-
Вступить в общество книголюбов из двух человек, научиться вязать и вышивать крестиком, окончить лицей с золотой медалью, поступить на четыре факультета трех вузов одновременно, поработать в Америке, съездить по обмену в Финляндию и найти друзей из всех уголков мира.
-
Все это Татьяна Иридекова успела за 21 год.
-
Сейчас она перешла на пятый курс одного из лучших экономических вузов России – Государственного университета управления.
Хотелось фундаментального
– Таня, ты думала в детстве о какой-то определенной профессии, к чему больше склонялась?
– К чему только не склонялась! Не очень задумывалась об этом. Пробовала все: как только бабушка научила вязать, тут же записалась в кружок и постоянно что-то вязала, а еще шила одежду для своих кукол.
Потом мне захотелось стать банкиром. Даже любимой игрой для меня было что-то считать и вычислять на калькуляторе.
Еще читать любила. Во втором классе даже записалась в кружок книголюбов при школе. Когда родители меня спросили, много ли человек ходит на занятия этого кружка, я гордо ответила: «Много! Я и Нина Григорьевна – библиотекарь!»
Родители как услышали это, стали меня отговаривать, просить, чтобы я не отвлекала Нину Григорьевну от работы, раз больше в кружок никто не записался. Но я все равно ходила, мы постоянно проводили разные викторины по книжкам, и когда однажды вместе со мной, второклассницей, в викторине участвовали четвероклассники – я их всех победила!
До четвертого класса училась в школе №1 города Шагонара, потом мы переехали в Кызыл. С пятого класса училась в лицее № 15. В последних классах и пришло время определяться с профессией.
- Хотелось, чтобы это было что-то фундаментальное и одновременно интересное, что-то, что будет существовать всегда и вечно. Энергетика вполне подходила под это определение. И при выборе вуза я очень быстро остановилась на московском Университете государственного управления: на факультете управления в энергетике. Специальность – менеджер в сфере энергетики.
-
Медаль не пригодилась
– И сразу поступила?
– Нет. Поступала я сначала совсем не туда, а в Сибирскую академию государственной службы в Новосибирске. В этом городе училась моя сестра Аня, и мама, Людмила Арсентьевна, очень хотела, чтобы мы были рядом.
В СИБАГС я поступила, но тут же призналась маме, что очень хочу попробовать поступить и в ГУУ. Спасибо маме, она поняла меня, и мы тем же летом отправились в Москву.
Там, на подготовительных встречах перед экзаменами, нас пугали, что поступить в ГУУ могут только те, кто посещал в течение всего года платные занятия при университете. Я ничего такого не посещала, но поступить смогла. Хотя, конечно, вступительные экзамены меня очень сильно вымотали.
– Ты же окончила лицей с золотой медалью, она тебе как-то помогла?
– Нет, совсем не пригодилась. У восьмидесяти процентов тех, кто сейчас со мной в ГУУ учится – золотые медали. Так что приходилось рассчитывать только на свои знания.
– Получается, ты поступила сразу в два университета одновременно?
– Даже не в два, а в три. Еще могла поступить без экзаменов в Тувинский госуниверситет. Благодаря победам в конференции и олимпиаде там меня брали сразу на два факультета.
-
Под жутким прессом
– Тогда получается даже три с половиной вуза. Но с СИБАГСом все равно не ясно – у тебя там должны были аттестат забрать. Как же ты в ГУУ без него поступала?
– Пришлось понервничать. Моя сестра Аня бегала забирать аттестат из Новосибирска, а потом переправила его мне в Москву. В итоге аттестат привезли ровно за два часа до окончания сроков принятия документов.
– Энергетика – это, по-моему, очень сложно. Как справляешься с напряжением?
– О, тут отдельная история. Я ведь левша, а это обычно всегда люди творческих профессий. Но меня всегда привлекали именно точные науки. И творчество мое проявилось только тогда, когда стала учиться в ГУУ.
Когда постоянно сдаешь зачеты и экзамены по таким предметам, как технические основы производства электроэнергетики или экономика электроэнергетики, хочется какого-то творчества, чтобы разгрузить голову.
Поэтому я не выдерживала и, в особенно сложные периоды – во время сессии или сдачи курсовых – по ночам разрисовывала обычной гуашью стены в своей комнате в общежитии.
Так что мое творчество проявилось только под жутким прессом физики и энергетики.
-
Из Америки – с акцентом
– В прошлом году ты на все лето ездила работать в Америку. Трудностей с языком не возникало?
– Самые большие трудности с английским у меня были на первом курсе. В школе у нас, конечно, было превосходное преподавание языков, но это как раз и вызвало проблему. Потому что с помощью тестов студентов распределили на группы по знанию английского: слабый, средний, сильный. И я, применив все свои школьные знания, попала в самую сильную группу.
Там-то и пришлось тяжело: наш преподаватель пять лет прожила в Нью-Йорке, все мои одногруппники не раз были за границей и тоже превосходно знали язык, а у меня разговорный английский все-таки был не на таком уровне. Поэтому пришлось записаться на платные курсы и полгода усиленно совершенствоваться.
– Когда приехала в Америку, уже знала язык лучше самих американцев?
– Нет, конечно. Ведь нет предела совершенству. Я и поехала-то в Америку с главной целью – сделать свой английский еще лучше, поработать над произношением.
– А чем ты в Америке занималась, помимо того, что совершенствовала произношение?
– Работала. Сначала на горнолыжном курорте. Потом – на катке и в ресторане, а иногда подрабатывала официанткой на банкетах.
Американцы, кстати, сами очень небрежно относятся к своему языку. Мы, иностранцы, когда говорим по-английски, стараемся правильно употребляем времена и прочие грамматические тонкости, а они на все это почти не обращают внимания.
Но свой уровень языка я там все равно очень сильно повысила. Получилось даже так, что когда через четыре месяца вернулась в Россию, первое время забывала русские слова и говорила с акцентом.
-
Фурор валенок
– А как ты оказалась в Финляндии, да еще и на целых полгода?
– У нас в университете есть специальная программа по обмену. Можно на несколько месяцев поехать учится в другую страну. Я этим так загорелась, что сразу начала действовать. Целый семестр совмещала и учебу, и работу, чтобы накопить денег на поездку.
Это, конечно, было нелегко. Приходилось вставать в семь утра и идти на учебу, потом, после учебы, сразу бежать на работу – в фирму по подбору персонала высшего звена. В общежитие возвращалась только часов в десять вечера. Сил не оставалась практически ни на что.
Но и это еще было не все, ведь главное – пройти отборочный конкурс. Не одна я хотела поехать учиться по обмену. В 2008 году было 200 человек на 15 мест. Но конкурс прошла, и даже попала в пятерку лучших.
А когда мне предложили выбрать из списка вуз, в котором хочу учиться, назвала Университет прикладных наук города Ювяскюля в Финляндии.
– Почему ты выбрала именно Финляндию?
– В Москве мне очень не хватает настоящей сибирской зимы, я по ней ужасно скучаю. Поэтому и поехала именно в Финляндию – за зимней сказкой.
– Ожидания оправдались?
– Да. В январе уехала из слякоти Москвы в Финляндию и сразу же попала в снега. Снег там до самого конца апреля не таял.
И тут как раз пригодились мои нарядные белые короткие валенки, очень часто в них гуляла. Они произвели настоящий фурор на финнов и других иностранцев, которые учились со мной в Ювяскюля.
Еще бы – настоящая русская обувь! Более популярна была только моя меховая шапка, которая по форме немного напоминает какой-то женский вариант ушанки. В ней перефотографировались все мои друзья и знакомые из разных стран.
– А с людьми из каких стран ты больше всего подружилась?
– С самого первого дня очень сдружилась с ребятами из Франции, Италии, Словакии, Голландии, Швейцарии, Испании. Потом к нам присоединилась Корея.
И еще Гонконг! И Вьетнам! Ой, про Индию еще совсем забыла! До сих пор со всеми общаюсь, благодаря Интернету, так что связь не теряем.
-
Как найти 300 евро
– А где ты жила в Финляндии? Какое-то специальное общежитие для иностранных студентов?
– Не совсем. В Ювяскюля есть компания, у которой в собственности целые районы для студентов и молодых семей. Вот там мы и жили. По три человека в трехкомнатной квартире.
Оплата комнаты за один месяц – 250 евро. Финляндия очень дорогая страна. Там даже одна поездка на автобусе стоит 2,4 евро. А уж если ты собрался ехать после двенадцати ночи, то и вовсе пять.
Но зато там очень тихо и спокойно, и на улицах никто не курит, потому что это запрещено. Сигареты там, кстати, гораздо дороже, чем у нас в России. Раза в три, наверное. Мои друзья-иностранцы, когда приезжали в Санкт-Петербург – университет организовывал экскурсию в «Северную Венецию», как было написано в проспектах – накупили там огромное количество сигарет. Даже те, кто не курит, и те купили, объясняя эти словами: «А вдруг начнем?»
– Если в Финляндии все так дорого, то, наверно, очень высокий уровень жизни?
– Да, а уровень криминала, наоборот, очень низкий. Там можно даже сумку в кафе оставить, пойти делать заказ и вернуться за ней через полчаса. Все останется на том же месте, в крайнем случае, ее отнесут официантам в подсобку.
Вот, например, был случай, когда русские бизнесмены, рассчитываясь за такси, обронили 300 евро. Наш преподаватель посоветовал им обратиться в полицию: вдруг кто-то вернул деньги.
После того как приступ смеха у наших соотечественников прошел, ради шутки они все-таки позвонили в полицейское отделение. Каково же было их удивление, когда действительно оказалось, что какой-то очень порядочный финн принес их пропажу в участок!
-
За едой – с куратором
– Лекции в Финляндии сильно отличались от лекций в московском университете?
– Конечно, хотя бы потому, что они были на английском. У меня тут особых проблем не было, потому что язык я в Америке очень сильно подтянула. Так что понимала все с первого раза.
Специальность, по которой там обучалась – международный бизнес. Чтобы было интересней, преподаватели старались подать нам все знания в игровой практической форме. Почти на каждую лекцию к нам приходил специалист в той области, о которой должна была идти речь в тот день. Иногда мы ездили на экскурсии в разные компании.
Лекции почти всегда основывались на групповой работе. Нас постоянно разделяли на разные группы и давали задания.
Например, говорили: у вас бизнес – производство мобильных, но продажи резко начали идти вниз, подумайте и примите наиболее эффективное решение, как спасти ситуацию. И вот мы думаем, расписываем, куда и какую сумму потратим, что пойдет на рекламу, что на улучшение производства.
– Сплошная практика, теории не было?
– Теорию мы, в основном, должны были изучать сами, в свободное время. У университета есть свой сайт, на котором можно найти все, что нужно.
О нас, иностранных студентах, очень заботились. У каждого был даже свой куратор из студентов. Первое время они нам все показывали и объясняли, мы с ними даже в магазин за продуктами ходили.
– А много студентов из России было по обмену в этом университете?
– Достаточно, но я с ними почти не виделась. Специально старалась побольше общаться с людьми из других стран. Ведь со своими соотечественниками я и в России наболтаюсь, а тут есть шанс побольше узнать о других культурах и людях из самых разных уголков мира.
Меня, кстати, за русскую принимали, только когда я была в своих ярких валенках. А так чаще всего думали, что я француженка или итальянка. А вот финны часто принимали за финку, потому что у них тоже такое имя есть – Таня.
-
Бизнес Санта-Клауса
– А как ты отдыхала в Финляндии в свободное от учебы время?
– Мы постоянно куда-то ездили. Дело в том, что перелеты и поездки как раз в Финляндии получались очень дешевыми. Например, билет на паром до Стокгольма стоил всего 20 евро. Так что где мы только не побывали. Даже в Лапландии!
Я там исполнила свою давнюю мечту: искупалась в проруби. После этого, конечно, сильно заболела, но оно того стоило. А еще мы катались на лыжах, собачьих упряжках, оленях и снегоходах.
И съездили в деревню Санта-Клауса. Там оказался просто какой-то снежный лабиринт! Чтобы добраться до Санты, мы очень долго плутали, хотя эльфы, помощники Санта-Клауса, и показывали нам, как идти.
Когда мы наконец-то добрались до Санта-Клауса, то были немного разочарованы. Все получилось как-то слишком обыденно. Санта пожал всем нам руки и предложил сфотографироваться. Каждое фото стоило целых 60 евро! После фотосессии нас сразу же вежливо попросили не задерживаться и покинуть помещение.
– Детская сказка была разрушена?
– Нет, все стало гораздо лучше, когда мы добрались до почты Санта-Клауса. Оттуда, прямо с Заполярного круга, можно отправить открытку своим близким. И, хоть не верю в Санта-Клауса, ведь у нас есть свой Дед Мороз, я оправила две открытки: маме и своему недавно родившемуся племяннику Ванечке.
– А где из мест, в которых ты побывала, пока училась в Университете прикладных наук, тебе понравилось больше всего?
– В Норвегии. Потому что я все-таки очень скучала по родным тувинским пейзажам, в Норвегии все это было. Горы, леса и вода.
Друзья-французы показывали на горы: «Смотри – это же фьорды, правда, здорово?» А я думала: как похоже на Туву.
-
Таня-Янат
– Встать с левой ноги – несчастливая примета. А как насчет твоей левой руки?
– С ней получается все наоборот. Хотя в раннем детстве меня и пытались переучивать. В садике я все писала в зеркальном отражении: хочу написать «Таня», а пишу «Янат», и буква «я» в другую сторону смотрит. И стихи учила с последней строчки.
Так что меня считали немного недоразвитой. Воспитательницы в садике постоянно меня ругали, говорили: «Посмотри на Машу. Как она все правильно пишет и делает! Бери с нее пример!»
Но родители решили меня не переучивать, подумали: одна дочь – моя старшая сестра Аня – и так очень умная, так что я пусть буду просто обычной.
– Но обычной – не получилось. Что ни говори, энергию свою, ты всегда направляешь в правильное русло.
В физике даже есть «правило левой руки»: большой палец указывает направление силы. А куда указывает твой большой палец?
– Куда только не указывает! Если меня что-то заинтересует, сразу же полностью в это погружаюсь, вкладываю всю душу.
И твердо помню правило: нужно всегда двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом.
Фото из личного архива
Татьяны Иридековой
- Фото:
- 1. Мама Людмила Арсентьевна Иридекова и Таня – самый активный член общества книголюбов из двух человек. 1 сентября 1996 года, г. Шагонар.
- 2. Таня Иридекова (вторая справа) с одноклассницами. Последний звонок в лицее № 15. Кызыл, май 2005 года.
- 3. Аллея Звезд, Лос-Анджелес, Калифорния, США, сентябрь 2007 года.
- 4. и 5. Граница полярного круга в деревне Санта-Клауса. Таня – в тех самых валенках и ушанке. Март 2009 года.
- 6. Прогулка на собачьей упряжке. Финляндия, Лапландия, март 2009 года
ПРАВИЛО ЛЕВОЙ РУКИ – правило, определяющее направление силы, которая действует на находящийся в магнитном поле проводник с током (или движущуюся заряженную частицу).
Оно гласит: если левую руку расположить так, чтобы вытянутые пальцы показывали направление тока (скорости частицы), а силовые линии магнитного поля (линии магнитной индукции) входили в ладонь, то отставленный большой палец укажет направление силы, действующей на проводник (положительную частицу; в случае отрицательной частицы направление силы противоположно).