За неделю собачники из Саяногорска отстреляли в Кызыле 423 бездомные собаки.
В № 48 «ЦА» от 5 декабря 2008 года поднималась «Собачья проблема».
За 2008 год в трамвпункт Кызыла с собачьими покусами обратились 464 человека, 146 из них – дети.
В половине случаев – 234 раза – кызылчан и гостей столицы кусали собаки неизвестные.
Гарантии, что среди них не было больных животных, нет.
Мэрия пытается решать проблему с помощью заезжих специалистов, производя отстрел бродяжек. Но, по законам природы, в какие-нибудь несколько месяцев популяция четвероногих восстанавливается.
Насколько оправдана эта крайняя мера, которая к тому же ежегодно требует затрат городского бюджета?
Читательница В. Казанцева спрашивает: по городу произвели отлов бездомных животных, каковы подробности судьбы несчастных четвероногих. Женщина опасается: не ждет ли их будущее в виде меховых шапок.
Со 2 по 9 февраля этого года в Кызыле работали саяногорские специалисты с лицензией на иммобилизацию, то есть отстрел собак при помощи специального ружья, стреляющего ампулами с усыпляющим препаратом.
По официальному отчету, специалисты ликвидировали по городу 423 собаки. «На шапки» пустить их не могут. Останки животных должны быть закопаны в специальном месте, на полигоне твердых бытовых отходов, или, попросту, городской свалке, представителями «Бытмашсервиса».
Правда, акт об утилизации озадачивает: согласно нему, на 11 февраля были захоронены останки 110 животных, значит, в городе на всеобщем обозрении оставались еще 313.
Хотя в «Бытмашсервисе» заверили: все будут подобраны и утилизированы, горожанам предстояло лицезреть не самую радостную картину.
То, что «чистильщики» вовремя не убирают за собой, да еще и работают светлым днем, вызывает негативное отношение населения.
Для руководителя МУП «Бытмашсервис» Мергена Маннын-оола это болезненная тема. Он раздраженно сообщает: от населения в день поступает 8-12 сообщений об агрессивных бродячих собаках или даже стаях с требованиями произвести их отстрел. Но, стоит начать работу, из него «делают пугало».
«Саяногорские специалисты должны были поработать 10 дней, но уехали раньше – из-за этого негатива. Мы с ними договорились на ежеквартальную работу, но, если будут массовые протесты горожан, прекратим ее вообще», – заявил Маннын-оол.
Спорный вопрос, сможет ли предприятие городского благоустройства прекратить работу, направленную на безопасность горожан. Другое дело, насколько она целесообразна.
Кинолог с многолетним стажем, начальник центра кинологической службы МВД РТ Игорь Бедрин, анализируя проблему с бродячими собаками, отмечает:
«Эта ниша пустой не будет. Даже если специалисты отловят и потравят их, через месяц-другой численность восстановится, и, какие взамен придут собаки, неизвестно. Лучше потратить деньги, время и средства, чтобы стерилизовать их. Провести через карантин, провакцинировать, чтобы они не представляли инфекционной угрозы».
Саяногорским специалистам из бюджета Кызыла было заплачено 200 рублей за животное.
Умножая на количество «иммобилизованных» собак – 84600 рублей. При том, что мероприятие ежегодное, и численность популяции восстанавливается, затраты из числа постоянных.
Стерилизация же означает: животные останутся живы, но размножаться не будут. И контроль над популяцией будет все-таки за человеком.
В Кызыле есть отдельные любители животных, готовые отстаивать права четвероногих. Одна из них – Надежда Кирова, не согласная с необходимостью систематического отстрела бродячих собак, добилась от Управления ветеринарии Кызыла расчетов, сколько средств понадобится для того, чтобы организовать стерилизацию бродячих животных.
По составленной смете, в год на оборудование и лекарства, в их числе и препарата для эвтаназии больных животных, потребуется не так много – 36 тысяч рублей. Сама операция по стерилизации стоит 400-500 рублей.
И, как сообщил начальник ГУ управления ветеринарии г. Кызыла, Херел Олчейбен, специалисты управления вполне смогут вести работу по стерилизации бродячих животных.
Но вопрос о массовой стерилизации вызывает скепсис у директора «Бытмашсервиса» Мергена Маннын-оола. «Этих собак, по закону, должны отловить, провести их дезинфекцию, дать фото во все СМИ – может, найдутся хозяева, или желающие забрать. И все это время их нужно где-то содержать и кормить. Будут деньги, будем их даже с шампунем купать. Но денег нет».
Определенные попытки решить проблему бродячих собак своими силами и даже гуманно в Кызыле все же делаются, но до конца не доводятся.
Так, для городской ветеринарии по их заявке было закуплено ружье, стреляющее усыпляющими ампулами. Но в Кызыле нет специалиста с соответствующей лицензией, а значит, использовать такое ружье некому.
Пустует собачий питомник на городском полигоне, рассчитанный на 40 собак, отстроенный еще в прошлом году. Для того, чтобы содержать здесь животных, необходима бригада обслуживающих специалистов. Да и питомником это смахивающее на сарайчик убогое строение назвать сложно.
Так что даже для более жесткой и недолговременной меры – сокращения популяции бродячих животных путем «иммобилизации» требуется привлечение иногородних специалистов.
И еще один, унылый, вывод: речи о гуманных методах регулирования числа бездомных собак в Кызыле приходятся не к месту.
Ответственные за крайние меры есть, ответственных за гуманные – нет.
Фото: Этим бездомным удалось спастись от февральского отстрела. Двор Дома печати (Красноармейская-100). 14 февраля 2009 года. Фото Надежды Антуфьевой.