газета «Центр Азии» №17 (30 апреля 6 мая 2010) Люди Центра Азии Мужчина в школе30 апреля 2010 г. |
Это сегодня большая редкость – мужчина в школе. Гимназия № 5 Кызыла – не исключение. В ней – более 150 учителей. Из них только восемь – мужчины. Четыре физрука, два трудовика, один историк. И преподаватель географии и биологии Омак Донгак. Его уроки – это масса интересных и полезных сведений плюс дисциплина. А еще он – организатор внеклассных мероприятий и руководитель «гномиков» – ребят, которые делают школьную жизнь веселее. Дело, которое нравится– Омак Алдын-оолович, ваш выбор профессии – это семейное? – Да. Можно сказать и так. Хотя родители к педагогике отношения не имели. Моя мама Лидия Ооржаковна – акушерка, а отец Алдын-оол Дажисанмаевич работал в строительной отрасли. А вот бабушка и дедушка – Чудур Байыровна и Ооржак Бокпай-оолович Биче – заслуженные учителя. Я большую часть своего детства провел у них. Мои родители жили в селе, и меня часто отправляли к бабушке и дедушке в город. Так что я вырос, можно сказать, в учительской среде. Бабушка, мама моей мамы, всю жизнь проработала во второй школе города Кызыла учителем начальных классов. Дедушка по образованию был учителем, но, когда я рос, он уже работал в партийных органах, очень строго меня воспитывал. Это, тоже, наверное, повлияло на мой выбор. В нашем роду и еще учителя есть. Моя родная тетя Зинаида Ооржаковна Иргит – учительница начальных классов в школе села Сесерлиг Пий-Хемкого района. А родная сестра Чаяна Алдын-ооловна Комбу преподает географию в кызылской школе № 3. Учитель – очень важный человек в нашей жизни. Я, например, до сих пор помню мою первую учительницу Марию Кыргысовну Кунуужап, научившую меня писать и считать. В 1993 году поступил на естественно-географический факультет Кызылского государственного педагогического института, в 1997 году его закончил. Педагогический институт был тогда очень востребованным. Многие наши нынешние чиновники ведь сначала закончили пединститут, а потом пошли работать в другие сферы. – Но вы ведь не пошли в другие сферы. Не раскаялись? – Нет. Работаю учителем уже пятнадцать лет. Не могу сказать, что достиг высот, но точно знаю, что занимаюсь делом, которое мне нравится, а это в жизни бывает далеко не всегда. Учительская профессия ведь не только в том, что ты должен дать урок и научить чему-то, а в том, что ты должен по-особому относиться к детям. Ты должен любить детей, чтобы через свою душу пропустить то, что их волнует. А если отвел урок – и домой, без всякой мысли о детях, ты – не учитель. – Среди ваших сокурсников были мужчины, которые тоже пошли работать в школу? – Мой однокурсник Дайза Ондар – учитель физкультуры, работает в нашей гимназии. В поселке Каа-Хем работает Валентин Ховалыг. Он начинал как географ, а потом переквалифицировался, стал тренером по боксу. Алексей Марушин преподает географию в Кызылском центре образования «Аныяк». – Многие учителя дают уроки по учебнику: «Конспектируйте, рассказывайте!» Как вы к этому относитесь? – Я стараюсь давать то, чего нет в учебниках. Учебник можно и нужно дома читать. На урок, как на бой– Каким был ваш первый год в школе? – Если честно – было желание сбежать из школы. Начало трудное. И классы были, как бы это сказать точнее? Неоднозначные. Сложнее всего было привыкнуть к такому количеству учеников на параллели. Я заканчивал Эрзинскую среднюю школу. У нас в селе были всего два класса на параллели – «а», «б». А здесь – даже классы под буквами «ж», «з», «и», «к»... Мне дали уроки на параллели седьмых классов. В некоторых классах такие личности были, что на урок шел, как на бой. Ой-ой-ой было! Опыта же никакого. И до крика доходило, и кулаком по столу приходилось стучать. Сейчас мои первые ученики уже взрослые, семейные. Иногда подойдет на улице большой взрослый дядька и скажет: «Здравствуйте, башкы!» И ты начинаешь усиленно вспоминать, в каком классе он учился. – Чем запомнился ваш первый выпуск? – Я стал классным руководителем, когда ребята были восьмиклассниками. Переходный возраст. Дисциплина в классе была не очень, парни – такие боевые. А у меня опыта классного руководства – никакого, я же долго работал просто учителем-предметником. Так что выпуск этот на всю жизнь запомнился. Сейчас они на вечера встреч с выпускниками приходят, вспоминаем былые годы и смеемся. Теперь это уже состоявшиеся люди. Один паренек, самый-самый «веселый», творчеством занимается, еще в школе этим увлекся. Он у нас – мастер горлового пения. Сейчас работает в Тувинском национальном оркестре. Уважаемый человек, серьезный. – Среди ваших бывших учеников есть учителя? – Среди ребят, у которых я вел уроки – есть. Сылдыс Артурович Тюлюш – учитель истории. Аржаана Борисовна Хаплак – педагог-психолог нашей гимназии. Дисциплина без проблем– Есть ученики, которые приходят на урок просто отсидеться. Как быть с ними, они же отвлекают класс своими мобильниками, записками, разговорами? – Может быть, это опыт, но проблем с дисциплиной у меня на уроках сегодня нет. Да, ученики бывают разные. Кто-то больше любит литературу, кто-то увлекается математикой и география для них – не на первом плане. Но моя задача – заинтересовать всех. И сам предмет к этому располагает. География – наука о земле, о разных континентах, государствах, разных регионах России. Это же всем надо знать. – А что делать с теми, кому ничего не интересно, почему не выгнать с урока тех, кто просто не дает работать классу? Или за это учителю от директора попадет? – Конечно, дети нынешнего поколения немного другие, чем мы в свое время: они более жесткие, избалованные. Но нельзя ученика выгонять с урока. Даже не из-за директора, а потому что мы за каждого ученика в школе отвечаем. А если что-нибудь случится, что-то натворит тот, кого отправил с урока в коридор? На то и учитель, взрослый человек, чтобы призвать ученика к порядку. Можно разными методами навести порядок: пересадить на первые парты под особый контроль, рассадить по разным местам. Географический дух– Какие темы вам особенно нравятся? – Мне особенно нравятся уроки экономической географии. Экономическая география – это наша повседневная жизнь. Новости – это, по большей части, новости экономической географии. Все события, которые происходят в разных частях света, в конечном счете, влияют на развитие экономики, все это – экономическая география. Мир развивается очень динамично, и я всегда слежу за новостями, к этому приучаю своих учеников. Мы на уроках всегда обсуждаем последние новости. – В гимназии есть ребята, которые увлекаются географией и добиваются серьезных результатов? – В прошлом году я сопровождал Ай-Хаана Шаравии в Орел на Всероссийскую олимпиаду по географии. Это ученик Татьяны Ивановны Зимениной, он выступил очень достойно, вернулись мы с серебряной медалью. Это была очень интересная поездка. Был такой дух – географический. Для педагогов проводились специальные семинары, на которых выступали светила российской географии. Главными судьями были профессора МГУ и вузов центральной России. Конечно, это было очень интересно, поучительно. Мероприятие проходило на базе Орловского госуниверситета. Честно говоря, хотел в этом году со своим учеником поехать, если он наберет положенное количество баллов. Но мы только третье место по республике заняли, до российского этапа чуть-чуть не хватило, хотя третье место по республике – это достойно. Ай-Херел Ланзы из десятого «е» увлеченно занимается географией, я веду у них этот предмет с шестого класса. У него всегда есть вопросы, он старается вывести разговор на уровень дискуссии. Это очень хорошо, когда ученик высказывает свою точку зрения, урок сразу живым получается, интересным, а если интересно – тема лучше усваивается. – Что помогает вам готовиться к урокам? – Читаю все географическое, в том числе – журнал «Вокруг света», там действительно есть все, что нужно, чтобы увлечься географией. Кстати, редакция этого журнала является спонсором Всероссийской олимпиады по географии. Но по-настоящему зачитываюсь во время отпуска. Последний раз прочитал пять томов Эрнеста Мулдашева. Люблю читать политические детективы, научную фантастику. – О чем мечтает учитель географии? – В XXI веке важнейшую роль в экономической жизни в мире будет играть Китай, так что китайский язык неплохо бы выучить, тем более Китай совсем от нас недалеко. И экономическое китайское чудо будут изучать ученые многих стран. Экономисты говорят, что в будущем экономический центр будет в Китае. Моя мечта – познакомиться с разными странами не по учебникам, журналам, а воочию. В Канаде, например, побывать. Мужской вопрос–Учитель и учительница – в чем разница? – Дети по-другому относятся к учителю-мужчине. Мужчины-учителя, мне кажется, к детям по-отцовски относятся, могут поддержать разговор на разные темы. А учителя-женщины более дотошные, более подробные, как матери. Учителя-мужчины более спокойные, выдержанные. Если учитель-мужчина знает свой предмет досконально, любит детей, умеет с ними работать, он, по сравнению с коллегами-женщинами, выглядит более выигрышно. Который год проводится в масштабах России конкурс «Учитель года», и который год его выигрывают учителя-мужчины. Я не хочу ни в коей мере обижать коллег-женщин. Их в российских школах абсолютное большинство, но было бы здорово, если бы в школах стало побольше мужчин. Это бы всем было на пользу. Учительский труд – очень сложный, а наше общество взвалило его на женские плечи. – Почему так получилось? – Конечно, дело в зарплате. Особенно эта проблема остро строит у молодых учителей, когда и часов еще мало, и опыта нет, и категория невысокая. Мужчина – это все же глава семьи. А как молодой учитель может кормить семью на зарплату, которой на одного не хватает? Если сравнить зарплаты молодого учителя и того, кто начинает службу в силовых структурах, например, в милиции, МЧС – там они более солидные. Вот и уходят ребята в эти структуры, даже если педагогический вуз окончили. – Но вы же содержите свою семью. – Я преподаю географию и биологию, еще – организатор внеклассной работы с учащимися, уже который год отвечаю за целую параллель, сейчас – за все шестые классы, а у нас в гимназии их девять. В этом году еще и биологию веду, у меня вторая специальность – биология. Были годы, когда я даже преподавал граждановедение, рисование в седьмых классах. Так что, если есть возможность – беру дополнительные часы. И коллеги-женщины, когда видят, что стараешься качественно выполнять свою работу, всегда поддерживают. Я не хвалю себя, но действительно, если коллеги чувствуют, что отдаешь работе душу, то от них чувствуешь только поддержку. А если с чемоданным настроением учитель работает, провел урок – и уходит, то его работы не видно, особенно – в такой школе, как наша. Если так работать, будешь серым мышонком, а не учителем. Если хочешь, чтобы тебя поддерживали в школе – надо себя проявить. – Неужели не бывает даже небольших конфликтов или проблем в отношениях с коллегами? – На то и мужчина, чтобы мелких проблем не замечать, конфликтов с коллегами не провоцировать. Школьный «Ералаш» – Как давно вы занимаетесь организацией внеклассных мероприятий? – С 2002 года. Я тогда выпустил свой первый класс. И после этого мне предложили заниматься организацией разных мероприятий. Выпустил уже три параллели. Принимаю пятиклассников, прощаюсь со своими подопечными на выпускном вечере после девятого класса. Передаю их Марине Валентиновне Рукавициной, она отвечает за организацию внеклассных мероприятий в десятых-одиннадцатых классах. В гимназии есть система внеклассной работы, в ней предусмотрены мероприятия, которые проводятся на каждой параллели, но вот как проводятся – это уже зависит от организатора. Хочется всегда, чтобы мероприятия эти приносили пользу, были интересны ученикам, иначе – какой толк. Вот, допустим, есть у нас в шестых классах «рыцарский турнир», в какой форме его провести – от тебя зависит. – В девятом классе с нами выпускались «Гномики» – команда, которая вам во всем помогала на мероприятиях и готовила веселую программу, своеобразный «Ералаш» про жизнь гимназии. Над этими выступлениями смеялись все – так было интересно и поучительно. Как появились гномики? – Это очень емкое название. Родилось оно однажды в канун Нового года, мы тогда готовили вечер в восьмых классах. Это была наша первая творческая группа, ребята выступали в красных шапочках, как у гномов. Вот и стали их называть гномиками. Были уже несколько групп – «Гномик-1», «Гномик-2», «Гномик-3». Это даже не название команды, а сам проект, творческий дух в команде. Гномикам все интересно, это такие маленькие добрые волшебники. – Как вы подбираете ребят в команду? – Когда берешь параллель с пятого класса, постепенно замечаешь детей, которым все интересно, у которых огонек в глазах. Обычно к восьмому классу, когда ребята более взрослыми становятся, таких лидеров уже видно, у них актерские способности проявляются. Вот тогда и создаем очередную группу. Сейчас у меня новая параллель, шестиклассники, они еще маленькие, поэтому «Гномик-4» еще не готов, пока подрастем. – Как вы придумываете смешные сценки, шутки, репризы? – По-разному бывает, иногда во время мытья посуды дома вдруг какая-то мысль прилетит или поздно вечером. Берешь бумагу – начинаешь сочинять, записывать. А по ходу репетиций дети сами добавляют. И я свои предложения, мысли невольно привожу в соответствие с их стилем, их восприятием. Репетируем примерно месяц. Готовим две большие программы – к Новому году и к окончанию учебного года. Возможность вернуться в детство– Раньше в «Гномиках» были одни мальчики. Девочку помню только одну и ту – в одном эпизоде. Что за дискриминация? – Ты не права, девочки постоянно участвовали в выступлениях команд «Гномик-1» и «Гномик-2», только их действительно было немного. Девочка всегда выгодно смотрится на сцене среди мальчишек, когда она одна. Почему-то так получается, когда я придумываю сценарии. Там же типажи: какой-то парень – чудик, какой-то – умный, еще один – очень сильный, но туповатый. Придуманные мною типажи парням больше подходят. Девочки – натуры тонкие. Если девочке предложить какую-нибудь такую отрицательную роль, она обидится. Поэтому она должна быть единственная и неповторимая. Так что дискриминации нет никакой. Но я учту все это. Может быть, и женский состав сделаем. – В 2007 году вы сопровождали команду КВН «Южане» во Всероссийский детский центр «Океан». Какие у вас остались впечатления от поездки? – Мы сопровождали команду вдвоем с Юрием Владимировичем Леушиным. Тот, кто побывал в «Океане», никогда его не забудет – независимо от того, ребенок это или взрослый. Нас тогда приехало 52 педагога – руководителей команд. Мы там были как двадцать первый отряд. И во всех мероприятиях, которые тогда там проводились, участвовали. Как бы стали детьми на это время. Поэтому и не забывается: возможность ненадолго вернуться в детство редко кому выпадает. И еще важно, что в «Океане» все, кто приехал, словно становятся одной семьей. Прошло уже несколько лет, но мы до сих пор поддерживаем связь. Семья – не педсовет– Ваша жена – тоже учитель. Сложно ли это, когда в семье два учителя? – Любовь Байыр-ооловна преподает русский язык. Дома стараемся забыть о работе, но у нас все равно это не получается. Когда семья учительская – в этом тоже положительные стороны есть. Мы, допустим, в отпуск вместе уходим, причем, летом. Можно провести это время всем вместе. Далеко не каждая семья может это себе позволить. Но дома, конечно, стараемся быть семьей, а не педсоветом. Хотя строгости школьные и дома прорываются. Иногда дети, восьмиклассница Долгар и шестиклассник Кежик, даже замечание нам делают: «Вы не наши классные руководители, а мама и папа». – А как вы познакомились с супругой? – Мы познакомились в институте на дискотеке, накануне восьмого марта. Это было в 1993 году. Она училась на третьем курсе филфака, а я уже – на пятом. Начали встречаться. В 1995 году, в октябре, состоялась свадьба. Она была, конечно, не такая шикарная, как сейчас проводят. Годы были сложные, с хронической невыплатой зарплаты. Но свадьбу мы все-таки сыграли, в столовой машзавода. У нас уже дочка тогда была. Конечно, родственники помогали. Что такое молодая семья в нашей стране, да еще в девяностые годы? Во-первых, проблема с жильем, во-вторых – молодой специалист. Нет никакого стажа, это влияет на зарплату. А молодой семье очень много надо. Когда планируешь, что надо купить для дома, и когда реально получаешь зарплату – это всегда не совпадает. Когда нет своего отдельного жилья – это переезды с одной арендованной квартиры на другую. Не будешь же с родственниками жить всегда. И отношения начинают портиться, это сложно все. Хорошо, что мы этот трудный урок выдержали. Мы с нуля начинали и нажили все потихоньку. – Вы у своих детей ведете уроки? – Да, у дочери. Долгар учится в восьмом классе – веду там географию. – Интересно, это как-то отражается на ее оценках? – Если ошибки в работе, может и «тройку» получить. Спрашиваю по всей строгости. Я не выделяю своего ребенка. На уроке она – обычная ученица. И она не выделятся, не показывает, что «урок ведет мой папа», хотя все знают, что она – моя дочь. – Я знаю, что вы рисуете, а ваши дети увлекаются рисованием? – Дочка хорошо рисует, но в художественную школу не ходит, хотя мы не раз настаивали на этом. Она очень любит рисовать. Сын тоже рисует, но у него пока узкая специализация – танки, солдатики. Я в детстве окончил художественную школу. И свидетельство об окончании художественной школы пригодилось: когда начал работать, часов географии было тогда мало, и я дополнительно вел уроки рисования в пятых-шестых классах. – А что вы больше любите рисовать? – Наверное, больше пейзажи. И лошадей. Если честно, давно не брал в руки кисти. Работа очень много времени занимает. Моя мечта – во время отпуска вырваться на природу и заняться рисованием. Дети начали рисовать сами, я просто немного исправлял их рисунки. Дочка что-нибудь увидит интересное и начинает рисовать. У них, конечно, свой взгляд, старюсь его понять. Например, сын рисует что-то, и я на листке рисую тот же сюжет, а потом начинаем сравнивать, показываю мелкие детали. – У вас с сыном много общего? – Он, по большей части, становится моим оппонентом. У него сейчас – начало переходного возраста, так что все это проявляется. У нас получается, что дочка – папина, а сын – больше мамин. Но мужскую работу по дому, конечно, мы с сыном делаем. Сын немного побаивается меня, потому что папа может более строгое замечание сделать, например, по-мужски, поговорить с глазу на глаз, без свидетелей. – Как проходят выходные в вашей семье? – В субботу днем мы работаем в школе, вечером – отдых. Или телевизор смотрим, или сходим куда-нибудь, в театр, например. А в воскресенье – генеральная уборка, подготовка к рабочей неделе, покупки. – Какие у вас увлечения? – Люблю в свободные дни вырваться с семьей на природу. Летом большую часть отпуска мы проводим за пределами Кызыла. Редко, но люблю встречаться со своими друзьями-одноклассниками. Люблю читать. Люблю заниматься своим автомобильчиком. Раньше велосипедным спортом увлекался, у нас был клуб велотуристов «Ласточки», я в нем занимался. Есть даже маленькая гордость. В 1992 году осенью у нас был двухнедельный маршрут от Тоора-Хема до Турана. Вот это незабываемо. От Кызыла до Балгазына был маршрут. Друзья мои ходили на Алтай и в Монголию, я, к сожалению, в этом не участвовал, до сих пор жалею, что не удалось. Есть план наверстать упущенное. Фото автора и из архива Омака Донгака. Интервью с Омаком Донгаком войдет в четвертый том книги «Люди Центра Азии», который готовит редакция газеты «Центр Азии». Четвертый том книги судеб выйдет в свет в начале 2011 года. Фото: 2. С родителями – Лидией Ооржаковной и Алдын-оолом Дажисанмаевичем, младшей сестрой Чаяной Алдын-ооловной. 1 января 2010 года. 3. Когда мужчине дарят цветы. Цветы Омаку Алдын-ооловичу вручает коллега – Марина Валентиновна Рукавицина. Выпускной у девятых классов гимназии № 5. Июнь 2008 года. 4. 7 «а» и его классный руководитель Омак Алдын-оолович Донгак. Февраль 2010 года. 5. Семья на зимней прогулке. Омак и Любовь с дочерью Долгар и сыном Кежиком. Февраль 2010 года. 6. Омак Донгак дает урок. Февраль 2010 года. |
Беседовала Виктория ЛАЧУГИНА http://www.centerasia.ru/issue/2010/17/3381-muzhchina-v-shkole.html |