газета «Центр Азии» №39 (2 — 8 октября 2009)
Добрые новости

Наперегонки с собой

2 октября 2009 г.

Автогонщик с протезами вместо рук Олег Ондар принял участие в ралли «Шёлковый путь»

Наперегонки с собойОт Казани до Ашхабада – маршрут прошедшего в сентябре ралли «Шелковый путь». Недельная гонка высококлассных машин проходила по дорогам трех стран: России, Казахстана, Туркменистана. До финиша добрались 34 автомобиля и 16 грузовиков.

Среди участников ралли был и гонщик из Тувы. Только его время на этапах не фиксировали судьи. Он проходил трассу в категории «любители». В ней автомобилисты соревновались между собой и сами с собой.

Самым необычным участником этой категории стал Олег Ондар – автогонщик из Кызыла

с протезами вместо рук.

Участок Бейнеу – Жанаозен (Казахстан) корреспондент interfax.ru Сергей Костыркин проехал в багажнике двухместного «Митсубиси Паджеро» гонщика из Кызыла и рассказал о нем.

Олегу Ондару 53 года. Он приехал на ралли из Кызыла.

Последние 10 лет профессионально занимается автоспортом, выступает в соревнованиях, а до этого занимался футболом, получил диплом тренера спортивных игр в Санкт-Петербурге, тренировал спортсменов.

Он приехал на ралли на тринадцатилетней праворульной «Митсубиси Паджеро». Ее укрепили и переоборудовали специально для ралли незадолго до старта: поставили внутреннюю раму, приделали на сиденья стропы и прикрепили на руль небольшой штырь.

На бивуаках «Шелкового пути» Олегу сложнее, чем за рулем. Одеваться без посторонней помощи он не может, есть тоже: ни вилку самому взять, ни бутылку с водой.

Зато в вождении не уступает в гонке другим «любителям»: стоит только сесть в машину и повернуть ключ зажигания.

В 19 лет Олег Ондар потерял обе руки.

«В 1975 году все случилось. Работал тогда водителем. Загорелся трансформатор. Хотел потушить, попал под высокое напряжение и потерял руки. Левую ампутировали полностью, правую – по локоть», – вспоминает Олег.

Только в 1986 году появилась возможность поставить протезы. И в тот же год у него появился первый автомобиль – «Запорожец».

Спустя некоторое время стал заниматься гонками. Со временем автоспорт, бывший увлечением, превратился, как называет это сам Олег, в «почти профессию».

В 1993 году прошел в своем первом рейде по России – от Красноярска до Москвы. Потом сменил «Запорожец» на «Оку» и продолжал ездить на соревнования.

В 1997 году сопровождал «Мастер-ралли» от Байконура до российской столицы, побывал в Каракумах, отдельно проехал пробегом по Москве.

Но «Шелковый путь» – первая его многодневка. Поэтому и в категорию «легковые автомобили» не пустили. Но Ондар не унывает: «От того, как здесь проеду, все будет зависеть. Если хорошо проеду, может быть, в другую гонку возьмут».

В роли штурмана на ралли – его племянник Андрей. Олег показал все свое мастерство. Пилот без рук не допустил ни одного опасного момента на трассе, легко обгонял «технички» и других любителей.

Он готов ехать дальше в любом ралли и по любому маршруту, куда только позовут.


http://www.centerasia.ru/issue/2009/39/2989-naperegonki-s-soboy.html