газета «Центр Азии»

Среда, 21 ноября 2018 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2009 >ЦА №38 >Большой очаг цэнгэльских братьев

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Большой очаг цэнгэльских братьев

Люди Центра Азии ЦА №38 (25 сентября — 1 октября 2009)

Большой очаг цэнгэльских братьевВы посещали Туву в Монголии?

В селе Цэнгэл, окруженном горами, живут наши братья – этнические тувинцы.

Как они там оказались? По мнению ученых, когда в конце ХIХ века начали возводить «монгольские пограничные линии», многие кочевья тувинцев оказались за пределами государственной границы и были отрезаны от основного этноса.

В августе 2009 года в составе этнографической экспедиции кафедры археологии, этнографии и исторического краеведения Тувинского госуниверситета я побывал в этом уникальном краю.

В Монголии тувинцы расселены во многих аймаках, но наиболее компактно проживают в Кобдосском, Баян-Ульгийском, Убсунурском.

Село Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака населяют около 1800 тувинцев, кроме них там живут казахи, составляющие большинство населения. Приехать сюда можно на попутках с пересадками: Хандагайты – Боршоо – Ульгий – Цэнгэл.

Местные жители, в основном, занимаются сельским хозяйством – держат скот. Некоторые подрабатывают продажей сувениров ручного производства. Село славится умельцами и талантами, является колыбелью известной песни «Мен Тыва мен» («Я – тувинец»).

Сегодня у цэнгэльцев есть свои особенности быта, языка и культуры, которые отличают их от тувинцев России.

Общались мы на тувинском языке, хорошо понимая друг друга, несмотря на использование ими заимствованных монгольских и казахских слов. Длительное соседство с монголами и казахами сказалось на культуре. В быту, традициях появились новые элементы. Яркий пример: гостям в селе и в аалах принято подавать казахское национальное блюдо – бешбармак.

Удивили люди – открытые, душевные, талантливые. Неблагоприятные экономические условия и неласковый климат только укрепляют их характер. Местная молодежь значительно отличается от нашей: поставленная в условия иноэтничной среды, она озабочена сохранением культуры, языка, традиций.

Жить, верить в народ и работать – вот лозунг уроженца этих мест Одхуу Эрденечулууна (Оdkhuu Erdenechuluun), председателя комитета тувинской молодежи студентов в Монголии «Улуг-Одаг» («Большой очаг»).

Моя мама – СССР

Большой очаг цэнгэльских братьев– Одхуу, расскажи, пожалуйста, о себе и своей семье.

– Родился я 18 января 1985 года в самом высокогорном, пограничном западном Баян-Ульгийском аймаке Монголии, в селе Цэнгэл.

Моя мама Сесээр, тоже родилась здесь. Когда она в 1958 году появилась на свет, ее назвали в честь великой страны – СССР. Работает ветеринаром и в то же время руководит обществом портных и чабанов.

Мой дедушка Орей Эрденечулуун сражался во Второй мировой войне.

В семье нас пятеро детей. Я, закончив школу в Цэнгэле, поступил на юридический факультет Улан-Баторского университета.

– Какова студенческая жизнь монгольских студентов?

– В нашей стране высшее образование получают в течение четырех лет. Преподавание – на высоком уровне. Сильно развиты международные связи университетов. Высока сознательность студентов, они осознанно и старательно стремятся получить высшее образование.

– Много ли тувинских студентов учится в Улан-Баторе?

– В своем университете из тувинцев я был один. В университетах столицы учится свыше пятидесяти студентов, которых я знаю. На самом деле их число гораздо больше. Примечательная особенность студентов-тувинцев из России: в Улан-Баторе между собой они предпочитают разговаривать на русском языке.

– Как создавалась ваша общественная организация?

– Когда в 2007 году закончил университет, мы с единомышленниками решили, что нужна организация, которая объединяла бы молодежь из числа этнических тувинцев. И создали комитет тувинской молодежи и студентов в Монголии «Улуг-Одаг» («Большой очаг»).

Мы часто проводим спортивные, культурно-массовые мероприятия, научные конференции. Они направлены на патриотическое воспитание, повышение образовательного уровня и объединение этнических тувинцев.

Оказываем поддержку студентам и молодежи в решении вопросов обучения и работы. Сейчас число членов организации достигает ста человек.

– В каких городах работает ваш комитет?

Большой очаг цэнгэльских братьев Юридический адрес организации зарегистрирован в селе Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака. Но мы объединяем студентов, обучающихся в учебных заведениях в аймаках страны, а также выехавших на обучение за рубеж.

Основная работа ведется в Улан-Баторе, так как здесь сосредоточено наибольшее количество обучающейся и рабочей молодежи. Собираемся активно работать в аймаках и больше внимания уделять молодежи провинций.

Охотник, философ, шахматист

– Ты уже начал профессиональную карьеру?

Да, работаю юристом в монгольско-американской компании «ONOM» в Улан-Баторе. Наша компания работает в сфере IT-технологий.

– Что для тебя отдых?

– Когда бывает созерцательное настроение, я изучаю философию и заветы, читаю исторические книги, познаю явления природы.

Когда хочется размять мышцы – охота, баскетбол, таэквондо. Очень люблю острые партии в шахматы.

– Любимое изречение?

– Слово, как лист, в многолистном дереве бывает мало плодов.

– У тебя уже есть счастливая избранница жизни?

– Я – в поиске. Моя горячая мечта – создать традиционную тувинскую семью, чтобы это было примером для молодого поколения этнических тувинцев.

Большой очаг цэнгэльских братьевЧеловеку дана одна единственная жизнь, и он должен прожить ее правильно и красиво. У меня большие планы на собственную жизнь, надеюсь их воплотить в реальность.

– Любишь ли ты путешествовать?

– Да. Посетил все уголки родного Баян-Ульгийского аймака. Он очень красив: высокогорный ландшафт, много озер, большое разнообразие животного мира. Поездил по всей западной Монголии.

По делам своей компании ездил в Пекин и пограничные города Китая.

А в первый раз «побывал» за границей в 2008 году, тогда я просто походил по пограничной с Тувой территории. Зато в этом году мне посчастливилось вместе с мамой и делегацией из Цэнгэла посетить праздник Наадым-2009 в Республике Тыва, в Сут-Хольском кожууне.

Праздник удался. Порадовала география участников Наадыма, познакомился с замечательными людьми.

Заметил, что в столице Большой Тувы – Кызыле проводится много строительных работ, возможно, к следующему приезду город будет не узнать. Эта поездка на большую родину была для меня очень радостной и полной впечатлений.

Помощь Большой Тувы

– Какие трудности приходится испытывать тувинской молодежи в Монголии, в Цэнгэле?

– Хотелось бы, чтобы молодежь, получив образование, работала на благо своей малой родины – Цэнгэла. Если молодые специалисты будут работать на своей земле, народ будет процветать.

Но проблема в том, что когда молодые заканчивают обучение в крупных городах Монголии и приезжают в Цэнгэл, им некуда устроиться на работу, потому что мало рабочих мест. На работу устроиться трудно.

В Баян-Ульгийском аймаке тувинцы и монголы составляют меньшинство населения, казахи составляют около 90 процентов. Соответственно, казахские чиновники, в основном, берут на работу своих соплеменников.

Другая проблема, которая волнует многих тувинцев – «сближение крови». В основном, все цэнгэльские тувинцы вследствие браков стали связаны между собой родственными узами. Получается, что для улучшения местного генофонда желательно находить супругов издалека, например, из Тувы.

А в больших городах, например – в Улан-Баторе, иногда возникают казусы. Многие монголы даже не подозревают, что в Монголии исконно проживали и проживают другие народы. Поэтому, нас, тувинцев, считают приезжими из России. К сожалению, с этим приходится сталкиваться часто.

– Оказывает ли правительство Тувы конкретную помощь этническим тувинцам Цэнгэла?

– Да. Правительство Тувы оказывает поддержку: учебниками тувинского языка для местной школы, строительством бани и культурного центра для тувинцев в селе Цэнгэл. Радует и то, что сегодня благодаря строительству культурного центра созданы новые рабочие места для местных жителей.

Большой очаг цэнгэльских братьевМестные жители знают о помощи Тувы, всегда с радостью принимают ее. Поддержка Большой Тувы радует нас, поднимает дух народа (хей-аът).

Желания и чаяния жителей Цэнгэла таковы: «Если народ Большой Тувы будет счастливым и процветающим, будет расти благосостояние, то цэнгэльцам это будет большая радость. Если правительство будет крепким, численность народа будет расти, республика будет экономически развиваться – то это счастье для нас».

Мы, молодежь, сложа руки не сидим. Комитет «Улуг-Одаг» старается принести пользу народу и работает над этим постоянно.

Кстати, молодые люди начали выезжать на обучение в Туву с 1990-х годов. Некоторые из них остались в Туве, многие вернулись и работают на благо малой родины. В прошлом году, например, приехали двое выпускников.

Кто я? Кто мои предки?

– Какова ситуация в сфере религии?

– Этот вопрос волнует многих. Наши предки отправляли буддийский религиозный культ, в селе сохранился храм, разрушенный после Монгольской народной революции 1921 года. Буддийских лам репрессировали. Сохранилось лишь основное помещение храма. Существует проект восстановления хурээ, однако вопрос увяз в финансировании.

Считаю, решение вопроса восстановления хурээ принципиальным, так как у нас в настоящее время отсутствуют центры объединения тувинцев – религиозные храмы. Тогда как у казахской общины имеются две мечети и культурный центр.

Большой очаг цэнгэльских братьев– Есть ли в Цэнгэле лидер тувинской диаспоры, который мог бы всех сплотить?

– В настоящее время у нас в Цэнгэле нет личности, которая увлекла бы своими идеями и объединила всех этнических тувинцев.

Проведение каких-либо собраний затруднено тем, что население, в основном, кочевое, нужно ухаживать за скотом. Сельчане и кочевые жители между собой мало контактируют.

Хотелось бы, чтобы в дальнейшем единство цэнгэльских тувинцев укреплялось. Если бы наши уважаемые старейшины собирались, учили нас, это было бы показательным примером для молодежи.

– Как ты считаешь, что нужно предпринять молодым для сохранения традиционной культуры?

– Нужно задаваться вопросами: «Кто я? Кто мои предки? Что я могу сделать для процветания моего народа?». Если каждый будет задумываться над этими вещами и совершать поступки в их поддержку, народ будет развиваться, а это – миссия каждого гражданина, патриота своей страны.

Понимаю, что двадцать первый век – век глобализации и информационных технологий, многие молодые люди путешествуют за границу и приобщаются к ценностям разных стран. Однако нельзя забывать свои исторические корни, нужно знать свою этническую историю и культуру. Численность тувинцев невысокая, если наше поколение не позаботится о развитии народа, то кто знает, сохранится ли тувинский этнос в истории? Этот вопрос особенно актуально звучит здесь – в Цэнгэле.

Я верю, что наш народ сохранится в истории. Для других народов существуют, возможно, другие миссии. Но для нас эта – краеугольная.

 

Фото автора и из архива семьи Эрденечулуун

Фото:

1 «Я – верю!» Одхуу Эрденечулуун в степи у родного Цэнгэла.

2. Вперед, к вершине карьеры. Одхуу Эрденечулуун в Улан-Баторе, 2009 год.

3. Одхуу Эрденечулуун с мамой СССР. 10 августа 2009 года.

4. Дедушка Орей, участник Второй мировой войны.

5. Въезд в село Цэнгэл. У стелы – участники этнографической экспедиции и цэнгэльцы.

6. Строители культурного центра цэнгэльских тувинцев, работники школы, участники экспедиции. Село Цэнгэл.

Беседовал Ачыты ДАРТАЙ

 (голосов: 6)
Опубликовано 25 сентября 2009 г.
Просмотров: 12020
Версия для печати

Также в №38:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2018 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru