«Крематорий – это актуально» – так назывался опубликованный в № 38 «Центра Азии» от 25 сентября материал Хеймер-оола Ооржака, рассказывающий о проблеме столицы Республики Тыва: на городском кладбище – уже сегодня дефицит мест под будущие захоронения.
Мэрия и городские депутаты перед дилеммой: что планировать в Кызыле – новое кладбище или крематорий? По предварительным расчетам, строительство крематория обойдется – в 20 миллионов рублей, нового кладбища – в 200 миллионов.
Прекрасно осознавая, что на то и другое средств в городском бюджете найти невозможно, мэрия столицы Тувы в надежде на поддержку республиканского правительства предложила включить два этих объекта в Программу софинансирования инвестиционных проектов из республиканского бюджета на 2010 год.
Попадет ли строительство крематория в бюджет следующего года – зависит от решения правительства РТ и депутатов Законодательной палаты Великого Хурала.
А пока мы решили узнать мнение горожан по этой проблеме.
Что предпочитаете вы: гнить в земле или улететь в небо?
Юрий КОСАРЬКОВ, пенсионер:
– Я предпочитаю крематорий. Если будет такая возможность – лучше кремировать. Дешевле обойдется. Урна с прахом лучше могилы.
Тимур ДУЛУШ, художественный руководитель духового оркестра Правительства Тувы:
– Я еще молод, чтобы думать об этом. И это зависит не только от меня, но и от моих родственников. Считаю, что у человека должен быть выбор в вариантах погребения – в соответствии с его духовными ценностями и понятиями о жизни после смерти.
Владимир ООРЖАК, начальник отдела культуры Департамента культуры и туризма Мэрии г. Кызыла:
– Я бы предпочел, чтобы меня сожгли и сохранили прах, как в Индии.
Григорий ТАРБАСТАЕВ, пенсионер:
– Прежде у нас, тувинцев, не было могил. Умершего просто уносили подальше от жилья и оставляли, отдавая его природе. Только с начала двадцатого века стали хоронить умерших. Захоронение – это своего рода культура и воспитание будущего поколения.
Я предпочитаю могилу, чтобы родные и близкие могли прийти и поклониться.
Кежик МАНДАН-ХОРЛУУ, участковый:
– Я хочу, чтобы меня похоронили в земле. Считаю, что родственникам и близким должна остаться память в виде могилы.
Раиса КУЖУГЕТ, заместитель председателя Хурала представителей г. Кызыла:
– Предпочитаю улететь в небо, потому что это хорошо и романтично. Это чище и для земли, и для меня.
Бриллианты из пепла умерших
Кремация – с последующим захоронением урны с прахом в земле, хранением дома на камине или развеиванием по ветру в определенном месте, в соответствии с волей умершего – уже давно сложившаяся в мире практика.
В последнее время появилось и новое – в Европе и США делают украшения из усопших родственников.
Кристаллы, спрессованные из привезенного родственниками из крематория праха усопшего, после огранки называют «бриллиантами памяти».
Их производят американская фирма LifeGem и швейцарская Algordanza. Бриллианты из пепла хранят дома в шкатулке или вставляют в кольцо, кулон.
Нечто подобное жители Тувы видели в августе 2009 года в Национальном музее на передвижной выставке буддийских реликвий – разноцветные камни-бусины, оставшиеся после кремации буддийских учителей. Эта выставка пользовалась огромной популярностью: несколько дней люди подолгу стояли в несколько рядов, чтобы посетить ее. Многие приходили неоднократно.
Заказывая «бриллианты памяти», прагматичные европейцы стремятся решить и вполне житейскую проблему ухода за могилой родственников.
Рынок труда сейчас нестабилен, и многие европейцы постоянно переезжают из города в город в поисках лучшей работы. Они не знают, где будут жить дальше, но не хотят оставлять без присмотра дорогие им могилы. Бриллианты из пепла для некоторых из них кажутся своеобразным выходом из положения.
Швейцарские бриллианты из умерших родственников производят на основе технологий, разработанных в подмосковном городе Троицке, в Технологическом институте сверхтвердых и новых углеродных материалов (ФГУ «ТИСНУМ»). «Алгорданца» купила российские технологии.
Более 50 процентов заказов на «бриллианты памяти» поступают от тех, кто сам себя завещает сделать бриллиантом.
Австрийка Беате Клик (Beate Clik) считает:
«Это здорово, что человечество отходит от консервативного прощания с любимыми и находит новые формы погребения. Какая прекрасная мысль – радовать своих близких и потомков, сияя в ювелирном украшении. Для себя я решила быть погребенной именно так!»