» Эльвире Сергеевне Лифановой,

директору ООО «Тывавидеосервис» Александру Владимировичу Пантелееву.

Спасибо всем нашим друзьям, ценящим народное творчество и понимающим его значение в ХХI веке.

Фото из архива центра.

 

 

Надежда ПОНОМАРЕВА, художественный руководитель детского центра традиционной русской культуры «Октай»
http://www.centerasia.ru/issue/2010/4/3212-stat-samim-soboy.html