газета «Центр Азии» №26 (2 — 8 июля 2010)
Событие недели

Мокрый песок горячего джип-спринта

4 июля 2010 г.

В Туве впервые прошли гонки автомобилей-внедорожников

Мокрый песок горячего джип-спринтаПервый джип-спринт «Горячий песок» – соревнование по скоростному преодолению сложной трассы – состоялся 26 июня в

песчаных барханах в пятнадцати километрах к югу от Кызыла. В нем участвовало тринадцать машин отечественного и иностранного производства. Тринадцать экипажей – водители и штурманы.

В числе любителей экстремальной езды – единственная женщина – штурман экипажа джипа Галина Ансурова.

Инициатор и организатор соревнований – кызыльский энтузиаст автоспорта, профессиональный водитель Юрий Пищиков.

Светло-серый, в цвет влажного неба, УАЗ, роя колесами сырой песок, вздымается над гребнем бархана.

Замирает на мгновение, переваливает, скатывается вниз, раскачиваясь и расшвыривая песчаные брызги. Из-за холма слышится нарастающее рычание: другая машина взбирается наверх, вырисовывается на вершине и с веселым задором мчится в лощину, спеша разогнаться перед следующим подъемом.

Холод. Мелкий дождь, подгоняемый ветром, не оставляет сухого места. Но всюду по вершинам песчаных холмов толпятся зрители.

Дружные крики: давай, родимый, греби! Смех: ага, засел! Аплодисменты: молодец, выкарабкался!

Возле таблички с надписью «старт» развеваются мокрые флаги. Человек в оранжевом жилете дает отмашку, и очередной внедорожник срывается с места, бороздя распаханную трассу.

Это называется – джип-спринт «Горячий песок». Песок оказался вовсе не горячим, а мокрым и вязким, но кажется, что участники соревнований колесами своих машин скоро доведут его до кипения.

ДМокрый песок горячего джип-спринтава месяца назад, 1 мая, на речке Серебрянка прошла первая часть захватывающего авто-шоу – джип-триал «Грязевые ванны» – соревнования на скорость преодоления препятствий. Этих препятствий было хоть отбавляй: топкие берега, ямы со льдом, болотины.

Теперь задача иная: победить упрямый песок. Джип-спринт состоит из двух частей. В состязаниях по формуле ТР-1 принимают участие внедорожники отечественного производства и джипы без специального технического оснащения – УАЗики, «Нивы», даже старенький ГАЗ-69.

В гонках по формуле ТР-2 соперничают импозантные джипы-иномарки со спецсредствами.

Экипажи состоят из двух человек – водителя и штурмана.

Все, что делается впервые – делается с превеликим трудом. Инициатор и организатор соревнований Юрий Пищиков шел к этим гонкам два года.

Все началось с компьютерного диска с игрой «УАЗ 4х4».

«СМокрый песок горячего джип-спринтатал нажимать на кнопочки, – вспоминает Юрий Семенович, – и захотелось сделать так на самом деле. Надоело просто так сидеть.

Сын раздобыл у приятеля видеофильм «Ладога-трофи» о знаменитых на всю Россию трофи-рейдах вокруг Ладожского озера. Посмотрел – загорелся. Созвонился с руководителем «Ладоги-трофи» Овчинниковым, он помог советами, объяснил порядок и правила проведения соревнований.

Потом на Алтае познакомился с тамошними джиперами. Они многое мне рассказали, показали, поделились опытом».

Подготовкой соревнований в Туве Пищиков плотно занялся в апреле этого года.

Сколько всего надо было сделать! Получить разрешения и согласования в МВД, ГИБДД, МЧС, Минздравсоцразвития, кожуунной администрации – всего около десятка согласований.

Найти добровольных помощников и судей. Дать рекламу. Обеспечить камеры для съемки. Подготовить номера, наклейки, баннеры, дипломы для победителей. Приобрести шпагат и колья для разметки – около тысячи. Найти деньги на медали и кубки.

К счастью, многие кызылские автолюбители заразились энтузиазмом Юрия Семеновича.

Первыми откликнулись Николай Карась, Владимир Федосовский, Алексей Сувакпит (все – на УАЗах), Иван Голубцов («Ландкрузер»), Алексей Дмитриев («Тойота-Сурф»), Алексей Добров (ГАЗ-69 и «Мицубиси-Паджеро»).

Будущие участники решили скинуться: по одной тысяче – с отечественной машины, по две – с иномарки.

Организационно соревнования взяло под свою эгиду РОСТО-ДОСААФ. Нашлись и спонсоры. Но и свои немалые средства энтузиасту Пищикову пришлось вложить.

Мокрый песок горячего джип-спринтаПоявились и надежные помощники. «Пошел в автодорожный техникум, обратился к студентам, – рассказывает Юрий Семенович. – Четверо откликнулись тут же. Отличные ребята! Александр Морозов, Дмитрий Маношкин, Кирилл Кожевников, Сергей Спирин. В «Грязевых ваннах» участвовали все четверо, Морозов и Маношкин – и там, и в «Горячем песке». Холод, дождь, а они работали, готовили трассу, вели судейство».

Спортивный праздник удался. Конечно, погода подвела, но все же на пески приехало несколько сотен человек. На «Грязевых ваннах» присутствовало около трех тысяч зрителей.

Энтузиасты, некоторые с маленькими детьми, мокли под дождем, но не могли оторваться от захватывающего зрелища.

Трудностей на сложной трассе было немало. Кто-то увяз в песке, кого-то пришлось выдергивать «КамАЗом».

Три машины «разулись» – с колес слетела резина. В перерыве между заездами сгоняли в Кызыл, наскоро отремонтировались и вернулись, чтобы снова топить своих механических коней в коварном песке.

Победители первого тувинского джип-спринта «Горячий песок».

Формула ТР-1, отечественные автомобили:

1 место: Алексей Сувакпит, Темир Ооржак;

Мокрый песок горячего джип-спринта2 место: Эдуард Бузур-оол, Тимур Дугер;

3 место: Семен Феоктистов, Родион Хертек.

Формула ТР-1, джипы иностранного

производства:

1 место: Виктор Дмитриев, Игнат Бавтрук;

2 место: Алексей Добров, Галина Ансурова;

3 место: Андрей Голубенко, Денис Кучеров, Евгений Вендерлых.

Формула ТР-2, джипы-иномарки со спецсредствами:

1 место: Андрей Голубенко, Денис Кучеров, Евгений Вендерлых.

2 место: Иван Голубцов, Вадим Воропаев.

3 место: Алексей Дмитриев, Игнат Бавтрук.

Юрий Пищиков на этом останавливаться не собирается. У него – обширные планы для настоящих мужчин:

«Первое: гонки на катерах, аквабайках и моторных лодках. Второе – соревнования внедорожников в грязи. Это – перспектива на осень. Зимой – гонки на снегоходах. И, может быть, на джипах. Дождемся, когда ударит мороз за пятьдесят градусов – и погоним. Эти соревнования можно будет назвать «Горячий снег».

А еще есть у Юрия Семеновича такая мечта: устроить в Туве настоящий трофи-рейд, километров на восемьсот, дней на двадцать. Созвать участников со всей России.

До финиша дойдут немногие, но впечатлений на всех хватит.

Фото автора, Владимира Никифорова и Станислава Шапиро.

Фото: 1. Ветеран отечественного автопрома ГАЗ-69 – старейший участник первого тувинского джип-спринта «Горячий песок».

2. Организатор гонок для экстремалов Юрий Пищиков.

3. На трассе.

4. Перед стартом.

5. Руководитель кызылского отделения РОСТО-ДОСААФ Федор Злочевский вручает медали джиперам Алексею Дмитриеву и Игнату Бавтруку.

Анджей ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ
http://www.centerasia.ru/issue/2010/26/3468-mokriy-pesok-goryachego-dzhip-sprinta.html