газета «Центр Азии» №19 (15 — 21 мая 2009)
Проблема

Приграничье: организованное скотокрадство и нарушение режима

16 мая 2009 г.

Дерзко и организованно, порой – с применением оружия, действуют скотокрады на тувинском участке государственной границы России и Монголии.

Тактика действий нарушителей режима госграницы и скотокрадов свидетельствует о высоком уровне их организации, позволяющем в кратчайшие сроки перемещать похищенный скот через границу и по подложным документам переправлять его в районы республики для реализации.

Прослеживается явная заинтересованность преступных лиц в получении материальной выгоды за счет разницы в стоимости продукции животноводства: цена одного килограмма мяса в Туве в два-три раза больше, чем в Монголии.

 

Правоохранительными органами республики, Пограничным управлением ФСБ России по РТ прилагается немало усилий для укрепления законности в приграничье. Тем не менее, кражи скота не прекращаются – как с участием российских граждан, жителей Тувы, так и граждан Монголии.

В противоправную деятельность на границе втягиваются различные слои населения не только приграничных, но и других районов Тувы, для которых вследствие низкого социально-экономического уровня жизни скотокрадство и контрабандные сделки на границе становятся едва ли не единственной возможностью получить средства к существованию.

Если в 2007 году было задержано 79 нарушителей границы, то в 2008 – 85.

На порядок выше число нарушителей режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска. В прошлом году было задержано и привлечено к административной ответственности 1443 человека, тогда как в 2007 году – 534 нарушителя.

Почти трехкратный рост говорит не только о высокой бдительности пограничников, но и о серьезных сбоях в работе органов местного самоуправления приграничных районов.

Странно, но факт: основная масса населения приграничья не считает преступлением незаконное пересечение госграницы и зачастую открыто проявляет недовольство законными действиями пограничников, а органы местного самоуправления не пресекают подобную реакцию, не проводят должной разъяснительной работы среди населения.

Еще свежи в памяти действия главы администрации сумона Сарыг-Холь Овюрского Приграничье: организованное скотокрадство и нарушение режимарайона Николая Биче-оола, который настраивал местное население не подчиняться законным требованиям пограничников, когда те изымали обнаруженный на некоторых стоянках похищенный из Монголии скот.

Еще пример: будучи главой администрации сумона Кызыл-Чыраа Тес-Хемского района Зоя Лайдып в грубой форме отказала представителям Пограничного управления ФСБ России по РТ предоставить необходимые сведения и документы в отношении задержанных Т. Эрендея, М. Ланаа, С. Сырата и Д. Дамбыра, нарушивших госграницу и похитивших из Монголии 25 лошадей.

В отношении этих глав сельских поселений прокуратурой были объявлены предостережения о недопустимости противодействия законным требованиям органов погранохраны.

Последняя – в феврале-марте 2009 года прокурорская проверка соблюдения Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» позволяет сделать вывод: вопросы исполнения законодательства об охране государственной границы не стали постоянной заботой администраций приграничных населенных пунктов.

Предоставленное статьей 37 Закона право муниципальных образований, расположенных на пограничных территориях, предусматривать в штатном расписании должностных лиц по пограничным вопросам, не используется.

Органами местного самоуправления не обеспечивается надлежащее исполнение соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии от 14 ноября 2000 года «О совместных комиссиях по розыску и возвращению угнанного и перепасшегося через государственную границу скота».

В большинстве случаев органы местного самоуправления уклоняются от организации работы этих комиссий, необоснованно перекладывая ее на пограничников.

Об отношении руководителей органов местного самоуправления приграничных районов к проблемам обеспечения охраны госграницы красноречиво говорит и то, что все они – за исключением главы администрации Овюрского района Николая Ооржака – проигнорировали приглашение на апрельское координационное совещание под председательством прокурора РТ Павла Бухтоярова, на котором рассматривался вопрос о состоянии законности на тувинском участке государственной границы.

По результатам последней проверки прокурорами приграничных районов руководителям районных администраций и сельских поселений внесено 27 представлений об устранении нарушений закона, принесен один протест на незаконный правовой акт.

Благодаря усилиям органов погранохраны в настоящее время создано 15 добровольных народных дружин, которые с начала этого года привлекались около двухсот раз.

Можно говорить о возрождении старой доброй традиции советских времен. Но для привлечения граждан к охране государственной границы, несомненно, требуется принятие нормативно-правовой базы и использование всего арсенала моральных и материальных стимулов.

Еще одна проблема приграничья: массовый характер приобрело пересечение госграницы в упрощенном порядке.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии от 10.08.1994 «О пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через российско-монгольскую государственную границу» предусмотрены особые случаи для возможности посещения жителями приграничья своих близких родственников из Приграничье: организованное скотокрадство и нарушение режимасопредельного государства: свадьба, рождение ребенка, похороны.

Однако особо находчивые стали в массовом порядке использовать эти возможности совсем с другими целями – коммерческими.

Перейдя госграницу и получив-передав баулы с товарами для продажи, тут же возвращаются. В результате казна не досчитывается поступлений в виде обязательных таможенных платежей, а граждане избегают расходов на них и определенных ограничений.

Эта незаконная практика также пресечена. Теперь органы внутренних дел приграничья стали более взыскательно относиться к выдаче удостоверений на пересечение госграницы в упрощенном порядке – в строго оговоренных нормами права случаях, требуя от желающих пересечь госграницу предоставления необходимых документов.

Пограничным управлением справедливо инициирован вопрос об усилении ветеринарного надзора на госгранице, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Однако Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ практически не участвует в реализации мероприятий по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в приграничных районах, ссылаясь на отсутствие финансовых средств.

Такое положение создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан из-за постоянного перепаса скота как на территорию Монголии, так и на территорию России.

Лишь за текущий период 2009 года российские граждане допустили девять случаев перепасов 456 голов скота через госграницу, монгольские – 28 случаев – 892 животных.

С учетом приграничного статуса республики и складывающейся обстановки на границе пограничное управление предложило создать постоянно действующий комитет по охране госграницы в Великом Хурале РТ и планировать в бюджете республики средства на совершенствование охраны государственной границы.

 

Фото: 2. Встреча на границе.

Ольга БУЗЫКАЕВА, старший помощник прокурора Республики Тыва
http://www.centerasia.ru/issue/2009/19/2692-prigraniche-organizovannoe.html