газета «Центр Азии»

Четверг, 12 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2009 >ЦА №5 >Врачебная тайна: по законам любви

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Daddy

Врачебная тайна: по законам любви

Люди Центра Азии ЦА №5 (6 — 12 февраля 2009)

(Продолжение. Начало в №3 от 23 января, №4 от 30 января)

 

ВЕЗДЕ НАЙДЁТ И РАССТРЕЛЯЕТ

altС 1963 года и до самого выхода на пенсию Вячеслав Иванович Наумов проработал хирургом-травматологом ресбольницы.

Он делал сложные операции при черепно-мозговых травмах, ранениях сердца и повреждениях позвоночника. Это, не считая бесконечных переломов костей и повреждений суставов.

Травматолог Наумов оперировал перелом бедра, очень нехороший, у знаменитого актера Максима Мунзука и поставил его на ноги. А после учебы в городе Кургане овладел техникой использования аппарата Елизарова для ускорения сращивания сложных переломов конечностей и удлинения их.

Кроме того, по просьбе министра здравоохранения Тувы Николая Васильевича Сизых он руководил в ресбольнице строительством надстройки операционного блока, где разместили просторные операционные залы.

В душе – поэт, муж рассказывал, как однажды, закончив на рассвете сложную операцию, он встречал восход солнца, стоя возле окна операционной:

«Поздним вечером из погранотряда привезли офицера с редкой фамилией Каркадало. Кисть его правой руки была окровавленной. Большой палец висел на лоскуте кожи. Раненый был крайне возбужден и во время осмотра кричал, что если я не восстановлю кисть, он меня везде найдет и... расстреляет.

Всю ночь я штопал его руку. Под конец увидел, что торчит еще одно оборванное сухожилие, и тогда, уже наугад, я пришил его к другому концу. А потом, подойдя к окну и увидев восходящее солнце, попросил: «Если ты, Иисус, есть, помоги мне восстановить кисть у Каркадало!»

Много лет спустя, будучи уже в звании полковника, этот офицер приезжал к нам в гости. За накрытым столом он демонстрировал всем, как гибко работает большой палец и вся его правая кисть.

К плановым операциям Вячеслав Иванович готовился тщательно. Разложив на письменном столе медицинские журналы и монографии, читал, чертил, что-то высчитывал, особенно, если предстояла операция на позвоночнике, которая длилась шесть-восемь часов.

ЭСКУЛАПЫ МОЕГО РОДА

У больных, которых оперировал Наумов, очень редко случались гнойные осложнения, потому что он всегда следил за чистотой своих рук и даже в самые голодные годы перестройки не соглашался Врачебная тайна: по законам любвиприобретать дачу, которая была выходом для многих врачей: там они выращивали картофель, овощи, чтобы кормить семью.

«Хирург не имеет права возиться в навозе!» – говорил он.

Он очень требовательным был к дочери Светлане, которая пошла по нашим стопам: тоже училась в Красноярском мединституте, а потом работала дерматологом в тувинском республиканском кожно-венерологическом диспансере.

Последнее десятилетие XX века люди страдали не только от недостатка еды и лекарств, не было даже мыла! В республике вспыхнули сифилис и чесотка. Светлана Вячеславовна Наумова дневала и ночевала в кожвендиспансере вместе с главным врачом Лидией Алексеевной Охотниковой, у которой она работала заместителем по лечебной работе и заведовала оргметодкабинетом.

В аптеках не было необходимых мазей, чтобы лечить кожные болезни, нам с дочерью пришлось готовить народные средства: из корешков, цветов и трав делали вытяжки, а потом кипятили «гуманитарное» растительное масло и готовили эмульсии, которыми мазали больных.

Эскулапы моего рода выстояли. Никто не бросил медицину и не уехал из Тувы, пока не закончил свою миссию.

Наша мама Рыбина Мария Ивановна дала высшее медицинское образование трем своим дочерям и сама до выхода на пенсию работала в костном отделении Тувинского тубдиспансера, делала, причем довольно искусно, гипсовые кроватки и корсеты для больных, страдавших туберкулезом позвоночника.

Врачебная тайна: по законам любвиМоя старшая сестра Александра после окончания Красноярского мединститута вместе с мужем Владимиром Дьяковым отработала по распределению три года в Бай-Тайге, а потом в Кызыле: она – фтизиатром, а он – онкологом.

Александра Григорьевна долгие годы перед выходом на пенсию заведовала оргметодкабинетом в тубдиспансере, а ее дочь Елена Владимировна Дьякова в самые трудные годы перестройки работала начмедом в республиканской поликлинике, где смогла обеспечить на достойном уровне диагностику и лечение больных.

Только Людмила, младшая моя сестра, отработав положенный срок в Туране операционной сестрой, поступила в Кемеровский мединститут на педиатрический факультет и по направлению работала потом в Новокузнецке. Познакомилась с внуком генерала Акулова, вышла за него замуж, и он увез ее в город Жуковский, где она работала детским врачом, а потом главным врачом детского санатория в Подмосковье.

Время летит стремительно. Мой внук Ванечка после того, как побывал вместе со своей мамой Светланой в гостях у Людмилы и Василия Акуловых, посмотрел авиашоу, посетил музей, где ему позволили потрогать скафандр Гагарина и его личные вещи, рассказывая мне о космонавтах, заявил:

– Знаешь, бабуля, я, наверное, прежде, чем стать врачом, как все вы, сначала буду военным летчиком-испытателем новых истребителей.

ПИТЬ НАДО МЕНЬШЕ!

В те далекие семидесятые годы, годы нашей молодости, врачей в Туве не хватало. Работали все на шестидневке, выходной – только воскресенье.

Иногда мы с мужем не виделись неделями. Днем работали – каждый в своем отделении, ночами часто дежурили. Да еще командировки.

Дочка – в детском садике днем, а вечером ее забирали то мама, то папа, а в дни, когда дежурства совпадали, Светланка дежурила со мной. Может быть, поэтому она тоже выбрала профессию врача.

Однажды дежурил папа, а дочку должна была забрать я. В шесть часов вечера я еще была в кардиологии: заполняла историю болезни поступившего в мою палату тяжелого больного. Врачи уже все ушли домой, а я ждала дежурного, чтобы лично передать свои назначения и лекарство. В те времена, если дефицитного лекарства поступало мало, его курсом назначали одному больному, чтобы установить эффект этого препарата.

Я сидела в приемном покое и ждала Лилю Кузнецову, которая должна была этой ночью дежурить в отделении кардиологии. Слышу: подъезжает грузовая машина. Хлопнула входная дверь. Вышла в комнату для посетителей и увидела двух мужчин, которые держали под руки парня в рабочей одежде. Он дико озирался по сторонам и вырывался.

Один из сопровождавших сбивчиво пытался рассказать, что его напарник Петр сегодня, как обычно, работал на экскаваторе (а приехали они с угольного разреза), но вдруг бросил машину, даже не выключив двигатель, и с дикими воплями бросился прочь. Остановили его у самого карьера.

Во время рассказа Петр внезапно вырвался и с размаху рухнул на край хрупкого деревянного диванчика, что стоял в комнате. Ножки диванчика с треском разломились, и он оказался на полу.

– У него острый психоз, – определила я и открыла дверь в коридор стационара. Там была постовая сестра, попросила ее сделать больному укол аминозина. Нина ввела лекарство и ушла.

В это время к больнице подъехала новая машина, на этот раз «Газик», снова хлопнула дверь и вместе с клубами пара ввалились трое мужчин: два милиционера держали под руки пьяного, верткого человечка в засаленной телогрейке и в стоптанных валенках с отворотами.

Никто и опомниться не успел, как пьяный неожиданно вырвался, молниеносно выхватил из-за голенища финский нож и, подпрыгнув, ткнул им милиционера в лицо. Тот схватился за лицо руками, между его пальцами мгновенно потекла кровь.

От неожиданности я вскрикнула и бросилась навстречу. Пьяный зыркнул на меня безумными глазами и взмахнул рукой, готовясь к следующему удару. Но ударить он уже не успел: один из рабочих, привезших работника с разреза, отпустив его, обмякшего от инъекции, ладонью с силой ухватил лезвие финки и резко дернул ее на себя. Но от боли тут же отбросил нож в сторону и громко выругался.

Окровавленный нож, звеня по мраморному полу, отлетел к дверям стационара. Второй милиционер уже заломил назад руки преступнику и крепко держал его.

И в этот момент в дверь вошла долгожданная Лиля. Мгновенно оценив обстановку, она, как заправский футболист, ударом сапожка откинула нож к двери, где его тут же подобрал водитель милицейского «Газика».

Опомнившись, я вместе с Лилей перебинтовала раны, которые, к счастью, оказались неопасными, а затем мы отправили пострадавших в травмпункт. Того же больного, у которого был острый приступ психоза, увез с собой в психиатрическое отделение доктор Гоц.

Когда пришла в детсад за дочкой, было уже совсем темно. Светланка одиноко сидела на своем стульчике в углу, а рядом, ворча и вздыхая, мыла полы нянечка. Работала она здесь недавно, меня не знала.

Увидев мои трясущиеся руки, которыми я никак не могла застегнуть пуговицы на дочкиной одежде, няня ехидно прошипела:

– Пить надо меньше!

Продолжение в № 5 от 6 февраля

Фото: 1. Вячеслав Наумов. После операции. Начало девяностых годов ХХ века.

2. Светлана Наумова с сыном Иваном. Кызыл, 2005 год.

Альбина НАУМОВА

 (голосов: 6)
Опубликовано 7 февраля 2009 г.
Просмотров: 5154
Версия для печати

Также в №5:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru