газета «Центр Азии» №28 (17 — 23 июля 2009)
Культурная жизнь

Сельский художник Сергей Кочаавступил в конкуренцию со скифами

18 июля 2009 г.

Сельский художник Сергей Кочаавступил в конкуренцию со скифамиМастер из села Кызыл-Даг Бай-Тайгинского кожууна Заслуженный художник Республики Тыва, член Союза художников России Сергей Кочаа взялся конкурировать со скифскими мастерами.

И преуспел в этом, изготовив копию шпильки скифской царицы из кургана Аржаан-2.

Кызыл-Даг – уникальное село Тувы. Здесь даже дети – художники-камнерезы.

А Сергей Кочаа – художник особый: на все руки. Акушер по профессии, давно оставивший ее ради творчества, но при необходимости могущий принять роды – однажды в его окно стучали три раза за ночь, и он не отказал никому – Сергей Хомушкуевич мастер и агальматолита, и тиснения по коже, и художественного литья.

Осваивать новое – азарт художника. И предложение Национального музея Республики Тыва – сделать копии царских сокровищ – принял с энтузиазмом. Хотел проверить себя: смогу или нет. Смог, хотя работа оказалась значительно сложнее, чем Сельский художник Сергей Кочаавступил в конкуренцию со скифамипредполагалось вначале. Взялся за нее в начале мае, закончил к концу июня.

Слепки с золотых оригиналов делал за запертыми бронированными дверями музейной сокровищницы под присмотром четырех глаз – заведующей фондами и охранника.

Удалось сделать два качественных слепка: носившегося на шее символа власти – массивной гривны старого царя и одной из шпилек, украшавших голову молодой царицы, отправившейся в царство мертвых вслед за повелителем. Это меньшая из двух шпилек – тридцатисантиметровая, увенчанная фигуркой оленя.

С гривной пока ничего не вышло. Как пояснил художник, для ее отлива не хватает размера печи, имеющейся в селе в цехе литья.

А вот шпилькой он доволен, уверен: сделал абсолютно точную копию. Изготовив из воска отливочную форму, работал по технологии вакуумного литья.

Шпилька-копия сделана из латуни. Но кроме материала, как уверяет мастер, ничем не отличается от драгоценного оригинала.

Работая над шпилькой, он постоянно восхищался: как точно древние мастера знали анатомию животных и как тонко ее передавали. В процессе освоения скифской технологии Сергей Кочаа раскрыл один секрет ювелирного оленя, благодаря которому он сразу отличит фальшивую непрофессиональную копию, если таковую кто-то рискнет изготовить.

Этот секрет художник открыл автору материала. Но облеченная доверием конкурента скифов «Центр Азии» не раскроет вам этой тайны.

Уж не обессудьте.

Фото:

 1. Сергей Кочаа с латунной копией шпильки из скифского кургана Аржаан-2. Фото Надежды Антуфьевой.

2. Золотой оригинал скифской шпильки.

Надежда АНТУФЬЕВА
http://www.centerasia.ru/issue/2009/28/2849-selskiy-khudozhnik-sergey-kochaavstupil.html