«Отрезать скотокрадам руки», – такие предложения высказывали сельские жители в ходе
социальной акции «Всем миром – на борьбу со скотокрадами!», проведенной Министерством внутренних дел по Республике Тыва совместно с членами Общественного совета с 24 ноября по 28 декабря 2008 года.
Жестокое предложение, родом из средневековья, конечно, недопустимо в современном мире, но понять эмоции чабанов, отвечавших на вопросы кандидата психологических наук Татьяны Ондар, можно. Скотокрадство – настоящий бич тувинских чабанов, главное
преступление в районах республики – исторически животноводческого региона.
С древних времен скот не только кормит тувинца, но и является его главным имуществом и гордостью. «Богат не тот, у кого много денег, а тот, у кого много скота», – говорили старики. Как сохранить это богатство – овец, лошадей, коров, верблюдов, коз, яков – от кайгалов-скотокрадов? Этот вопрос всегда волновал тувинцев. В двадцать первом веке он не стал менее актуальным.
И МУЗЫКАНТЫ, И ПЕДАГОГИ
Обратимся к данным информационного центра МВД по Республике Тыва с 2003 по 2008 годы.
В 2003 году зарегистрировано 763 кражи скота, раскрыто всего 18,36 %.
2004 год – 816 краж скота, раскрыто 16,24 %.
2005 год – 888 краж, раскрыто 17,86 %.
2006 год – 837 краж, раскрыто 24,5 %.
2007 год – 505 краж, раскрыто 24,5%.
2008 год – 322 кражи, раскрыто 42,31%.
Как мы видим, наметилась положительная динамика, особенно в минувшем году.
И в этом заслуга не только сотрудников МВД, но и созданного при нем общественного совета под председательством известного музыканта, художественного руководителя Тувгосфилармонии, председателя Фонда строительства храма «Устуу-Хурээ» Игоря Дулуша.
В составе совета – деятели культуры, спорта, образования, духовные лица, ветераны.
«Только при поддержке общества милиция в состоянии благополучно решать поставленные перед ней задачи», – уверен министр внутренних дел генерал-майор милиции Виктор Лесняк.
В дни акции «Всем миром на борьбу со скотокрадами!» члены общественного совета совместно с милиционерами провели встречи с аратами в районах, побывали на зимниках чабанов.
А ВДОЛЬ ДОРОГИ…
Основная причина краж скота – халатное отношение самих хозяев.
Следственная практика показывает: скотокрады выходят на дело, когда хозяева оставляют свой скот без присмотра или под приглядом детей, а сами на длительное время уезжают за пределы чабанской стоянки и забывают о своем хозяйстве, увлекшись спиртным или телевизором.
В том, что скот пасется без присмотра, убедились члены общественного совета, отправившись в один из приграничных районов – Эрзинский.
На протяжении всего пути они видели: овцы, коровы и даже верблюды пасутся вдоль дороги одни, за ними никто не приглядывает.
ЕХАЛА ЧУЖАЯ ГОВЯДИНА
Даже ненадолго уехать по делам, оставив скотину в кошаре – недопустимая небрежность по отношению к своему добру.
Ущерб в 300 тысяч рублей понес восьмидесятилетний арат Ойдуп Дугер из села Качык, всего лишь на одну ночь оставив животных в кошаре на зимней стоянке. Опытные пожилые чабаны решили, что со скотиной ничего не случится за то время, пока они перевозят юрту с одной стоянки на другую.
Однако случилось: вернувшись на следующий день на стоянку, хозяева увидели пустую кошару: тринадцать коров исчезли.
И только благодаря бдительности сотрудников эрзинского ГИБДД скот был обнаружен, правда, уже в виде говядины.
В ночь с 20 на 21 ноября 2008 года на посту Эрзин милиционерами была остановлена подозрительная автомашина: УАЗ «таблетка» без регистрационных номеров. Ее салон был до отказа набит мясом.
Автомашина с водителем и сомнительным грузом весом около тонны была отправлена в ОВД Эрзинского кожууна. Водитель, житель Эрзина тридцатичетырехлетний Александр Динчит, сначала утверждал, что справку на перевозку мяса ему выписали в администрации села Бай-Даг на, якобы, приобретенный им у чабанов скот.
Однако оперативники быстро установили, что таких покупок он не делал. Тогда он изменил показания, утверждая, что брал справку на свой личный скот, который на самом деле у него имеется.
Однако подтвердить факт забоя своего скота он ничем не смог. А вот головы, шкуры и копыта забитых животных, исчезнувших из кошары аратов Дугер, были обнаружены – неподалеку от села Бай-Даг.
В машине Александр Динчит вез мясо восьми забитых животных, а туши пяти коров уже были сданы перекупщикам.
Уголовное дело по ч.2 ст.158 УК РФ – «Кража», в январе 2009 рассмотрено районным судом. Приговор – один год колонии-поселения.
ЛИПОВАЯ СПРАВКА? БЕЗ ПРОБЛЕМ!
Преступление раскрыто. Но как же на руках у скотокрада оказалась фактически липовая справка на мясо, в которой подлинной печатью администрации села Бай-Даг удостоверялся обман?
Чтобы выяснить это, участники рейда отправились в администрацию райцентра – в село Эрзин. Специалист администрации Оюмаа Чигжит рассказала, что справки выдаются в трех экземплярах – для ветеринара, милиции и для лица, перевозящего мясо. Выдавать их должны строго по хозяйственной книге, где указаны сведения о наличии скота у того или иного гражданина.
Однако за недостоверность вносимых сведений ни уголовной, ни административной ответственности работник, выписывающий справки, не несет.
Вот почему в администрации села Бай-Даг так просто, «поверив на слово», выдали справку одному из скотокрадов, даже не проверив: свой скот он вывозит или чужой.
Подобная безответственность работников сельских администраций способствует тому, что злоумышленники могут спокойно вывозить мясо похищенного скота.
В МОНГОЛИИ – УЧЁТ, В ТУВЕ – НЕДОЧЁТ
Сегодня тувинская милиция контролирует перевозимое по дорогам республики мясо.
А обнаруженные головы, конечности, шкуру животных фотографирует и сохраняет в специальной базе данных, чтобы в любой момент можно было установить принадлежность животных тому или иному жителю района.
Однако полный контроль установить все же невозможно. Причина: в Туве до сих пор отсутствует четкая система клеймления животных.
В отличие от соседней Монголии, где сегодня организован учет скота. На каждой корове и лошади теперь имеется клеймо, вся живность пронумерована. Поэтому на территории Монголии воровать стало трудно, да и украденный скот сбыть почти невозможно.
Монгольские власти в последние годы приняли серьезные меры и для наведения порядка в приграничье. Были построены дополнительные пограничные посты.
А в Туве за последнее время федеральные власти смогли построить всего лишь одну новую пограничную заставу Шара-Суур – в селе Ак-Эрик.
Сегодня приходящийся на Туву участок российско-монгольской границы протяженностью 1300 километров охраняют всего семь застав. Это в три раза меньше, чем у монголов.
УГНАЛИ ЗА ГРАНИЦУ
Для чабанов приграничных районов остается проблемой возвращение угнанного в Монголию скота.
Так, глава большой семьи, содержащей скот в приграничном местечке Сайыр-Аксы Эрзинского района, Анатолий Идам пожаловался, у них на территорию Монголии угнали шестьдесят лошадей.
Это произошло еще в 2007 году. Но до сих пор, несмотря на то, что сотрудники милиции вместе с хозяевами по следам угнанных лошадей подошли к границе Монголии и доказали факт перехода границы, монгольской стороной не предпринято никаких мер по поиску и возвращению лошадей.
Арата удивляет: почему, когда на тувинскую территорию угоняют монгольский скот, тувинские сыщики реагируют намного оперативнее, чем полицейские Монголии в случае угона на их территорию.
Претензия животновода справедлива. По этому поводу между милиционерами Тувы и Монголии не раз проходили рабочие встречи, и каждый раз обе стороны обещают тесно сотрудничать и оказывать всяческое содействие по возвращению похищенного скота.
Но, если тувинские стражи порядка обещание свое выполняют, то соседи активность проявляют не всегда.
ЧИП СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ
Поиск пропавшей скотины по следам, которым пользовались еще далекие предки тувинских чабанов, не всегда приводит к успеху. Он устарел, сегодня существуют современные технологии, на внедрение которых в серьезном аратском хозяйстве не стоит экономить.
Заместитель министра внутренних дел Владимир Байкара, считает таким эффективным методом вживление в кожу животных микрочипов.
Эта технология была подробно изучена младшим научным сотрудником Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Академии наук Александром Манзырыкчы.
Молодой ученый в 2007 году выиграл грант Председателя Правительства Тувы на выполнение проекта «Численное исследование применения электронных средств слежения и идентификации для борьбы с кражами скота на территории Республики Тыва и сопредельных регионов».
Однако до сих пор актуальное исследование не нашло практического применения в республике. В отличие от Кировской области, где в рамках национального проекта по агропромышленному комплексу используются два вида микрочипов: пассивные и активные.
Как рассказал Александр Манзырыкчы, пассивные микрочипы стоимостью от пятидесяти центов до двух долларов США используются поголовно и неограниченно.
Активные служат в течение определенного времени и подлежат замене, так как они работают с помощью батареек, их цена – минимум сто долларов. Они устанавливаются, как правило, в племенных животных, так как их себестоимость выше обычных. Соответственно, такой защитой могут воспользоваться только состоятельные владельцы скота.
Рекомендуется использование микрочипов в сочетании. Эффективность от одновременного использования обоих видов чипов намного выше.
Программа предусматривает автономное слежение за каждым животным, а при использовании активного чипа дистанционно вводится полная информация о владельце и животном. Даже продать такое животное можно только с помощью пластиковой карты, в которой и хранится вся информация.
Автор проекта надеется, что использование хотя бы недорогих пассивных чипов на территории республики будет возможно уже через пару лет. Для этого им уже разработано технико-экономическое обоснование.
МЕДЛЕННЫЙ ПРОТОКОЛ
Пока же чип только спешит на помощь обворованным аратам, чтобы обезопасить их в будущем, в настоящем оперативник милиции, к сожалению, спешит далеко не всегда.
В Чадане – во время открытого заседания, посвященного борьбе со скотокрадством – эту проблему озвучил глава администрации города Святослав Ондар.
Потерпевший торопится в милицию, чтобы заявить о краже скотины. Он уже сам знает, в сторону какого района угнали его лошадей или коров – проследил по следам. Он просит милиционеров по горячим следам вместе с ним поехать в это место и приступить к поиску.
Однако вместо этого сотрудники милиции начинают очень медленно составлять протоколы, медленно допрашивать потерпевшего, теряя драгоценное время, ведь скотокрад ждать неторопливых оперативников не будет.
Замечание обосновано. Это признал и сам начальник ОВД по Дзун-Хемчикскому кожууну Валентин Баянов: следственно-оперативная группа не всегда своевременно выезжает на место происшествия.
ОБЩИЙ ЯЗЫК
В целом же количество краж скота в Дзун-Хемчикском районе уменьшается: в 2007 году было зарегистрировано 42 факта кражи скота, за 11 месяцев 2008 года – только 17.
Из них шесть дел раскрыто и окончено с обвинительным заключением, по остальным проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
Как отметила глава администрации села Хорум-Даг Татьяна Монгуш, сами жители даже не ожидали, что уровень преступности в районе впервые за много лет снизится до такого минимума. Во многом, считает она, благодаря умелому руководству начальника ОВД Валентина Баянова, который нашел общий язык с руководителями исполнительных органов власти.
А представителям власти на местах удалось найти общий язык с жителями. Так, в Хорум-Даге работают активисты, которые осуществляют контроль: кто и куда повез мясо, чье оно.
Выдача липовых справок на мясо без проверки в этом селе просто невозможна. Благодаря активу удалось сохранить скот сельчан без потерь.
СТОРГОВАТЬСЯ С ВОРОМ
Однако общее снижение уровня краж скота в 2008 году, как в целом по Дзун-Хемчикскому кожууну, так и по республике в целом, еще не является свидетельством того, что проблема скотокрадства в республике скоро перестанет быть проблемой. Просто она приобретает скрытые формы.
В милицейской статистике речь идет только о зарегистрированных преступлениях. А множество преступлений оказываются незарегистрированными по вине самих обворованных.
Об этом откровенно, в присутствии членов общественного совета, говорили в Чадане.
Среди чабанов распространилась порочная практика: когда они сами или с помощью сотрудников милиции настигают скотокрадов на месте происшествия или забоя, то начинают отказываться писать заявление, поскольку скот в целости и сохранности возвращается владельцу.
«Прощая» воров, они убеждают их в безнаказанности: значит, можно спокойно снова идти воровать.
Зачастую «прощают» не безвозмездно, а за плату: в процессе расследования возбужденного дела подозреваемым или их родственникам удается уговорить потерпевших изменить показания или забрать заявление на весьма выгодных условиях: за это им вернут скот на несколько голов больше, чем похищено.
А бывает, что потерпевшие сами начинают вымогать у подозреваемых деньги за отказ от подачи заявления. Делая на вымогательстве «свой маленький бизнес», они сами превращаются в преступников, нарушающих Уголовный кодекс.
НИЧЕГО НЕ ВИДЕЛ,
НИЧЕГО НЕ СЛЫШАЛ
Торгуясь с вором, сам превращаешься в вора, покрывая вора – становишься его пособником.
Об этом – наболевшем – говорили авторитетные чабаны Дзун-Хемчика. Нужно перестать покрывать своих соседей, знакомых, даже близких, занимающихся кражами скота. Если все научатся говорить прямо в глаза правду о том, что скотокрадство не приведет к добру, остановить зло возможно.
Лучший друг скотокрада – тот, кто видел, кто угнал у соседа корову, но говорит, что не видел, кто слышал, куда увели стадо овец у другого соседа, но говорит, что ничего не слышал.
Перефразируя русскую пословицу, такие люди живут по принципу: «Моя юрта с краю, я ничего не знаю». Но если сегодня ты не сообщишь в милицию о том, что неподалеку забивают соседский скот, то завтра так же забьют и твою овцу, а твои соседи так же промолчат.
НЕ НАКЛИКАТЬ БЕДУ НА СВОЙ РОД
Скотокрады – это люди недалекие, бездуховные, с нищенским мировоззрением, которые уже заранее программируют и себя, и своих детей на саморазрушение.
Приобретая что-то нечестным путем, вор накликает беду на свой род. Скотокрад временно считает себя успешным, ловким удальцом: еще бы, он провернул такую сделку, так быстро заработал много денег, продав похищенный скот перекупщику!
Но эти деньги, добытые ценой несчастья других и жестокого обращения с животными, никогда не принесут ему счастья, благополучия и успеха.
Думаю, что этот нравственный вывод стал основным итогом первого этапа общественной акции «Всем миром – на борьбу со скотокрадами!»
Второй этап акции начнется весной 2009 года.
КАК УБЕРЕЧЬ СВОЙ СКОТ
Памятка животноводу
Лучше принять меры по охране скота, чем тратить много
сил и средств на его поиски в случае хищения или пропажи.
Для этого рекомендуется:
В дневное время
Выбирать пастбища, постоянно находящиеся под наблюдением.
Не допускать удаления скота от чабана (пастуха) на расстояние, которое позволит злоумышленникам успеть совершить хищение.
Не оставлять места пастбища.
Пасти скот лучше недалеко от других чабанов (пастухов).
По возможности скот, насчитывающий более ста голов, пасти не менее, чем двумя чабанами (пастухами).
Не спать и не употреблять алкогольные напитки во время охраны скота.
В ночное время
Владельцам скота необходимо иметь сторожевых собак, лучше несколько, и держать их вблизи стаек (кошар).
Зимой скот содержать в стайках, закрываемых на надежные замки, в летнее время в кошарах, оборудованных таким образом, чтобы не допустить свободного проникновения похитителей.
Можно оборудовать навес над кошарой, где можно будет спать по ночам, тем самым на 70 % обеспечив охрану скота.
В районах, где есть отделы вневедомственной охраны, рекомендуется пользоваться их услугами по постановке стаек и кошар на пульт охраны.
Поверьте, милиция среагирует на сигнал в считанные минуты.
Стайки лучше строить и располагать так, чтобы их двери были видны из жилого помещения: окон, дверей.
При обнаружении владельцами либо иными лицами хищения (пропажи) скота необходимо своевременно любыми доступными способами – телефон, мобильный телефон, радиостанцию, через прохожих, самим и т.д. – сообщить в ближайший отдел внутренних дел для принятия сотрудниками милиции своевременных мер по поиску скота, после чего самостоятельно или вместе с сотрудниками милиции разыскивать скот.
Ни в коем случае не рекомендуется заниматься самостоятельными поисками пропажи, не уведомив до этого милицию.
Подача сообщения по истечении нескольких суток после обнаружения хищения (пропажи) скота затрудняет его поиски и может привести к печальным результатам.
Лада ОЮН, начальник отделения информации и общественных связей МВД по РТ, подполковник милиции