газета «Центр Азии»

Пятница, 29 марта 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2009 >ЦА №2 >Зависть

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

компрессор ремеза цена www.Remeza-Russia.ru . https://s-parfum-shop.ru женская парфюмерия купить женские духи в интернет магазине. . Самая свежая информация Лосины с пуш ап у нас на сайте.

Зависть

Проблема ЦА №2 (16 — 22 января 2009)

Почему в нашей Туве – небольшой республике – зависть так прочно сидит в сознании обывателей?

ЗавистьЧто такое зависть?

Чему мужчины и женщины завидуют чаще всего?

Каковы психологические особенности завистников?

Какие бывают разновидности зависти?

И как можно избавиться от нее?

Это чувство знакомо каждому: и ребенку, и взрослому. Зависть – негативная эмоциональная реакция на достижения других людей, чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

В крайнем выражении зависть доходит до ненависти по отношению к удаче другого и жажды его падения. Бенедикт Спиноза определял зависть как ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот – находит удовольствие в чужом несчастье.

ПОД ПРИЦЕЛОМ ЗАВИСТИ

Зависть существует независимо от расы, нации, социального статуса, материального благополучия, возраста, пола, профессии человека.

И все же: имеет ли это чувство отношение к социально-экономическому развитию региона, Завистьк национальным особенностям этноса, к уровню развития духовности и нравственности общества? Думаю, что да.

Чем беднее регион, чем ниже уровень жизни людей, чем больше ограничений свободы выбора самореализации, чем больше закрывается доступ к совершенству, чем ниже уровень нравственности, внутренней культуры, тем больше рождается зависти в душе представителя определенного этноса.

Низкий уровень жизни может вызвать комплекс неполноценности целого этноса.

В нашей республике зависть заняла прочное место в сознании населения. Многие свои беды жители Тувы считают результатом людской зависти к чужому успеху.

Не случайно люди все чаще обращаются к шаманам, к ламам, к разным «бабкам», чтобы избавиться от порчи и сглаза, которые, как они считают, вызваны чьими-то магическими заклинаниями, проклятием или просто злобным взглядом.

На самом деле никакой мистики здесь нет. Только психология. В зависимости от профессии, образа жизни, круга общения люди в той или иной мере постоянно находятся под прицелом множества глаз, подвергаются обсуждению, критике, злословию. Чем успешнее человек, тем больше он рискует оказаться под прицелом зависти окружения.

Люди переносят это по-разному. Очень часто прямыми последствиями являются сомнение в собственной значимости, неверие в себя, бессонница, неуравновешенность, повышенная конфликтность, нервное расстройство. И стресс, который пытаются снять табаком или алкоголем, наркотиками, обрекающими человека на самоуничтожение.

ЧЕМУ ЗАВИДУЮТ МУЖЧИНЫ, А ЧЕМУ – ЖЕНЩИНЫ

Как показали исследования, 94% женщин завидуют другим женщинам. Мужская половина человечества не менее способна и завидовать, и мстить, и плести интриги.

В современном мире все больше наблюдается изменение сути мужского и женского начала.

Мужчины тяготеют к женской модели поведения:

чрезмерная озабоченность внешностью,

женские манеры,

излишняя эмоциональность,

болтливость,

тяга к сплетням.

А женщины – к мужской:

финансовая независимость,

эмансипация,

мужская манера поведения,

бессознательное стремление к мужской одежде.

Зависть мужчин связана с их самолюбием и самоутверждением. Объектами зависти становятся:

высокий пост,

большая зарплата,

дорогая марка машины,

красивая жена,

внимание со стороны женщин,

отличное ружье,

успешная охота

и многое другое.

Мужская зависть носит более конкретный характер, она не касается мелочей, которых так много в зависти женской. Вызвать женскую зависть может абсолютно все:

привлекательная внешность,

хорошая фигура,

интересная работа,

молодость,

элегантная одежда,

дорогая шубка,

теплый родительский дом,

оригинальная квартира,

безделушка.

ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАВИСТНИКИ – БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ

Чем примитивнее психическая организация индивида, чем ниже порог чувства собственного достоинства и самоуважения, тем шире спектр зависти.

Отсутствие эмпатии – способности к сопереживанию, способности поставить себя на место другого человека – может еще больше усилить это чувство.

Объектом зависти к другим в таких случаях чаще всего выступает престижная работа, высокая зарплата, достойная квартира, крепкий родовой клан или семья, успехи детей, самодостаточность, независимость личности, успешный имидж, награды. Да все, что угодно.

ЗавистьРеальное или мнимое превосходство других в представлении индивида, подверженного зависти, обесценивает его собственные достижения.

Такой человек может завидовать осознанно или бессознательно, порой не догадываясь об истинной причине своего повышенного раздражения, агрессивного поведения, странных поступков.

Хроническая зависть, негативное мышление могут вылиться в постоянное самоедство и недовольство собой и вызвать невротические и психастенические расстройства, которые плавно перетекают в очень серьезные заболевания.

Зависть может быть мимолетной и продолжительной (устойчивой) или, образно говоря – белой и черной.

БЕЛАЯ ЗАВИСТЬ

Белая (мимолетная) зависть – мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Проявляется обычно на бессознательном уровне.

Белая зависть бывает двух видов: зависть-восхищение и зависть-стимул.

ЗАВИСТЬ-ВОСХИЩЕНИЕ – мимолетное чувство, нечаянно вызванное счастьем, достижением или успехом кого-то из ближайшего окружения. Как правило, такая зависть носит бессознательный, безобидный характер и долго не задерживается в сознании.

Она проявляется легко и безгрешно. Но, несмотря на свою поверхностную безобидность, может сыграть злую шутку – нечаянно сглазить чужой успех. Кроме того, от частого использования может стать черной.

ЗАВИСТЬ-СТИМУЛ, выраженная в признании чужих успехов, может стать соревновательным стимулом для здоровой конкуренции, творческих побед, реализации достижений и совершенствования личности.

Об этом виде белой зависти Марк Туллий Цицерон сказал: «Зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду». Такая зависть – явление здоровое, созидательное. Она может быть только у самодостаточных людей.

«Ты умен, одарен, образован, красив, силен, богат, высоко стоишь на службе, я – нет; ты – наверху, я – внизу; ладно, принимаю это. Я буду трудиться; творчески работать, перемещая себя «наверх» – в соревновании, но без зависти к тебе. Ты только оставайся наверху, я поднимусь к тебе», – такова внутренняя логика зависти-стимула.

ЧЁРНАЯ ЗАВИСТЬ

Черная (продолжительная, устойчивая) зависть чаще всего встречается на сознательном уровне и бывает четырех видов: зависть-агрессия, зависть-комплекс неполноценности, зависть-злорадство, алчная зависть.

В отличие от животных, социальное поведение человека решающим образом мотивируется потребностью в самоуважении. Когда его нет, а творческие способности самореализации ограничены, самоутверждение становится компенсацией. И тогда любое поведение, помогающее почувствовать силу, состоятельность, получает сигнал «Действуй!». Беда еще и в том, что достигнутая иллюзия самоуважения очень кратковременна и завтра понадобится самоутверждаться вновь.

Так запускаются поведенческие цепочки черной зависти, перерастающие в мощные мотивационные программы, как говорят психологи. Обличья зависти разнообразны:

«Несправедливо обделенный» и страдающий, несмотря на свою «замечательность»;

«Господь Бог», выносящий вердикты по поводу плохих качеств других людей;

«Судья», решающий, что беда к кому-то пришла справедливо;

«Сальери», убирающий со своего пути Моцарта, и так далее.

Внутренний смысл этих ролей очень прост – банальная зависть.

ЗАВИСТЬ-АГРЕССИЯ крайняя форма выражения черной зависти, негативная эмоция, побуждающая совершить злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Такая зависть съедает человека изнутри, становится мотивом для ненависти, агрессии, мести.

Жестокий завистник пристрастно отмечает чужое превосходство. Он обижается на человека за чужое счастье; его задевает всякий чужой успех; любое положительное качество другого мучит его, как рана на сердце. И чем беднее душа человека, тем сильнее его месть.

В опубликованном в 2007 году в «Центре Азии» интервью «Осознанное понимание справедливости» (автор Виктория Хертек) судья Верховного суда Республики Тыва Хамидулла Файзуллин упоминает таежное убийство, совершенное в августе 1996 года Начыном Байкара. Были убиты три заготовителя Кызылского ГорПО и подполковник ФСБ.

Убийца говорил, что ему, человеку таежному, было обидно видеть у начинающих охотников такое хорошее, дорогое оружие, с монокулярами и другими приспособлениями. Он завидовал! И из зависти убил и украл.

ЗАВИСТЬ-КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – это проявление низменных и примитивных черт личности, отсутствие чувства собственной значимости, самоуважения, осознание своей ненужности и, следовательно, зависть к тем, кто более востребован жизнью. Основа ее – низкая самооценка, закомплексованность, самокопание, самобичевание, невротичность натуры.

Такая зависть характерна для людей, которых в детстве недолюбили, недоласкали или избаловали; для тех, кто по причине своей некомпетентности не может реализоваться на своем месте. Она чаще встречается у мнительных, обидчивых и неуверенных в себе людей, а также у тех, у кого сниженное чувство самоуважения к себе.

Например, зависть некрасивой женщины к привлекательной называется «комплексом внешности».

А зависть руководителя к образованию и способностям подчиненного можно назвать «комплексом неполноценности по профессиональному признаку». Чем выше уровень такой зависти, тем комфортнее ему общаться с мало знающим, безынициативным и заискивающим сотрудником. Вот почему некоторым руководителям в нашей республике удобнее работать с подхалимами.

В моей практике был случай, когда муж начал завидовать жене, у которой произошел карьерный рост: она выиграла грант, стала успешным профессионалом, а он начал устраивать ей скандалы по малейшему поводу.

Причина была в зависти и крахе собственной карьеры. Поэтому муж был не в состоянии принять факт успеха жены: «Как может быть женщина умнее мужчины?» Такая зависть называется «комплексом неполноценности по интеллектуальному признаку».

ЗАВИСТЬ-ЗЛОРАДСТВО – вялотекущая зависть, не менее страшная и опасная, чем жестокая зависть.

Месть может быть выражена в молчании, бездействии, в безынициативности, в тихом злорадстве. Такая зависть может возникнуть на работе между коллегами, в семье между ее членами, в учебных заведениях, в армии.

Завистники этого плана – личности серые, нереализованные: ни в работе, ни в семье, ни в чем другом. Когда происходит беда с одаренным коллегой или с талантливым братом, радость переполняет низменную душу такого человека. У него не бывает сочувствия, сопереживания чужому горю.

На консультации одна женщина рассказывала мне, как ее ненавидела коллега, когда у нее была хорошая семья, успешная карьера, но как только разрушилась семья, погиб сын, коллега вдруг начала питать нескрываемую симпатию к ней. Теперь завидовать стало нечему – позиции почти равны: у завистницы нет семьи.

АЛЧНАЯ ЗАВИСТЬ – в ее основе лежит скупость и жадность. И бедность, и богатство одинаково рождают ее.

Люди завидуют тому, что у кого-то что-то лучше, дороже, больше, чем у него. Неважно, что это – деньги, высокий пост, успех, красота, материальные ценности.

Все материальное для них имеет смертельно важную ценность. Смысл жизни заключается в том, чтобы «иметь все, как у людей».

Такие люди негативно воспринимают все, что их окружает. Даже собственную удачу они способны воспринимать в штыки и видеть в этом чей-то подвох. Их энергия уходит на черную, негативную переработку бытия.

Зависть разъедает организм изнутри. Человек начинает болеть, не понимая истинной причины своего недомогания. Еще древние греки отмечали, что у завистливых людей начинает в первую очередь болеть печень. Многие опухоли, раковые заболевания начинаются с зависти.

КАК СПАСТИ СЕБЯ ОТ ЗАВИСТИ

Зависть относится к саморазрушающему виду поведения. Становясь главной мотивирующей силой в жизненном сценарии, она чаще всего приводит к духовному краху.

Даже при достижении цели, потому что закономерно появляется новый объект зависти, а внутренний мир при этом остается пустым, незаполненным.

Лекарство от зависти – личностный, профессиональный и духовный рост. С чувством собственного достоинства приходит и самодостаточность. Главное – спокойно принимать завистливую хулу в свой адрес, относясь к ней как к скрытому комплименту (раз ругают, значит, ты чего-то стоишь) и уметь держать удар дифирамбов, который приводит к остановке развития. Лучше всего критику принимать с большей заинтересованностью, чем похвалу, так как она помогает увидеть свои ошибки и мобилизоваться.

Способность радоваться жизни «здесь и теперь» является признаком самодостаточной личности. Иммунитетом от зависти является творчество во всем: в работе, в жизни, в любви, в семье.

Сильный человек черпает силы внутри себя, слабый ждет помощи от других и, если жизнь не удается, винит во всем всех, но только не себя.

Не завидовать – значит уметь анализировать свое и чужое поведение, искать условие для личностного роста, уметь минусы превращать в плюсы, радоваться своим достижениям и чужому успеху, иметь адекватную самооценку, избавляться от собственного невроза. И развивать в себе позитивную психологию!

Чтобы не завидовать людям, человеку нужна самодостаточность. Самая главная психологическая особенность завистника – его духовная пустота. По мере ее наполнения за счет своей творческой самореализации исчезает потребность завидовать, человек сам начинает осознавать свою значимость, уникальность и неповторимость.

Не превращайтесь в банального завистника. Наметьте для себя цели посолиднее. Даже если вы не доберетесь до самой верхней ступени, все равно окажетесь в положении более высоком, чем сейчас. Поднимайтесь вверх каждый день, не сталкивая вниз другого.

Преобразуйте низкое чувство в высокий стимул, отвлекитесь от того, кому завидуете, искренне пожелайте ему счастья и смело стройте свое. Обязательно получится!

Татьяна ОНДАР, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ТывГУ

 (голосов: 23)
Опубликовано 17 января 2009 г.
Просмотров: 23178
Версия для печати

Также в №2:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru