– Хотелось бы узнать поподробнее о тех наших ламах, которые
занимаются реставрацией буддийской коллекции Национального музея Тувы и нашли клад в статуэтке Будды: откуда они родом, где учились?
Н. Куулар
Оба ламы, с февраля 2009 года работающие в музее специалистами по тибетским текстам и проводящие идентификацию и реставрацию тибетской атрибутики в его фондах, – уроженцы сельской местности.
Аганак Хертек родился в селе Тээли Бай-Тайгинского района в 1977 году. В 1994 году закончил среднюю школу.
В 1995 году начал изучать буддизм в хурээ Тубтан Чойхорлинг Кызыла под духовным руководством Санчая башкы и Артура башкы. Затем Аганак Щорсович назначается помощником и переводчиком тибетских учителей Лобсанг Тубтена и Такпа Гьяцо.
В 1997 году его избирают Камбы-ламой Республики Тыва. Церемония посвящения первого Камбы-ламы Тувы проходит 21 октября, с участием большого количества верующих.
Кстати, первое свое интервью в качестве Верховного ламы он дал газете «Центр Азии», оно было опубликовано 6 ноября 1997 года, именно оно открывает второй том книги «Люди Центра Азии».
В 2000 году Аганак башкы решает отправиться на учебу в Индию, в Дхарамсала, где он учился, в основном, в качестве вольнослушателя в институте Норбулинка. Отучившись там семь лет, в 2007 году возвращается в Туву.
Байыр-оол Шыырап родился в селе Кунгуртуг в 1976 году. Закончил школу в 1993 году.
Вскоре начал изучать буддизм в столице Тувы под духовным руководством Содунам башкы, а в 1996 году отправился на учебу в Индию, в монастырь Дрепунг Гоман.
Находясь в Индии, изучал курс Праманы – теории верного познания и логики.
После окончания курсов вернулся на родину. В Туве Байыр-оол Серенович готовил послушников для хурээ Цеченлинг и организовывал их направление в Индию – учениками в монастырь Дрепунг Гоман.
В 2001 – 2002 годах Байыр-оол башкы работал в Калмыкии, а с 2005 по 2007 год – заместителем вновь избранного Камбы-ламы Республики Тыва.